Загадочное октановое число - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Загадочное октановое число

Загадочное октановое число

Накануне пахотной страды Южно-Казахстанская область вновь испытала дефицит обещанного льготного топлива для сельхозпроизводителей.

  • 14 Апреля 2005
  • 1010
Фото - Caravan.kz

Не прояснились также причины, по которым цены на бензин взлетают аккурат к активизации сельхозработ.
Основной поставщик бензина и ГСМ в ЮКО — шымкентский нефтеперерабытвающий завод, входящий в состав канадской компании ПетроКазахстан Ойл Продакшн.
Изредка, в следствие разнообразных международных, вернее, контрабандных причин, в области отмечается появление бензина иностранного производства — как правило, нелегального узбекского, киргизского и российского.
Однако ввиду довольно жесткого режима установленного сейчас на границе с Узбекистаном, это происходит довольно редко.
Отпускная цена бензина шымкентского НПЗ- это коммерческая тайна не только самого завода, но и его партнеров.
Схема реализации ГСМ и бензина с Шымкентского НПЗ примерно такая — у ПетроКазахстан имеется своя фирменная АЗС в черте города (только одна), где стоимость топлива в среднем на 2-5 тенге меньше чем в других городских АЗС. Тут почти постоянно выстраивается очередь из частников.
НПЗ также иногда заключает договора с некоторыми фирмами, имеющими в городе и области сеть стационарных автозаправок, а также транспортных компаний с многочисленным автогаражом, на поставку им оптовых партий ГСМ и бензина.
Вот эта отпускная цена и является главной коммерческой тайной не только НПЗ ПК (нефтеперегонного завода ПетроКазахстан), но и каждого из его партнеров — фирменных АЗС.
Хотя эта цена, конечно, известна республиканскому антимонопольному Агентству в Астане, (оно постоянно проводит мониторинг цен у нефтепероизводителей). Однако антимонопольщики не имеют право декларировать эти цены и условия договора между партнерами и поставщиками.
Пару лет назад в Шымкенте была начата кампания по борьбе с торговлей бензином из бензовозов, канистр и пр. не на стационарных объектах. Первым претензии получил шымкентский НПЗ ПетроКазахстан, которому местные органы пытались вменить в вину, что он, дескать, отпускает бензин оптовикам, не имеющим лицензированной сети АЗС.
Хотя НПЗ тогда доказал, что со своих баз он вообще не реализует свободно так называемый мелкий опт, но работает только по договору с лицензированными АЗС. Однако на единственной фирменной автозаправочной станции НПЗ, в принципе любой желающий может залить цистерну бензовоза, но только через кассовый аппарат.
Хотя по данным самих же проверяющих, большинство бензина, реализуемого тогда с «левых» бензовозов (1999-2002 годы), имело нелегальное происхождение — завозилось контрабандой из Узбекистана, Киргизстана и даже России.
В прошлом году, во время уборочной страды вышло постановление правительства о том, что бы казахстанские НПЗ реализовывали крестьянским хозяйствам ГСМ по фиксированной цене. Схема снабжения льготным топливом была следующая — каждый кресхоз при посредничестве областного сельхозуправления, заключал договор на прямую поставку с НПЗ горючего по льготной цене. По уверению сельхозуправления, которое и являлось главным гарантом и куратором этой операции, вся схема была отработана идеально, и льготное сельхозтопливо (бензин и солярка) никак не могли оказаться у перекупщиков (если только сельхозхозяйства его потом сами не перепродавали, что проследить в принципе не возможно).
В ЮКО ни один кресхоз не пожаловался, что за прошедшую страду он не получил положенных ему льготных ГСМ и бензина, (хотя все крестьяне, как обычно, постоянно плакались о дороговизне ГСМ).
Так же в ЮКО не разу местные органы не выявили ни одного факта, когда бы наш НПЗ не отпустил льготный бензин сельскому партнеру, или завысил цену. Между тем цены на бензин в розничной торговле в начале осени все равно пошли вверх.
И в частности, ПетроКазахстан был обвинен Агентством по регулированию и поддержке в ценовом сговоре, и в Астане суд признал вину ПетроКазахстан с вынесением ему многомиллионных штрафов (это уже второй случай, когда ПетроКазахстан получает через суд штрафные санкции на сотни миллионов тенге).
Один из основных аргументов обвинения в ценовом сговоре состоял в том, что в осенний период шымкентский НПЗ остановился на плановый ремонт. Тем самым, создав искусственный дефицит ГСМ, что и привело к удорожанию бензина. Хотя подобный ремонт плановый, и всегда НПЗ делает резерв ГСМ на период простоя. Таким образом, дефицита в отпуске ГСМ во время ремонта завода — по уверению работников НПЗ — не было. Но коль скоро их все-таки признали виновными, то теперь шымкентский НПЗ провел капитальный ремонт и установил новое оборудование, что позволит ему 4-5 лет работать вообще безостановочно. Чтобы уже напрочь отмести от себя все подозрения в участие в ценовых сговорах на бензин.
У специалистов завода также имеются свои версии, куда деваются льготные ГСМ для сельхозов. В последнем случае ПетроКазахстан в начале осени предлагал «канадскую систему слежки» за бензином. Канадцы предложили окрасить специальной краской бензин, который они будут отпускать целевым образом для кресхозов. По некоторым данным это было сделано в Павлодаре. И там вскоре «красные» бензин и солярка появились во всех коммерческих АЗС, естественно, уже по коммерческой цене.
То есть было доказано, что сельхозбензин очень быстро оказывается в розничной коммерческой продаже, хотя с завода он был отпущен строго целевым образом.
Однако официальные и правоохранительные органы этот факт вообще проигнорировали.
Как бы то ни было, в этом году ПетроКазахстан вообще отказался поставлять льготный бензин для крестьян ЮКО. В последний момент десятую часть от потребностей южно-казахстанского сельского хозяйства обязался поставлять Атыраусский НПЗ. Однако даже эти поставки не были организованы вовремя. В результате большую часть механизированных работ дехканам юга пришлось выполнять за свой счет, заправляя солярку на коммерческих АЗС, соответственно, по рыночной цене.