Донорам - звание "Курметти" - Караван
  • $ 492.65
  • 525.71
+8 °C
Алматы
2024 Год
12 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Донорам  - звание "Курметти"

Донорам - звание "Курметти"

12 февраля в Республиканском Центре Крови (РЦК) состоялась церемония торжественного вручения нагрудных знаков "Казахстан Курметти доноры" почетным донорам Казахстана, что в нашей стране происходило впервые.

  • 13 Февраля 2007
  • 4935
Фото - Caravan.kz

Так, согласно приказу министра здравоохранения РК № 275 (видимо, еще подписанному теперь уже экс-министром Е. Досаевым), наиболее отличившимся донорам выдавались красные, весьма приличного вида удостоверения с индивидуальными номерами к нагрудным донорским знакам нового образца. Надо сказать, что награждались только 12 доноров, среди которых были и ветераны с весьма знаменитыми именами, и очень молодые женщины и мужчины.
Однако, были и другие поводы для торжества: буквально позавчера исполнилось 70 лет Почетному донору СССР Кныш Юрию Николаевичу, а в самый канун Нового, 2007 года, вышла из печати Книга рекордов Казахстана, где на 276-й странице было вписано имя Александра Николаевича Скаковского. Безусловно, красивую красную книжицу с эксклюзивным № 1 (один) вручили Почетному донору СССР, знаменитому рекордсмену Европы и Азии, СНГ, РК по «кроводачам», алматинцу Александру Николаевичу Скаковскому. Как известно, во всем мире больше него сдавал кровь только один австралиец, и то потому лишь, что старше по возрасту.
Вот первый список награжденных почетными нагрудными знаками «Казахстан Курметти доноры», который зачитала А.Н. Мамырханова, замдиректора РЦК:
1. Скаковский А.Н.
2. Кныш Ю.Н.
3. Джунусова Г.К.
4. Кульжанова Ш.М.
5. Сагитова Г.Р.
6. Стойков А.Т.
7. Суворов А.К.
8. Турусбекова К.
9. Сотников С.С.
10. Иволина Л.И.
11. Казанцева Л.Н.
12. Шеханова В.Ф.
К сожалению, не все награждаемые присутствовали на этой памятной церемонии награждения.
Александр Николаевич Скаковский решил по-своему «отметить этот день», и отправился в «донорский зал» для очередной сдачи крови, куда уже спустя пару мгновений, окруженный корреспондентами, прошел и не менее знаменитый донор Ю.Н. Кныш.
Ему — «забронировано место в раю»
— Александр Николаевич, Вы достигли весьма впечатляющих успехов на вашем сверхгуманном поприще милосердия — безвозмездной сдачи крови. Регулярно сдавая свою кровь, практически каждую неделю, из года в год, Вы — спасаете жизни неизвестных Вам людей: детей, рожениц, пострадавших в авто- и других катастрофах, и нет сомнения в том, что Вам давно «забронировано место в раю»! Недавно Вы стали еще и героем «Книги рекордов Казахстана», ведь Вы второй в мире человек по донорским результатам, у Вас немыслимое, просто — фантастическое количество кроводач! В который же раз сегодня Вы вновь — пойдете сдавать свою кровь?
— Сегодня — иду сдавать кровь, как всегда, бесплатно, даром, — уже в 755 раз!
— Из-за этого, точнее, ради этого вы и не стали пить даже шампанское?
— Конечно, мне нельзя пить спиртное, нельзя даже легкий спиртной напиток, я должен соблюдать, всегда соблюдал, и буду соблюдать все донорские правила, как того требует «донорский кодекс»! Моя кровь должна быть безупречной!
— На вашем пиджаке сияет и государственная награда, — медаль «Шапагат», означающая «За милосердие», с изображением летящей ласточки. Когда Вы получили эту уникальную награду?
— В апреле 1998 года эта «Ласточка» стала моей, удостоверение к ней подписано Президентом Н.А. Назарбаевым, и его личный автограф — тоже памятный приз.
С днем рожденья, донор-юбиляр!
