И определил, при каких условиях в семье может родиться ребенок с повышенными способностями, а может быть — и гений!
Казбек Хасеинов — известный в стране и за рубежом ученый, профессор кафедры математики Технического Университета им. Сатпаева, академик Международной Академии информатизации. Он известен своими математическими работами, пишет научные книги, учебники. Поэтому обращение его к математическому анализу вопросов генетики и одаренности выглядит довольно неожиданно.
— Я очень много читаю, многим интересуюсь. Мои интересы не ограничиваются только математикой. В начале восьмидесятых годов я часто задумывался над тем, в каком возрасте у родителей рождаются одаренные, очень способные дети. И одним из ярких примеров был мудрый Соломон — сын Великого царя Давида, которому было более сорока лет, когда родился Соломон. Я начал собирать информацию о безусловно гениальных людях и поразился: наблюдалась явная закономерность связи между возрастом отца и способностями его ребенка.
Потом я обратил внимание на фольклор: почему в сказках многих народов имеется постоянный «бродячий» сюжет: у отца три сына, два старших — обычные, а вот самый младший — «дурак»? Причем такой «дурак», который проявляет все признаки гениальности, совершает то, что никому не под силу: то достанет Жар-птицу, то живой воды, то дракона победит… И этот сюжет — в сказках почти всех народов! «У старинушки — три сына. Старший умный был детина, средний брат — так и сяк. Младший вовсе был дурак…» Заметьте: младший — а это значит, что отец его уже в очень зрелом возрасте! А ведь фольклор, сказки, в фантастическом виде отражают тысячелетнюю жизненную практику человеческих племен и народов. И в мире живой природы можно явственно различить эту тенденцию: у животных с высокой социальной организацией всегда право на размножение имеет только опытный, зрелый и сильный самец, первый в иерархической структуре стада, прайда или стаи. А значит — гены передает только самый возрастной и сильный вожак. Для чего-то это природой задумано?
Есть теория, что в основе онтогенеза (развития организма) лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Вероятно, происходит не только реализация, но и формирование, развитие собственного генотипа пропорционально росту, формированию самого человека. Так как умственная способность человека является одним из высших наследственных свойств, то естественно ожидать, что передача генетическим кодом потенциальных способностей ребенку возможна при максимальном развитии умственных способностей отца. Казбек Хасеинов решил проверить все эти догадки математическим способом. Его метод, безусловно, отличался от научной ортодоксии. Он поставил задачи: определить тот возраст отца, когда дети могут родиться наиболее способными, в каком интервале лет отца дети получат большие умственные способности.
Были исследованы 350 человек — талантливых ученых, общественных деятелей, выдающихся поэтов, писателей, композиторов, артистов, художников, скульпторов, архитекторов, известных металлургов разных поколений и государств.
По биографическим данным, энциклопедиям, из книг серии «ЖЗЛ» определялся возраст отца хi , когда был рожден этот человек. Причем у всех отцы были одаренными, с хорошими умственными способностями.
К сожалению, в рамках данной статьи нет возможности привести весь математический аппарат, использованный Хасеиновым для решения поставленной задачи. Скажем только, что здесь есть диаграммы, графики, формулы, оценить красоту и изящество которых может только математик. Для этого достаточно привести небольшую выдержку из работы. Например: «Малое отличие от нуля асимметрии и эксцесса свидетельствует о том, что распределение случайной величины ξ (возраст отца) близко к нормальному распределению (2). Причем положительная асимметрия S=0,2336 показывает, что «длинная часть» кривой плотности расположена правее x. Отрицательное значение эксцесса Е=-0,0328 указывает на более низкий и плоский характер вершин по сравнению с нормальной кривой. Для наглядности и сопоставления построим кривую нормального распределения (1) поверх полигона и гистограммы».
(Эта цитата, кстати, показывает, что чтение труда Хасеинова связано с известными трудностями).
Но большинство людей интересуют выводы — а они очень интересные! Результаты математической обработки доказали, что:
— 36 лет является наивероятнейшим возрастом для передачи отцом умственных способностей ребенку;
— Среднеквадратичное отклонение 8 лет указывает диапазон лет отца (28-44), когда дети получают бо?льшие умственные способности, т.е. более полную генетическую информацию.
К примеру, Владимир Ильич Ленин родился, когда отцу было 39 лет, Карл Маркс -36, Беккерель А.А. — 32, Бернулли И. — 43, Бернулли Д. — 33, Бернулли Я. — 31, Бор Н. -30, Бор Х. — 32, Бор О. -37, Вавилов С.И. — 32, Вавилов Н.И. -28, Дефо Д. — 30, Карно Н.Л. — 43, Кеддыш М.В. -33, Клодт М.П. — 30, Кони А.Ф. -35, Кунанбаев А. — 41, Курчатов И.В. — 36, Кюри И. — 38, Ляпунов А.М. — 37, Лист Ф. — 32, Максвелл Д.К. — 39, Мане Э. — 36, Мендель И. — 33, Нобель А. — 32, Петр Первый — 43, Помпей С. — 31, Растрелли В. — 35, Твен М. — 36, Туполев А.А. — 37, Фейербах Л. — 29 и т.д.
