Мы выбираем, нас выбирают - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
0 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мы выбираем, нас выбирают

Мы выбираем, нас выбирают

До выборов уже остаются не дни - часы, и скоро казахстанцы узнают, какой они выбрали Мажилис парламента.

  • 14 Сентября 2004
  • 926
Фото - Caravan.kz

Предвыборный пар почти выпущен, борьба стихает и можно подвести некоторые итоги так называемого электорального цикла.
Вся южная столица — в лицах. На столбах, в подъездах, на витринах магазинов, на стеклах автомобилей портреты серьезных мужчин, обещающих своим избирателям райскую жизнь.
Один — экологического толка — организовал этакий «гринписовский» автобус, раскрашенный в веселый зеленый цвет, и на нем тоже вывесил портрет. Другой на снимке — с угрожающе сжатым кулаком, которым пугает ни в чем не повинных граждан.
От обилия лиц и обещаний пестрит в глазах, и порой жаль самих кандидатов, фотографии которых оказываются то на земле, то на полу грязного подъезда. Впрочем, в данном случае просто в прямом смысле оправдывается выражение о том, что политика — дело грязное.
Больше жаль тех, кто занимается не свойственным для них делом, кого привлекают к предвыборной агитации слишком грубо и агрессивно. Как обычно, на баррикады отправили учителей. Они традиционно помогают в выборах, поскольку избирательные участки размещают в школах. В последние выходные многие работали, готовя здание к 19 сентября. Но если бы дело ограничивалось только этим!
Первые родительские собрания в этом учебном году больше напоминали митинги, чем диалоги педагогов с родителями. Во многих школах классные руководители уговаривали мам и пап своих учеников отдать голоса за определенного кандидата и даже намекали на то, что потом проверят, выполнили ли их рекомендации. Дескать, электронное голосование и штрих-коды позволят это сделать. Чтобы не портить отношений с учителем своего ребенка, многие старательно записывали фамилии тех, за кого надо проголосовать. Автору этих строк классный руководитель сына еще и позвонила домой, чтобы напомнить, за кого следует отдать свой голос.
Некоторые кандидаты не гнушались и другими не джентльменскими приемами. В Алматы и Астану приехали российские пиарщики, помогающие проводить различные акции, в том числе и направленные против конкурентов. Кстати, один из приемов сводится к тому, что помощники кандидата сначала размещают в какой-нибудь газете компромат на своего кандидата, а потом «отмывают» его во всех СМИ, используя скандал для самого беззастенчивого пиара. Или заказывают очернительный материал на конкурента по округу. Таким выкрутасам научились уже и местные рекламщики с политтехнологами.
Зато есть положительный момент в том, что кандидаты поехали в аулы, пошли в больницы, школы, таким образом ближе знакомясь с жизнью своего электората, получая от него какие-то, как раньше говорили, наказы. Впрочем, практика их выполнения почти сошла на нет, считается, что депутаты должны заниматься законотворчеством, а не решением хозяйственных вопросов. И все же нередко знание конкретной ситуации помогает при утверждении законопроектов.
Но даже эти выступления кандидатов — представителей партий в коллективах и прессе часто сводились не к разъяснению своих позиций, а к обливанию грязью конкурентов. Достаточно посмотреть телевизионные предвыборные дебаты, чтобы убедиться: руководители партий или общественных движений больше противопоставляют себя другим, чем говорят о преимуществах своей организации, ее платформы и проблемах государственного масштаба. Поэтому происходит конкуренция политических лозунгов, слоганов, а не программ и платформ. Поэтому избиратели будут отдавать свои голоса не за политическое движение или партию, а за симпатичное открытое лицо, за узнаваемые черты, за удачный лозунг.
Кстати, изучить предвыборные программы всех партий почти невозможно. Все разрозненно и нигде в полном объеме не представлено. Хотя в Интернете можно бы было на своих сайтах разместить все подробно и детально. Однако, за некоторым исключением, избирателям приходится довольствоваться отрывочными выступлениями представителей партий.
Но если уровень политической культуры, умение вести диалог пока остаются слабыми, то в части технической мы оказались «впереди планеты всей». Электронное голосование пока не проводили ни в России, ни в других странах СНГ.
На недавней конференции в Алматы председатель избирательной комиссии России Александр Вишняков заявил, что если выборы по системе «Сайлау» пройдут по всем правилам и их объективность подтвердится, россияне используют у себя наш опыт.
Совершенствование избирательных процессов — мировая тенденция, так что неплохо, что наше государство идет по этому пути. В Швейцарии и во Франции, например, пробуют систему голосований через мобильные телефоны, систему Интернет. В американском штате Флорида избиратель регистрируется, заходит в кабинку, где на экране монитора высвечивается бюллетень. Он делает выбор и подтверждает его. В России, возможно, тоже выберут этот путь, только будут еще использовать чеки, которые будет выдавать автомат. На них будет указываться кандидат, за которого проголосовал избиратель. Понятно, что это планируется для большей прозрачности и доверия к голосованию.
Председатель исполнительного комитета — исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло заявил в Алматы, что в СНГ создан реальный институт наблюдения за выборами. Но и он согласился, что электронное голосование вызывает определенные опасения. Наши политики и общественные деятели тоже много дебатировали об этом. И до сих пор непонятно, можно ли будет воспользоваться этой системой во всех аулах, или она будет работать только в столицах и крупных городах.
Как бы то ни было, но штрих-коды, без которых электронное голосование невозможно, не получили еще многие граждане. В паспортных отделах районных отделений полиции люди стояли в очередях, чтобы наклеить на удостоверение личности вожделенную бумажку, похожую на пин-коды на продуктах питания. Посетителей заставляют самих искать свои коды в ворохах папок и бумаг. Далеко не во всех организациях и не на всех предприятиях провели организованную вклейку. И далеко не всем пенсионерам принесли их на дом. А в аулах и деревнях люди, сдавшие свои удостоверения, долгое время не могли получить их обратно.
Конечно, все это происходит не преднамеренно. Болезни роста, скажет кто-то. На новые правила всегда трудно переходить. А, может, все проще и зависит от ответственности и исполнительности мелких государственных клерков?
Будем надеяться, что из этой кампании сделают выводы, и что уроки выборов-2004 пригодятся в дальнейшем.