Свое 70-летие Почетный донор Юрий Николаевич Кныш отметил скромно, и 12 февраля, во время вручения почетных знаков «Казахстан Курметти доноры» он также держался скромно, пожалуй, был даже несколько смущен, когда его поздравляли с юбилеем. Но 70-летие не изменило его жизненных принципов, — буквально 26 декабря 2006 года он сдал кровь в срочном, экстренном порядке — остро нуждающемуся больному. Его группа крови «2+», и он «Всегда готов!» спасти умирающего человека, который нуждается в помощи.
Ю.Н. Кныш — в прекрасной форме, потому что всегда «в движении». Даже в таком возрасте он работает на даче, выращивая овощи и фрукты, «а цветы — те сами у меня в саду растут, — один раз их посадил, и с тех пор растут и цветут!». Кстати, донор Ю.Н. Кныш тоже обладатель медали милосердия «Шапагат»! Он сдавал кровь более 220 раз (в городе Алматы сдавал 215 раз — 90 литров).
В чем загадка донорских душ, по-видимому, еще будет темой для изучения и вряд ли будет разгадано так скоро. Но одно несомненно — давая свое «я», свою частичку какому-то человеку, доноры как-будто дарят и частику своей души.
«Земные» обиды 67-летней женщины-донора!
Женщина-донор, если её донорский стаж насчитывает десятки лет — это явление особенное, тем более, если кровь свою она сдавала всегда бесплатно. Это дама почтенного возраста. Кадыча Турусбекова «крайний раз» сдавала кровь 27 декабря 2006 года, плазму для умирающих детей в Алматы, в институте педиатрии, где её фотография висит на почетном месте. Кадыча Турусбекова иногда ездит и в Белоруссию, ведь там, в крепости-герое Бресте похоронен отец, геройски погибший в бою в Великую Отечественную войну. В Белоруссии, в городе Минске есть Научный центр онкологии и гемофилии (ОГЦ), директором которого является О.В. Олейникова. Почетный донор Кадыча сдавала безвозмездно свою кровь (прямое переливание) и в Беларуси, спасая тем самым жизни белорусских ребятишек, о чем в СМИ Беларуси не раз писали, показывали по телевидению.
— Одна только проблема меня мучает, — говорит почетный донор Турусбекова, — наш дом «под сносом», и мне предстоит еще «воевать» за свою «территорию», я очень хочу, чтобы мне дали равноценные квадратные метры, на равноценном участке города. Досадно, как будто приходится воевать, как с противником! Этот «пятачок» находится возле ГорГАИ, в квадрате Каратаева /Мира, выше Тимирязева.
Стыдно за её обидчиков: женщина всю свою жизнь сдавал свою кровь, бескорыстно спасая чьи-то жизни, а, возможно, и жизни родственников тех чиновников, кто сегодня ей же пытается нанести моральный (а, возможно, и материальный) ущерб!
Внимание — к грядущим переменам
Дилявер Саидович Бекиров совсем недавно, только с 21 октября 2006 года работает в должности директора Республиканского Центра крови, но уже заметны перемены к лучшему, и эти добрые перемены воодушевляют людей, как медперсонал, так и доноров. Бекирова обожают потому, что он не случайный человек в Центре крови, а очень компетентный в своем деле. Так, Скаковский не раз вспоминал, что много лет назад, еще будучи совсем юным, Дилявер Бекиров принимал кровь у Скаковского именно здесь, в РЦК.
Вообще, всегда большое значение имеет компетентность руководителя. Еще в 14-летнем возрасте Бекиров начал работать в системе РКЦ. Затем Бекиров учился в медучилище, а затем проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР, на Дальнем Востоке, в Хабаровске, был фельдшером в санитарном пункте войсковой части, а после демобилизации пошел учиться в мединститут.
Да и сам Бекиров нередко сдавал свою кровь ради спасения человеческих жизней. А в минувшем году почти весь Алматы приходил на открытие Городского центра крови, в создание которого Бекиров вложил много труда и личной инициативы. Успешное начало образцового Городского центра крови поистине впечатляло. Все работало по последнему слову техники, — начиная от новых холодильников, и до систем центрифугирования, все было тщательно продумано и выверено. Затем Бекирову доверили и более сложное дело — Республиканский центр крови.
