Не выучил урок! Не вынес мусор... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не выучил урок! Не вынес мусор...

Не выучил урок! Не вынес мусор...

В Алматы прошла конференция родителей. Собраться пап и мам на грандиозное родительское собрание городского масштаба подвигло заявления образовательных учреждений, которые все чаще и чаще напоминают взрослым, что они в школе - посторонние.

  • 5 Октября 2004
  • 1271
Фото - Caravan.kz

Инициативные родители решили разобраться со своим местом не только под солнцем, рядом со своими чадами, в школьном сообществе, но и в обществе в целом.
Итак, родители, настроенные на большой и серьезный разговор с системой образования, пригласили кучу НПО, действующих в системе образования и, как водится, чиновников от образования тоже.
Однако последние грубо проигнорировали приглашение. Ни один сотрудник РУНО, равно как и департамента образования города, не пришел на конференцию. Родители вынуждены были «вариться» в собственном соку, что тоже оказалось неплохо.
Взрослые очень быстро поняли: для того чтобы участвовать в образовательном процессе на законных основаниях, надо всего лишь объединяться, уплотняться, сливаться, в общем, превращаться в движение, которое будет иметь и силу, и вес, и авторитет.
Для этого всем присутствующим надо было осознать себя единым целым и ни много ни мало — общественным движением. А движение — это вам уже не родительское собрание, которое собралось, посидело, покричало и разошлось.
Движение должно точно знать цель, направление и способы достижения цели. Поэтому одним из первых обсуждался такой вопрос: нужно ли родителям такое движение, готовы ли они стать единым целым под общим названием — родители? Большинством голосов присутствующие признали, что они уже давно сплотились в большую силу и готовы дальше действовать сообща. Одно но. Как это сделать грамотно? — спрашивали мамы (на конференцию, как и на все школьные мероприятия, пришли одни женщины). Инициаторы конференции предлагали действовать через НПО, которых, слава Богу, в Казахстане уже немало. Почему через НПО? Потому что, в коррумпированной и построенной по жесткой вертикали системе образования, только независимые и никому не подотчетные Неправительственные организации могут взять на себя миссию продвижения той или иной проблемы, а также ее решение.
При этом сотрудники НПО не будут бояться гнева чиновников от образования. Практика показывает, что директор школы зачастую не может открыто действовать, боясь потерять свое место, не могут помочь родителям или детям и учителя — самые подневольные люди в школе. Остаются независимые родители и общественные объединения, НПО.
Правда, на конференции звучал и встречный вопрос: а какая сила есть у этих организаций, на них никто не может давить, но кто к ним прислушивается? Выяснилось, что в свое время, когда НПО стали заявлять о своем влиянии на общество, в частности в системе образования, министр господин Кулекеев пренебрежительно заявил, мол, вас много и со всеми считаться, не много ли чести? Однако буквально на следующий день Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении отметил, что государство намерено работать с НПО. И все изменилось. Министр образования и науки РК тут же исправился и изменил свое отношение к общественным организациям, выразив готовность посотрудничать. Так что у родителей есть верные партнеры в большой работе: это НПО, которые на сегодня активно лоббируют решение проблемных участков в образовании, продавливая их через Министерство.
Принимавшие участие в конференции представители этих самых НПО в свою очередь призывали родителей быть более активными и инициативными. Приводили в пример другие города Казахстана, в которых общественная жизнь родителей прямо-таки бьет ключом — в частности называли Павлодар, Караганду, Костанай. Там родители давно заявили о себе, как о пятой силе в стране и решают самые разные вопросы, связанные с получением образования их детей. В Алматы же активность настолько низкая, что прошедшая конференция кажется чуть ли не бомбой, на фоне всеобщей родительской пассивности и равнодушия.
Механизм работы общественных организаций давно известен, давно существует, но алматинским родителям нужны знания: как работать и с кем?
Вдохновенно звучали слова представителей НПО, которые говорили о зарубежном опыты родительского движения. Например, в США и Германии образовательным процессом управляют только родители. У нас же делаются робкие попытки включения в процесс. До полноценного управления еще ох как далеко.
