Класс на букву "м" - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
+7 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Класс на букву "м"

Класс на букву "м"

Нет-нет, речь - о вполне приличных членах общества, том самом мидл-классе, который во всех развитых странах составляет опору экономики и залог ее стабильности.

  • 14 Февраля 2007
  • 1077
Фото - Caravan.kz

Существует ли он у нас, и если да, то что из себя представляет? Кого из казахстанцев можно отнести к «середнякам»?
По мнению социологов, принадлежность к мидл-классу определяется четырьмя критериями. Первый — это уровень образования. Он должен быть не ниже среднего специального.
Второй критерий — нефизический характер труда. Третий — доход выше среднего по региону. И, наконец, четвертый — самооценка положения в обществе. Если в западных странах средний класс составляет до 60 процентов населения, причем включает в себя как представителей бизнеса, так и интеллигенции, то у нас картина несколько иная.
Уровень благосостояния значительной части квалифицированных специалистов за последние годы снизился. Их доходы отстают от средних по стране, и разрыв нарастает. Увы, но умственный труд у нас по-прежнему плохо оплачивается, особенно в бюджетной сфере. Связано это с тем, что для сырьевой экономики, которая сформировалась в республике, образование и квалификация — не бог весть какие ценности. На рынке труда остро востребованы специальности, не требующие высокого образования. Не случайно часть среднего класса уходит в рабочие.
«Середняки» стали гораздо меньше заниматься повышением своего образования и квалификации, так как это не ведет к увеличению доходов. Люди не заинтересованы в том, чтобы расти, потому что в этом не заинтересована экономика. Нынешнее ее состояние препятствует развитию среднего класса. А ведь это те слои общества, которые в состоянии обеспечить процветание Казахстана.
Изменить ситуацию может только быстрое развитие высокотехнологичных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса.
— Чтобы понять, почему так важен для Казахстана средний класс, достаточно посмотреть на его отношение к труду в других странах, — говорит директор алматинского центра социологических исследований «Икс плюс» Ирина Лившиц. — Он гораздо сильнее других социальных слоев нацелен на работу. Для представителей мидл-класса работа — не только источник средств к существованию, но еще и способ самореализации. Им важно, чтобы на работе можно было проявлять творчество и инициативу. Они хотят профессионально расти, в то время, как для других членов общества одно из самых главных требований к работе — «чтобы хорошо платили».
К примеру, в России, по данным исследования «Городской средний класс», проведенного институтом социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Фридриха Эберта в РФ, средний класс гораздо чаще, чем другие слои общества, считает, что упорный труд в конце концов приносит свои плоды (58 процентов респондентов) и что конкуренция — это хорошо (85 процентов).
Эти люди не ждут манны небесной и уверены, что материальное положение зависит прежде всего от тебя самого (65 процентов). И, кстати, ни один из них в отличие от прочих не сказал о том, что не хочет работать вообще. Наш центр тоже проводил подобный опрос среди алматинцев. Выводы делать пока рано — почти все ответы респондентов очень расплывчаты. Люди просто не понимают, что это такое — средний класс, но при этом у них есть офис, секретарша, автомобиль. Четкой картины мы пока, к сожалению, не получили…
В развитых государствах Запада средний класс сегодня составляет до 80 процентов населения, в восточно-европейских странах — порядка 60.
В Казахстане называют разные цифры его численности: по завышенным оценкам — от 25-30 процентов, по заниженным — 5-10.
Автоматически в эту категорию у нас относят предпринимателей — невзирая на уровень образования, благосостояния или на самооценку cтатуса. Меж тем многие из них — примитивные перекупщики, чья юность — а, следовательно, и формирование личности пришлись на 90-е годы прошлого века, период «дикого капитализма». Интеллектом не блещут, о перспективах не думают, довольствуясь сиюминутной выгодой и заботясь исключительно о ней.
Моральные проблемы общества их волнуют мало, главное — удачно делать деньги. Психологию таких бизнесменов понять несложно. Некоторым очень нелегко далось нынешнее материальное благополучие, поэтому вести разговор об инвестировании, скажем, благотворительного проекта в данном случае бессмысленно. Даже взывая к патриотическим чувствам. В свою очередь, государство ровным счетом ничего не сделало для того, чтобы эти самые чувства развить и укрепить.
По словам председателя правления АО «Фонд развития малого предпринимательства» Толымбека Манакбая, сегодня в Казахстане зарегистрировано более 700 тысяч предприятий малого бизнеса, однако активно работают только 30 процентов из них.
И одна из причин этого депрессивного бездействия — отсутствие льготного налогообложения. Вернее, гибкого. Если предприниматель поставит по мизерной цене мебель для детского дома, ему это нигде и никак не зачтется. И детские дома, и спортивные школы, и кружки для инвалидов, и много еще кто ходят по спонсорам с протянутой рукой. А у спонсора — все деньги в обороте, ему государству налоги платить надо, причем без опозданий. Если бы он мог из общей суммы налогов перечислить, скажем, 10 процентов на развитие детского спорта в стране или на поддержку домов престарелых (на законных основаниях перечислить), то в выигрыше оказались бы абсолютно все. И самое главное, с достоинством оказались бы — никто не клянчит милостыню, а человек со средствами чувствует себя не ломовой лошадью, а той самой полезной частицей общества, влияющей на его развитие. Тогда появится какой-то смысл в гонке за прибылью, тогда сформируется менталитет особого — среднего — класса.
Конечно, необходима как воздух государственная поддержка производителей Казахстана, и об этом не говорил только ленивый.
Если на рынке продовольственных товаров мы имеем 70-80 процентов собственных, то по части промышленных мы — на нулевой отметке. Как считает профессор университета имени Сулеймана Демиреля доктор Вильмур Аукен, малый и средний бизнес должен рассматриваться как один из аспектов создания мощного и крупного среднего класса в Казахстане: «Средний класс должен составлять 90 процентов населения Казахстана, и он должен быть богатым и хорошо жить. Только на основе этого Казахстан может войти в категорию наиболее развитых стран мира».
Цифра симпатичная, но в реальности практически недостижимая. Мне могут возразить: состоятельных людей становится в стране все больше. Со статистикой не поспоришь — по ее данным, покупательская способность казахстанцев действительно растет.
Но имущественный критерий — не самый показательный и объективный. Ведь средний класс по определению — это нечто большее, чем просто способность купить дом или машину.
И если делать на него ставку — а опыт других стран убеждает, что делать надо — то пора на государственном уровне озаботиться вопросом: существует ли он у нас?

http://www.middleclass.ru