Вероятность рождения детей с большими умственными способностями в зависимости от возраста отца распределяется по нормальному закону с положительной асимметрией. Причем положительная асимметрия показывает, что после 44 лет вероятность рождения умных детей уменьшается более медленно и плавно, а в 50-55 лет даже остается постоянной. Вероятность рождения наиболее способных детей после 44 лет отца больше, чем вероятность рождения до 28 лет.
К примеру, возраст отца при рождении сына был: Бенуа А.Н. — 57, Бернулли Я. — 49, Войнич Э.Л. — 49, Гамзатов Р. — 46, Гумбольдт А. — 49, Гумбольдт В. — 47, Жуков Г.К. — 54, Кассини Ж. — 52, Ковалевская С.В. — 50, Менделеев Д.И. — 51, Мериме П. — 46, Патон Б.Е. — 48, Питт У. (мл.) — 51, Ренуар Ж. — 53, Россети Д. — 55, Сатпаев К.И. — 54, Эрмит Ш. — 48 и т.д.
В своей работе К. Хасеинов приводит слова известного биолога-генетика Д.К. Беляева, которые, как кажется, хорошо иллюстрируют его собственные выводы. «Громадная пластичность мозга, тренируемость и обучаемость людей исключают фатальное значение генетической программы. Действительно, генетическая программа человека в отличие от наследственности животных не предопределяет однозначно и фатально весь его будущий онтогенез. Его наследственная программа выступает как возможность, формально определяющая те или иные задатки организма. Генотип индивида детерминирует лишь наметку определенного количества потенций и способностей, основные контуры индивидуального формирования, которые будут качественно реализованы или не реализованы, полностью или частично развиты и изменены в зависимости от конкретных условий жизни. Развитие умственных способностей, совершенствование творческой деятельности человека во многом зависит от окружающей его среды, воспитания, обучения, работоспособности и т.д.»
В генетике, на наш взгляд, должен играть важную роль возрастной фактор родителей. Если диапазон спелости плодов, растений определяется неделями, то интервал возраста зрелости людей уже исчисляется десятилетиями (ведь, селекционеры всегда выбирают семена от спелых плодов). И поэтому: в каком возрасте отца родился ребенок — имеет значение и влияет на получаемую генетическую информацию. К сожалению, не имелось возможности исследовать передачу умственных способностей ребенку в зависимости от возраста матери (из-за очень малых сведениях о возрастах матерей), а также влияние разности возрастов отца и матери.
Ко многим причинам акселерации нынешней молодежи (урбанизация городов, интенсивная инсоляция, улучшение социальных условий жизни, миграция населения, увеличение углекислого газа в атмосфере и т.п.) нужно еще отнести «омоложение» родителей. Родители в возрасте моложе 25 лет, когда у них самих еще продолжается физиологический рост, вероятнее всего передают генетически увеличение роста своим детям, т.е. ребенок получает положительную производную роста.
«Полученные результаты могут иметь практические приложения, — пишет К. Хасеинов. — Известно, что в последнее время наблюдается снижение рождаемости, причем в основном дети рождаются в возрасте родителей 20-30 лет (сейчас, как правило, родители примерно одинакового возраста). Думаем что, знание наивероятнейшего возраста для максимальной передачи умственных способностей позволило бы родителям желать иметь детей в возрасте 30-40 лет и более старшем возрасте. А это в какой-то мере может способствовать подъему рождаемости».
Таким образом, статистическая обработка данных выборки из 350 человек позволяет сделать следующие математически, логически обоснованные гипотезы, которые, конечно, требуют подтверждения или опровержения на основе биологических, бимолекулярных и химических исследований. Итак:
1. Важным фактором в теории наследственности, осуществлении генетической информации является возраст родителей.
2. Генетическая информация формируется с возрастом человека, т.е. она, являясь частью живого организма, материей, должна быть динамичной. Банк генетических данных человека от 20 до 60 лет не может оставаться неизменным.
3. До 28 лет генетическая информация менее сформирована, а до 23 лет почти не сформирована, поэтому дети могут получить частично или полностью умственные способности по генам деда.
Примеры: Фридрих Энгельс родился, когда отцу было 24 года, он мог перенять способности своего деда, умного, крупного фабриканта.