В связи с чем конференция обсуждала и такие вопросы: чего не хватает родителям, чтобы стать активной силой в образовательном процессе? Какая информация нужна родителям о школе, всегда ли они ее получают? Нужен ли всеобуч для родителей, как организовать работу такого всеобуча? Как видится родителям взаимодействие семьи и школы? На сегодня учитель может написать в дневнике незадачливого ученика: не выполнил домашнее задание, а современные родители вписывают туда же свои претензии к собственному чаду — не вынес ведро! Каждая из взрослых сторон считает, что проинформировала друг друга о своих проблемах, но что от этого изменилось? Ничего! К сожалению, сегодня школа и семья взаимодействуют именно так: на уровне претензий и предъявлений. Сотрудничества и понимания нет. Никому по настоящему нет дела до ребенка: почему не выполнил домашнее задание, почему не вынес ведро… никто не разбирается. Великий треугольник: учитель-ученик-родитель — давно развалился, взрослые утратили связь с детьми.
Участники конференции решили, что пора хоть кому-то из взрослых начать устанавливать порушенные контакты. Ожидать, что первым начнет это делать учитель — бессмысленно. Дети-то чьи? Поэтому родители заготовили для начала ряд пожеланий, которые будут переданы во все школы города и отосланы в Минобраз РК. Работали над предложениями долго, хотели доказать, что они — в учебных заведениях не посторонние, а очень даже заинтересованные люди, которые знают про своих детей больше учителей и готовы своими знаниями и возможностями помочь ученикам стать достойными людьми в обществе.
Итак, родители считают, что школьные классы должны формироваться с учетом дошкольной подготовленности детей, так как это существенно влияет на характер нагрузок в учебном процессе. Нужно обратить особое внимание на детей-левшей — им необходимо создать нормальные условия для обучения. Изменить нормативное количество детей в классе до 20 учеников. Включить в учебную нагрузку учителей часы на дополнительные занятия с отстающими учениками. Сейчас учителя занимаются с ними, но исключительно за дополнительную плату. В каждой школе обязательно должен работать школьный психолог, который должен стоять на защите интересов ребенка и способствовать установлению комфортных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Активнее использовать системный подход в обучении. В настоящий момент у выпускников школ картина мира не складывается в логичную стройную систему знаний.
Больше уделять внимания развитию информационной культуры учеников, навыкам сообразования. Предоставить право детям, посещающим соответствующие секции (школы, факультативы, кружки) освобождаться от уроков по этим предметам. Установить ученику право на один «разгрузочный» день отдыха от школы (под ответственность родителей), особенно на начальном этапе обучения. Снизить количество и качество домашних заданий до такой степени, чтобы ребенок мог справляться с ними без помощи родителей. При проведении аттестации использовать антистрессогенные технологии. Лучше, если это будут задания, ориентированные на создание проектов или исследовательская работа. Отказаться от прямого заучивания сведений, содержащихся в учебниках, математических диктантов, выполнение которых зависит не от уровня знаний ребенка, а от его психологических особенностей. Медлительные дети с такими заданиями не справляются. Заменить написание сочинений на написание эссе по актуальным проблемам современной жизни или выражение собственного отношения к произведениям, к герою. Больше уделять внимания развитию речи и формированию речевой культуры школьников. Сократить разрыв между требованиями школы и вуза.
При приеме в вуз больше уделять внимания профессиональной диагностике будущих абитуриентов, отдавая предпочтение тем, кто по результатам диагностики соответствует профилю данного вуза. Уделить внимание школьной эргономике, так как она существенно влияет на здоровье детей. Разработать меры по повышению статуса учителя.
Шире транслировать позитивный опыт российской школы. Разработать систему общественного поощрения учителей через создание специальных ваучеров, выдаваемых родителям. Учителя, пользующиеся общественным признанием, должны иметь несоизмеримо больший размер оплаты своего труда. Эта идея может помочь избежать субъективизма при поощрении учителей администрацией школы. Снизить пенсионный возраст учителей как для людей с вредными условиями труда.
Также родители намерены обратиться в правительство с предложением установить существенные льготы для предприятий, оказывающих благотворительную помощь средним образовательным учреждениям. Освободить родителей от уплаты налога с тех сумм, которые они отдают школе для ее материальной поддержки. Установить право посещения родителями уроков, на которых учатся их дети.
Расширять практику взаимодействия органов управления образования с родительской общественностью, проводить аттестацию школы с учетом их общественной экспертизы.