Будущий урок уже стал поводом довольно бурного обсуждения в обществе. Имя предмету — «Основы религиоведения».
Большинство родителей восприняло новость, мягко говоря, без энтузиазма. На популярном казахстанском форуме «Центр тяжести» на эту тему и вовсе развернулось ярое обсуждение нового предмета. По мнению одних, религию необходимо «отделять от светского образования», не то новому поколению страны грозит «откат» от сегодняшних дней «до средневекового мракобесия». На взгляд других, этот предмет сумеет оградить молодежь от «вредных» религиозных сект и течений. Как бы то ни было, предмет, призванный дать школьникам знания о религии и религиозных верованиях, должен еще, как заявляют в МОН РК, «посодействовать формированию у школьников общечеловеческих духовно-нравственных ценностей».
На взгляд Думана Кожахметова, PR-менеджера проекта «Бисмиллях: Знакомство с Исламом», эту инициативу министерства образования страны можно назвать своевременной. Особенно с учетом «популярности» записей мобильных телефонов, на которых зафиксированы жестокие школьные драки и издевательства. «Это, по-видимому, результат падения моральных нравов, обесценивания нравственных ценностей и нивелирования человеческого достоинства… Дискриминационное отношение, неуважение религиозных конфессий часто является результатом обычного невежества, поэтому важно, чтобы школьники получили в рамках светского преподавания информацию о существующих религиозных взглядах, их истории и уроках. Это существенно расширит кругозор школьников и предотвратит от нежелательного религиозного сепаратизма», — прокомментировал эксперт.
В рамках программы нового предмета авторами предусмотрено изучение таких разделов как «Понятия о религии», «Возникновение древних религиозных верований», «Воспитательное значение религии», «Мировые религии», «Современная религиозная ситуация в Казахстане», «Роль первого президента Республики Казахстан в обеспечении межэтнического и межконфессионального согласия, политике государства в вопросах религии».
По словам заместителя директора среднего образования МОН РК Г.Жакыбая, на сегодняшний день уже разработан тематический план семинара-тренинга предметников на 24 часа, подготовлены учебно-методический комплекс к курсу переподготовки и раздаточные материалы для учителей, библиография для учебно-методического обеспечения предмета. Преподавать «основы религиоведения» будут учителя общественных дисциплин — историки, литературоведы и т.п. Именно им предстоит пройти курс переподготовки, который будет разработан по результатам проведенного семинара-совещания на базе Карагандинского областного института повышения квалификации работников образования с участием заместителей начальников областных и г.г. Астана, Алматы управлений образования, директоров областных институтов повышения квалификации, руководителей Комитета по делам религии Министерства юстиции Республики Казахстан и его областных центров, Национальной академии образования им.Алтынсарина.
Именно вопрос преподавания курса, а не предмет сам, как таковой, вызывает опасения у независимых экспертов. Так, Куат Рахимбердин, директор Восточно-Казахстанского областного филиала Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности, декан юридического факультета ВКГУ имени С. Аманжолова, предлагает подумать над вопросом, насколько сами учителя хорошо знают историю возникновения той или иной религии, ее особенности, приоритеты, процесс адаптации того или иного учения на территории Казахстана. «Я могу себе представить, как будет себя чувствовать, скажем, учитель истории, когда на каверзный вопрос школьника из категории «а почему?», он не сможет дать компетентного, полного, толерантного ответа, — пояснил он, добавив, что в большинстве случаев у людей существуют только фрагментарные знания относительно той или иной религии. — А это довольно опасно, ведь любая неверная субъективная трактовка религиозных понятий может привести к искажению правды. Религия — такая тонкая материя, с которой необходимо очень бережно обращаться, уметь ею оперировать».
«Особенно мне не верится в то, что предмет будет изучаться на должном уровне, сегодня, когда при современном менеджменте качества обучения ценятся такие системы проверки знаний как ЕНТ, — добавил эксперт. — Ведь именно по итогам ЕНТ оценивается качество не только всей системы образования в целом, но и качество образования в отдельно взятой школе с ее преподавателями. Мне многие преподаватели рассказывают, что в старших выпускных классах школьники внимание уделяют только тем предметам, по которым им в 11 классе придется сдавать тесты. А это 4-5 предметов. И я не уверен, что в таких условиях у старшеклассников будет интерес к подобным занятиям. Кроме того, раз такой предмет вводится в качестве факультатива, на мой взгляд, он должен быть на добровольной основе».
Между тем, в итоге эксперты сошлись во мнении, что курс об основах религиоведения, в первую очередь, должен дать представление школьникам о праве на свободу совести. Кроме того, на взгляд Думана Кожахметова, этот курс должен дать информацию о существующих религиозных конфессиях, их истории и основных положениях, специфике и мудрости. «Теперь, о том, что в курс не должно входить: безусловно, в программу предмета не должно быть места информации, которая будет представлять какую-либо религию, как единственно правильную, или рекламирующей какие-либо конфессии, предоставляющей их адреса или контакты. Очевидно, что учебный курс не должен использоваться для пропаганды какой-либо религии, так как это противоречит отечественной Конституции, утверждающей Казахстан в качестве светского государства», — объяснил эксперт, добавив, что в светской подаче религии, в отличие от религиозной подачи, всегда есть информация, которая предоставляет свободу выбора. В числе такого выбора — право на свободу не верить ни в одну из религий. В государствах, где религия и государство не разделены, такого выбора просто не существует.
Однако учитывая мнение отдельных родителей по спорному вопросу, эксперты рекомендуют наладить эффективный общественный диалог на спорную тему.