Маленькая школа - большие проблемы - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Маленькая школа - большие проблемы

Маленькая школа - большие проблемы

В стране обсуждается проект концепции развития малокомплектной школы (МКШ). Цель проекта - раскрыть особенности МКШ, увидеть их роль в развитии сельского социума.

  • 14 Октября 2004
  • 3501
Фото - Caravan.kz

Всем за парты быстро сесть!
Вообще-то заявка на сельский социум — это сильно и слишком. Дорог в селах нет, освещения нет, самым культурным местом считаются местная мечеть и баня.
В крупных селах на 100 домов, может стоять школа. А может и не стоять.
В десяти минутах езды от южной столицы в любом направлении, как впрочем, и от любого города Казахстана, расположены крошечные населенные пункты, в которых еле теплится жизнь. Но в каждом из таких полудохлых местечек обязательно есть дети.
Рано утром они, как горошинки, высыпаются на дорогу и топают километр за километром в школу. В их родных краях нет учебных заведений. А если дождь или снег? Никуда не ходят. Дома сидят. Правительство решило покончить с сидением детей дома. Страна хочет дать возможность учиться всем! Поэтому к малокомплектным школам — снова повышенный интерес. Их надо вернуть детям. Все должны учиться!
Конечно, должны, но как?! МКШ — это начальная школа, которая имеет маленький контингент учащихся в классах — не более пяти-восьми учеников, классы могут формироваться в комплекты, то есть преподавание в них может совмещаться. Согласно Закону РК «Об образовании» особенностью такой школы является преподавание одним учителем многих предметов, совмещение руководителем школы административных обязанностей с активной преподавательской деятельностью. Что такое класс-комплект? Комплект может состоять из двух маленьких классов, в отдельных случаях — из трех классов, которые занимаются на одной параллели и могут быть объединены временно на какой-то урок. В общем, МКШ как нельзя лучше подходит для малого села. Но это теоретически. А практически? Хорошо в селе Джетысу Алматинской области с советских времен сохранилось здание барачного типа, в нем даже все окна целы. Возможно, и отопление есть. Там как раз МКШ поместится. А в селе Али никаких удобных помещений под школу нет. Как быть с МКШ? Между тем по данным Министерства образования и науки РК на начало 2002-2003 года количество МКШ в стране составляло 4219, это 52% от общего количества школ, то есть потребность страны в МКШ велика. Но вряд ли их будут строить. В проекте почему-то ничего не говорится о том, откуда должны будут взяться спасительные для сельских детей МКШ? В 630 населенных пунктах республики, в которых проживают 14412 детей школьного возраста, школы отсутствуют.
Так вот они там должны быть и все.
Трудность на трудности
Если быть предельно честными, то все проблемы МКШ можно смело назвать огромными трудностями, но в проекте его разработчики их называют отличительными компонентами. Чем отличаются МКШ?
В сельской местности отсутствуют дошкольные образовательные учреждения. Дети не проходят предшкольную подготовку, приходят в начальную школу не подготовленными. Работать в таком первом классе, где нет ни дисциплины, ни умения учиться в коллективе, ни элементарных знаний — очень сложно. На выравнивание класса уходит много сил и времени. А тут еще надо совмещать классы-комплекты, то есть строить урок так, чтобы он был интересен и второму классу, и четвертому. Материал должен уложиться в головы сразу двух разных классов. Кроме того, преподаватель должен быть универсальным. Ему придется преподавать разные предметы в основной и средней школе. Поэтому на каждого учителя, работающего в комплект-классе, ложится гигантская физическая и эмоциональная нагрузка. Министерство понимает, что работать в таких условиях сложно, требуется много знаний, сил, патриотизма и высокого профессионализма. Однако опять же в проекте на оплату труда таким учителям не заложено сверх тарифа ни копейки. Зато через запятую перечислены умения и обязанности учителей МКШ.
Пять на ум пошло
Министерство образования и науки РК установило основные признаки МКШ и разработало для таких школ свои стандарты. Начальная школа считается малокомплектной при контингенте учащихся до 40, основная школа — до 100 учащихся, средняя — до 280. Свою лепту в развитие МКШ внесло правительство. Это оно сидело и решало, на каких основаниях открывать какой вид МКШ. В результате было принято постановление, согласно которому в каждом населенном пункте с численностью учащихся младшего школьного возраста 54 и более человек гарантируется функционирование начальной ступени школы. То есть живут в селе пятеро детей семи лет, для них будет открыта начальная ступень школы. Если на селе проживают ученики младшего и среднего школьного возраста в количестве 41 и более человек, в населенном пункте должны будет открыта начальная и основная ступень МКШ. Если же на селе имеются ребята младшего, среднего и старшего школьного возраста 81 и более человек, гарантируется функционирование среднего общеобразовательного учебного заведения.
Комплект учеников
Сегодня уже известны рекомендации чиновников от образования, как полезнее с точки зрения педагогической науки объединять учеников в один класс-комплект. Оказывается число учащихся, объединенных на один урок, не должно превышать 12-15 человек. Это оптимальное число позволит учителю без ущерба для образовательного процесса провести два урока в одном. При этом существуют жесткие рекомендации, какие классы удобнее всего «сливать»: старшие классы с младшими. Старшеклассники во время урока-комплекта могут работать парами, учитель же это время сможет уделить ребятам помладше. В условиях начальной школы самыми оптимальными считаются комплекты: второклассников с четвертым классом. Учащихся первых классов запрещено включать в состав класса-комплекта. Говорят, первоклассники еще сильно отвлекаются, они не способны к длительной сосредоточенности, возбудимы, эмоциональны, поэтому их нельзя ни с кем объединять.
И еще, согласно проекту, не все школьные предметы подлежат коллективному изучению. Минобраз назвал предметы, которые желательно ни с чем не смешивать, вести их отдельно в каждом классе. Это: математика, государственный, родной, иностранный языки.
Особое внимание в проекте концепции МКШ уделено старшеклассникам. Старшие классы комплектуются (имеются ввиду 9-11 классы), если количество учащихся превышает 3-4 человека. А если столько не набирается? Тогда местные органы власти должны организовать подвоз детей в близлежащие учреждения образования или устроить их в интернаты. Учитывая нищету районов, верится с трудом, что местные власти выделят транспорт для старшеклассников. Но Минобраз такую норму заложил в проект, посмотрим, что из этого выйдет. Учитывая, что 9-11 классы являются выпускными, их не совмещают с другими классами ни по каким причинам и поводам, даже при очень маленьком, недостаточном контингенте детей.
Хорошо говорить, а делать как?
Итак, необходимость МКШ на селе уже не обсуждается. Все говорят о том, что нужна продуманная последовательная и постоянно действующая система поддержки развития села и малокомплектных школ на селе. Необходимо создать Центр по созданию такой системы при академии Алтынсарина. Центр должен будет отслеживать положение МКШ в новых экономических условиях и вносить дельные предложения о развитии МКШ в законодательство, исполнительные, планово-бюджетные органы, будет обобщать отечественный и зарубежный опыт по внедрению оптимальных моделей МКШ.
Кроме того, такой центр обязан будет заниматься разработкой учебников для МКШ (при слиянии предметов учителям понадобятся особые учебные книги, которых пока у них на руках нет, и уроки проводятся только за счет знаний и энтузиазма педагогов). В ведении центра должны будут находиться опорные школы для отслеживания динамики развития МКШ. Оставим скепсис, может быть МКШ станут первыми соцобъектами на селе, которые действительно поднимут сельский социум?