Как правдиво гласит поговорка, — «театр начинается с вешалки», так и вход в ворота РЦК сегодня начинается с поста специальной охраны, под зорким контролем которого вход во двор, и, разумеется, вход внутрь самого здания Республиканского Центра крови, который имеет, вне всякого сомнения, весьма важное значение. Для Алматы, расположенного в опаснейшем уголке планеты, в сейсмоопасной и селеопасной зонах — это особенно актуально. Ведь, если что-то случится, то всем раненым и нуждающимся в срочной медицинской помощи понадобится кровь, причем, в зависимости от количества пострадавших могут понадобиться тысячи литров спасительной R-массы и плазмы! Тем более, что всем ясно, что случаи заражения людей в Чимкенте сделали «анти-рекламу» донорскому движению, что не могло не иметь негативных последствий для запасов крови и препаратов.
Обсуждали некоторые доноры сообщения о том, как по Зеленому базару бегал некто со шприцем за невинными людьми. Такое должно настораживать, ведь под маской «шизофреника» вполне может оказаться типичный террорист, с той лишь разницей, что вместо бомбы — шприц с «зараженной» массой. И причины тому могут быть самые разные, как, впрочем, и заказчики.
Как нет дыма без огня, так и слухи, вполне вероятно, имеют под собой какую-то основу. И в эпоху глобальных потрясений терроризм (в любой его форме) следует отражать не тогда, когда он назреет, а заранее предвидеть и «упредить» любое его проявление.
Более того, версия «терроризма» в чимкентской народной трагедии могла иметь место только в условиях «махровой халатности», беспечности и небрежности. Чтобы ничего подобного не произошло, следует создавать такие условия, когда невозможно будет подобное «ЧП» ни теоретически, ни практически, хотя такой труд потребует колоссальных усилий.
И очень точно высказалась донор со стажем Сабитова Гульфия Рахматуллаевна: «У нас, в Алматы все в порядке в Республиканском Центре крови, всегда доноров и донорскую кровь проверяют, так заведено с самого начала, а я сдаю кровь уже много лет, поэтому я знаю все эти вещи!».
Если учесть, что Алматы — крупнейший город Казахстана, а Республиканский Центр крови — весьма важный стратегический объект, то будет странно, если этому объекту не выделят из бюджета деньги, необходимые для его должного оборудования на самом передовом уровне.
Все кролики РЦК живы и здоровы
Специально после награждения автор заглянула в чистый кабинет заместителя директора РЦК по медицинской части — к Алие Нарынбаевне Мамырхановой.
— Из-за трагедии в Чимкенте нас также стали проверять различные комиссии: финконтроль из финансовой полиции из Астаны, комитет по контролю за качеством, комиссии из Генеральной прокуратуры, комиссии из Республиканской санэпидстанции, из Минздрава, из Центра по борьбе со СПИД и так далее, но ничего ужасного, ничего криминального у нас так и не смогли найти.
— А как ваши подопытные кролики, морские свинки и мыши, ведь на них и проверяете качество изготовленных препаратов из крови и ее компонентов?
— Все наши кролики — живы-здоровы, у них рождаются пушистые, здоровые крольчата, и анализы у них прекрасные.
Комментарии директора РЦК Д.С. Бекирова:
— Следует изменить структуру, стиль работы, активно развивать безвозмездное донорство. За каждым донором стоят реципиенты. Должен Вам сказать, что мы получаем только разовые расходные материалы, мы безупречны, хотя мелкие замечания пока еще есть.
— Отразилось ли злополучное ЧП в Чимкенте на работе РЦК в Алматы?
— Отразилось негативно. Мы потеряли почти 17 % от числа наших доноров.
— Не кажется ли Вам, что в РЦК пока не хватает более современной техники?
— Наш РЦК скоро должен получить оргтехнику и иную необходимую технику.
Внизу здания ревел мощный компрессор «Иж», весь в инее, почти как бомбардировщик на взлете, под гул морозильников «Harris» (США) и «Jouan» (Франция), доставшихся РЦК по линии «Красного креста и полумесяца» после операции «Буря в пустыне» много лет тому назад, в середине 90-х годов, в качестве техники «сэконд хэнд», которая пока еще морозит до минус 60 по Цельсию.
Фото bbc.co.uk