Уильям Фолкнер перенял гены знаменитого прадеда, писателя, полковника Уильяма Фолкнера, который старше его на 72 года, т.е. (23+25+24). Улугбек родился, когда его отцу было (17!) лет, и перенял умственные способности деда Тамерлана. Суворов А.В. родился, когда отцу было 24 года, Кедров Б.М. — 25, Таусон Л.В. — 23, Чаплыгин С.А. — 24.
4. Длинная часть кривой и плотности распределения после 50 лет может свидетельствовать о медленном стирании «генной памяти».
5. Возможно, в молодом возрасте до 28 лет ребенком в большей степени воспринимаются физические способности, рост, вес, здоровье отца, а после 44 лет, наоборот, чаще принимаются болезни, худшие качества отца.
Существование диапазона 28-44 лет отца для передачи больших умственных способностей еще раз подтверждаются многочисленными примерами рождения в этом диапазоне одинаково талантливых родных братьев, у которых разница в возрасте не более 3-5 лет.
К. Хасеинов составил подробную таблицу, где эта особенность проявилась очень наглядно. Например, известные физики Н. Бор и Х. Бор родились соответственно, в 1885 и 1887 годах; писатели Т. Манн и Г. Манн — в 1871 и 1875 годах… И таких примеров талантливых братьев — около ста. Это еще раз подтверждает, что генетическая природа ярких способностей несомненна.
Бор Н. — 1885, Бор Х. — 1887, Брюллов А.П. — 1798, Брюллов К.П. — 1799, Вавилов Н.И. — 1887, Вавилов С.И. -1891, Веснин А.А. — 1880, Коровин С.А. — 1858, Коровин К.А. — 1861, Коробов П.И. — 1902 Коробов Н.И. — 1905 Коробов И.И. — 1910 Курочкин Н.С. — 1830 Курочкин В.С. — 1831 Лившиц Е.М. — 1915, Лившиц И.М. — 1916, Лонге Ж. — 1876 Лонге Э. — 1879 Манизер Г.Г. — 1889 Манизер М.Г. — 1891 Манн Г. — 1871, Манн Т. — 1875, Муравьев А.Н. — 1792 Муравьев Н.Н. — 1794 Муравьев М.Н. — 1796 Муравьев-Апостол М.И. — 1793 Муравьев Апостол С.И. — 1793 Насонов Д.Н. — 1895 Насонов А.Н. — 1898 Насонов В.Н. — 1900 Нобель Л.Б. — 1831 Нобель А.Б — 1833 Орбели Л.А — 1882 Орбели И.А. — 1887 Палиашвили И.П. — 1868 Палиашвили З.П. — 1871 Пейве Я.В. — 1906 Пейве А.В. — 1909 Перовский Л.А. — 1792 Перовский В.А. — 1795 |
Веснин В.А. — 1882, Веснин А.А. — 1883, Гумбольдт А. — 1769, Гумбольдт В. — 1767, Ковалевский А.О. — 1840, Ковалевский В.О. — 1842, Рерих Ю.Н. — 1902, Рерих С.Н. — 1904, Реформаторский С.Н. — 1860 Реформаторский А.Н. — 1864 Рожанский Д.А. — 1882 Рожанский Н.А. — 1884 Румянцев Н.П. — 1754 Румянцев С.П. — 1755 Сатпаева Р.А. — 1912 Сатпаева Р.А. — 1916 Семенов-Тян-Шанский А.П.1866 Семенов-Тян-Шанский В.П.1870 Тимирязев Д.А. — 1837, Тимирязев К.А. — 1843, Тревиранус Г.Р. — 1776 Тревиранус Л.К. — 1779 Третьяков П.М. — 1832 Третьяков С.М. — 1834 Трубецкой С.Н. — 1862 Трубецкой Е.Н. — 1863 Федоров А.А. — 1906 Федоров А.А. — 1908 Чапек И. — 1887, Чапек К. — 1890, Шенье А. — 1762 Шенье М. — 1764 Шувалов П.А. — 1827 Шувалов П.А. — 1830 Щепкин Е.Н. — 1860 Щепкин В.Н. — 1863 Якоби Б.С. — 1801, Якоби К.Г. — 1804. |
Конечно, выводы казахстанского профессора Казбека Акбаровича Хасеинова должны быть еще проверены самыми разными способами, и в разных научных дисциплинах, от генетики до эволюционной биологии. Однако нельзя не отметить его нового, свежего взгляда на проблему. Ведь он впервые, математически, методами формальной логики доказал, что зависимость передачи способностей от возраста отца не только существует, но и имеет свои закономерности, что она подчиняется определенным законам.
Конечно, от этого открытия еще далеко до того времени, когда «производство гениев» можно будет осуществлять в широких масштабах. Но все всегда начинается с первого шага, с фантастических, на первых взгляд, идей и гипотез…