Не Каннами едиными… - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
0 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не Каннами едиными…

Не Каннами едиными…

Кино для нас все еще остается важнейшим из искусств. Только смотрим мы его больше на диване, по телевидению, лишая себя волшебной магии искусства.

  • 24 Сентября 2004
  • 1491
Фото - Caravan.kz

Великая иллюзия же по-настоящему впечатляет лишь тогда, когда это Кино с большой буквы и когда им наслаждаешься в хорошем кинозале, на большом экране.
Но кинотеатры, которые совсем недавно снова стали посещаемыми, к сожалению, пожалуй, только в двух казахстанских столицах, захлестнула голливудская продукция (как, впрочем, и телеэкраны).
Да и ходят в них в основном молодые люди, тоже по-американски жуя попкорн и запивая кока-колой.
В Алматы наберется с десяток частных кинотеатров и столько же государственных, но очень скромно существующих. Государственных дотаций практически нет, хотя уже несколько лет поднимается вопрос о строительстве новых кинотеатров, хотя бы для детей.
И все же какая-то надежда на подъем киноиндустрии и кинопроката появляется.
На следующей неделе в Алматы соберутся звезды экрана, кинематографисты из стран СНГ, России, дальнего и очень дальнего зарубежья.
30 сентября откроется второй казахстанский международный фестиваль «Звезды Шакена-2004», претендующий на звание известного международного и связывающего Восток с Западом.
Амбиции здоровые и похвальные, и пусть так и будет. Старания команды Венеры Нигматулиной, генерального директора фестиваля и известной актрисы, а также поддержка городского акимата внушают оптимизм.
Встрече звезд и конкурсам фильмов предшествовали пиар-компании, недели казахского и детского кино, выставка костюмов героев нашего мегапроекта «Кочевник» и некоторое оживление дискуссий об отечественном кино и кинопрокате в средствах массовой информации.
Так что общественность ждет, что получится у организаторов фестиваля, и как это отразится на развитии нашего кинематографа.
Пример соседей, где киноиндустрия стала активно развиваться, совсем рядом и очень заметен. В России появился интерес инвесторов к кино, они стали вкладывать в него средства.
И теперь это уже не только дешевые по цене и содержанию однотипные сериалы, но и серьезное дорогостоящее кино, в том числе и историческое, которого ждут не только в самой этой стране, но и в развитых государствах, где своего кино хватает.
Никита Михалков взялся за съемки фильма по роману Бориса Акунина, есть много других заметных и ожидаемых проектов, в том числе анимационных, для детей. Особый импульс этому процессу придал успех «Ночного дозора», давшего небывалую для российского кино прибыль в шестнадцать миллионов долларов.
На фестиваль ожидается Карен Шахназаров со своей картиной «Всадник по имени смерть», Тимур Бекмамбетов с фильмом «Ночной дозор», актеры Александр Абдулов, Станислав Любшин, Владимир Машков. Ждут также кинематографистов из Африки, Турции, Бельгии и других стран. Конечно же, гостей будут принимать казахстанские звезды — давно известные и те, что зажглись недавно.
Общение, обмен мнениями, диалоги, оценка конкурсных кинолент и, наконец, присуждение наград — все будет как обычно на таких фестивалях. Для нас же, казахстанцев необычно и важно то, что проводится он всего второй раз, что это снова риск, ведь кинофестиваль «Евразия» не получил в свое время продолжения.
И волнительно, что отечественное кино будет представлено в основном дебютантами.
Правда, фильм «Шиза» Гульшад Омаровой уже достаточно нашумел, был замечен на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», отмечен на «Кинотавре», выкуплен зарубежными кинопрокатчиками. Хорошие отзывы получила и премьера «Острова возрождения» Рустема Абдрашева.
Вот только массовый зритель этих фильмов не видел, на большом экране они отсутствуют, все ограничилось небольшими премьерами.
Получается, делать хорошее кино мы уже научились, особенно интеллектуальное, фестивальное, а прокатывать его — еще нет. Самый яркий тому пример недавняя незаметная премьера «Шизы». Уж, казалось бы, все было готово к тому, что зритель повалит на картину толпами, во все кинотеатры в один день и во все последующие. Но в силу каких-то непонятных, а скорее всего неозвученных, причин показ фильма, успешно презентованного в Каннах и в России, у нас не получился.
Поздно вспоминать времена, когда у кинотеатров спрашивали лишние билетики на каких-нибудь «Неуловимых мстителей» или «Мимино».
Но нечто подобное могло бы быть в случае с «Шизой», если бы правообладатели картины и кинопрокатчики договорились о совместных акциях, вложились бы в рекламу. Однако, судя по всему, сотрудничества не получилось, хотя оно могло бы дать и моральный выигрыш, и материальную прибыль.
Сейчас на подходе «Кочевник», съемки которого уже заканчиваются.
Кстати, во время производства фильма выяснилось, что у нас по-прежнему сохранились хорошие традиции, есть актеры, гримеры, костюмеры, у которых учились и иностранные участники съемок. Для «Казахфильма» съемки были хороши еще и тем, что появилось новое оборудование, технологии, сделан ремонт павильонов.
На киностудии планируют запуск еще нескольких проектов, в том числе «Ночной блюз» (уж не ответ ли российскому «Ночному дозору»?).
А фильм «Кочевник» ждут даже в России и других государствах, кинопрокатные компании уже заказывают копии, что уж говорить о нашей стране, где он снимался.
Разве неинтересно будет жителям Алматы и Алматинской области увидеть отечественную ленту, снятую на историческом материале у реки Или с нашими и иностранными профессионалами.
День показа «Кочевника» мог бы стать днем казахстанского кино, которого в национальном календаре пока нет.
А, может быть, таким днем станет дата открытия фестиваля, который возвестит о рождении нового казахского кино?