Потребительский рынок уходит в пике? - Караван
  • $ 492.65
  • 525.71
+5 °C
Алматы
2024 Год
12 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Потребительский рынок уходит в пике?

Потребительский рынок уходит в пике?

Первые признаки выхода из мировой рецессии во многих странах вызывают различные оценки политиков, экономистов и экспертов. Можно сказать, что в среде экспертного сообщества царят разброд и шатания.

  • 3 Сентября 2009
  • 1427
Фото - Caravan.kz

Причем мнения расходятся как по вопросам глубинных истоков кризиса, так и относительно дальнейших перспектив развития мировой экономики и экономик отдельных стран.
Не стал исключением и Казахстан, где также нет недостатка в полярных точках зрения на процессы, происходящие в экономике страны и оценке последствий, к которым они могут привести.
Пока руководство страны выражает осторожный оптимизм по поводу начавшегося, еще чуть видимого экономического подъема, другие независимые эксперты придерживаются гораздо более пессимистической точки зрения.
На днях в Алматы состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались итоги первого этапа исследования по доходам населения Казахстана, проведенного компанией Zertteu DC Group.
Исследования Zertteu DC Group за три последних года привело к неожиданным выводам: следующую волну кризиса в республике следует ожидать на потребительских рынках. Об этом заявил руководитель исследовательского проекта компании Марат Каирленов, который и представлял результаты анализа экспертному сообществу.
Кризис больно ударил по потребительскому рынку, прежде всего сокращением спроса. И началось это уже два года назад. Таким образом, во втором полугодии 2007 и 2008 года сокращение розничного товарооборота отражало схлопывание «пузыря потребления» (завышенный уровень потребления традиционных товаров и услуг, необоснованное быстрое развитие сферы услуг и импорта «люксовых» товаров, с некоторым элементом перехлеста (overshooting), в основном за счет достаточно узкой группы населения).
Давление на доходы населения оказывает сокращение «теневой» части заработной платы наемных работников малых и средних предприятий, доходов индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств.
В 2008 году доходы населения сократились на размер предпринимательского дохода, направляемого на текущее потребление, так как предприниматели должны все меньше вкладывать в свои предприятия, чтобы компенсировать бюджетные дефициты, кассовые разрывы, образующиеся как в виду падения спроса, так и сокращения банковского кредитования.
М. Каирленов сделал довольно неожиданный вывод: что в настоящее время казахстанская экономика — это «экономика потребителей». По оценкам экспертов его группы, почти 76% экономически активного населения, не считая самозанятых, работают в отраслях, ориентированных на потребительские рынки. Поэтому прежнее мнение о том, что наша экономика является сырьевой, требует пересмотра: основная часть доходов населения идет с потребительского рынка.
Исследование базировалось на официальной статистике, которая свидетельствует о существенном разрыве между доходами населения и потребительским спросом.
Согласно ее данным по первому полугодию 2009 года, наблюдается нарастание разрыва между доходами и расходами населения. Так, доходы за январь-июнь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 12%, а розничный товарооборот за тот же период упал на 8,6%. В январе этот разрыв составлял 15,1%, а в июне — 24%.
Ситуация может стать еще более тревожной, поскольку падение товарооборота по торгующим предприятиям за тот же период составило 14,7%, а в июне — уже 24,7%.
Объясняя то обстоятельство, что, по официальным данным, практически никакого изменения не произошло «у базаров и индивидуальных предпринимателей», М. Каирленов посетовал на явные огрехи статистики — она не учитывает «теневых» доходов предпринимателей.
Соответственно, снижение спроса на потребительских рынках может привести «к резкому росту безработицы в данных отраслях».
Для получения более адекватной картины по доходам населения требуется дооценка теневых доходов по следующим категориям: предпринимательского дохода, направляемого на потребление, инвестиционных доходов населения от перепродажи инвестиционных товаров (недвижимость, ценные бумаги), а также неформальные доплаты сотрудникам компаний, коррупционные доходы госслужащих.
Сжимающийся спрос — это мина замедленного действия, которая может вызвать новую волну кризиса. Конечные потребители сегодня являются крупнейшим и одним из наиболее устойчивых источников совокупного спроса в стране, их доля превышает 45%, опережая и госсектор, и недропользователей. Структура экономики за последние годы радикально изменилась, а это означает, что правительство, упустив из виду произошедшие перемены, и неверно расставляя приоритеты, рискует принимать неправильные антикризисные решения.
Исследование показало, что значительная часть спроса покрывалась за счет средств, выдаваемых в виде кредитов казахстанскими банками. Отечественные финансовые институты потеряли на ближайшие пять-семь лет возможность занимать миллиарды долларов на Западе, но по-прежнему должны рассчитываться по взятым ранее обязательствам. Кроме того, у них происходит ухудшение кредитного портфеля. В этом году, говорят аналитики Zertteu DC Group, будет выдано на 40% меньше кредитов, чем в прошлом. И это после 39-процентного снижения того же показателя в прошлом году. Данный источник ликвидности иссякает. Деньги же сырьевых гигантов, вопреки стереотипам, в экономике страны практически не участвуют.
Исходя из этого, логично ожидать дальнейшего сжатия спроса и новой волны кризиса в Казахстане. Такова вкратце концепция, представленная экспертами Zertteu DC Group.
Она сразу вызвала замечания и возражения многих других участников обсуждения на круглом столе.
Советник председателя правления НАЦа Шамиль Дауранов, например, выразил серьезные сомнения относительно тезиса, что новая волна кризиса придет с потребительского рынка. По его мнению, апокалиптические прогнозы сегодня преждевременны, поскольку Казахстан идет в русле общемировой тенденции. «Финансовый рынок оздоровляется, нефтяные доходы страны продолжают расти, все идет естественным путем, и постепенно эта положительная тенденция перейдет на производственный бизнес, на потребительский рынок. Нет повода смотреть на ситуацию так пессимистично».
Другой эксперт, Бахыт Кайракбай также сомневается, что третья волна кризиса придет с потребительского рынка. По его мнению, гораздо вероятнее новый виток финансового кризиса для казахстанских банков, которые вскоре должны будут отдавать взятые кредиты. Он также видит смысл помогать поддерживать спрос, но через прямую помощь правительства среднему классу, например, резко, в два раза подняв зарплаты бюджетникам, прежде всего в сфере образования и здравоохранения. Там трудится более миллиона человек, и это могло бы значительно увеличить спрос на потребительском рынке, одновременно дав толчок развитию малых и средних предприятий.
Со своим мнением выступила на обсуждении и председатель управляющего совета ассоциации налогоплательщиков Казахстана, внештатный советник премьер-министра республики Жаннат Ертлесова. Она также считает угрозу со стороны потребительских рынков реальной. Очень негативное влияние, по ее мнению, на экономику страны оказывает и снижение совокупного спроса. Однако советник выразила серьезные сомнения относительно базовой основы исследования — официальной статистики, которая очень часто недостаточна, недостоверна и порой просто вводит в заблуждение исследователей. По ее мнению, представить реальную картину по доходам населения можно исключительно за счет всеобщего декларирования. Но об этом сегодня даже мечтать не приходится. Бороться с сокращением спроса и стагнацией рынка можно, по ее мнению, с помощью развития внутреннего казахстанского производства, но, к сожалению, этот путь не нашел поддержки со стороны министерства экономики.
Главный научный сотрудник Фонда Первого президента Канат Берентаев также призвал участников обсуждения осторожно относиться к статистике. По его мнению, повышение зарплат бюджетникам может стать действенным инструментом для оживления спроса, и он не тождественен росту инфляции, как считает правительство. Однако экономист не согласен с тезисом, что в Казахстане создана «экономика потребления», поскольку только малая часть населения страны может соответствовать потребительским стандартам Запада. Он также предложил резко повысить доходы бюджетников, пенсионеров, студентов, например — в два раза. По его мнению, такой шаг приведет к повышению роста цен и инфляции где-то на 3-4%. Но это вполне терпимая цена за то, чтобы покупательный спрос больше чем у половины населения вырос вдвое.
Завершая круглый стол, управляющий партнер Zertteu DC Group Арман Идрисов обратился к бизнесменам, экспертам с предложением активно участвовать в выработке реальных механизмов экономического оздоровления страны, поисках новых эффективных путей выхода из кризиса.
Кризис побуждает все экономические субъекты менять подходы к решению стоящих проблем, формы и качество взаимоотношений между собой. Сотрудничество госструктур, бизнеса и экспертного сообщества должно стать этому основой. Главная задача сейчас — мобилизовать интеллектуальные и финансовые ресурсы частного сектора, включив их в процесс создания новой экономики Казахстана.