Стойло для железного коня - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стойло для железного коня

Стойло для железного коня

Стоимость гаражей, расположенных в центре Караганды, дотягивает до цены однокомнатной квартиры.

  • 13 Октября 2004
  • 1577
Фото - Caravan.kz

По мнению директора института «Карагандагражданпроект» Александра Золотарева, город испытывает острую нехватку «автодомов».
Одно время власти видели выход из положения в активном строительстве платных стоянок. Однако реалии несколько не совпадали с желаниями городской администрации. Во-первых, при всей выгоде не каждый предприниматель согласится на подобное строительство.
Так в среднюю (вместимостью до 100 автомобилей) автостоянку необходимо вложить около 4 тыс. долларов. Отдачу же (при условии, что стоянка будет заполняться на 100%) бизнес станет приносить лишь через полгода: два месяца (в лучшем случае) уходит на сбор документов, месяц на строительство. Еще три месяца — на покрытие аренды земли и заработную плату сторожам. Чуть больше потребуется времени, чтобы деньги начали работать, если предприниматель решит выкупить землю.
А во-вторых, едва ли главная преграда — жители районов города, что без устали бойкотируют строительство.
Ситуация
Жители микрорайона «Гульдер-2» подали исковое заявление сначала в районный, а потом и в областной суд с требованием снести автомобильную стоянку, расположенную во дворе домов № 9 и №14.
Еще 28 июня 2002 года частный предприниматель Анипа Джалгасбаева получила у тогдашнего акима города Корнея Изаака разрешение на строительство автостоянки на месте пустыря. Перед этим Джалгасбаева разработала архитектурный проект по строительству объекта именно на этом участке. 14 ноября 2001 года проект был одобрен всеми службами города — санэпидстанцией, городским управлением окружающей среды, управлением дорожной полиции.
Но жители микрорайона с самого начала строительства автостоянки принялись яростно выражать свой протест. Сначала криками, а потом и исковым заявлением, которое подали в суд района имени Казыбек би. Однако суд вынес решение, согласно которому строительство автостоянки признано абсолютно законным.
После этого жильцы подали апелляционную жалобу в судебную коллегию областного суда, но и там ответ был в пользу частного предпринимателя Джалгасбаевой.
Но граждане на этом останавливаться не собираются. Сейчас они написали жалобу на имя прокурора области и собираются подавать жалобу в президиум областного суда.
Нечто похожее происходит улице Ержанова в доме №20. Жильцы уже вторую неделю ищут предпринимателя, затеявшего строительство платной автостоянки. Предприниматель, чей проект строительства, между прочим, утвержден и в акимате, и у главного архитектора города, перед общественностью глаз не кажет. Себе дороже.
А между тем конфликт переходит в военные действия: то, что днем делают строители, ночью крушат жильцы. Недавно активисты двора немало сил положили, раскачивая врытые и забетонированные столбы.
Если систематизировать претензии жильцов дома №20, то они абсолютно аналогичны жалобам квартиросъемщиков микрорайона «Гульдер-2»: «будет шум, излишняя загазованность, детям и пенсионерам ходить станет негде».
Жители дома №20 собираются подавать в суд.
Есть мнение
— Это не первые скандалы, связанные с автостоянками, — говорит руководитель аппарата акима города Серик Туяков, — но ведь надо понять и тех, кому некуда ставить машины. Для них эти автостоянки как спасательный круг. Ну, не за городом же, в самом деле, оставлять свои «колеса». Во всех спорных случаях расстояние от автостоянок до домов выдержано в соответствии с законом — 25 метров. А согласия жильцов на строительство не требуется.
Гараж, который построил Джек
Тем не менее, ситуация с местом под солнцем для личного автомобиля скорее всего будет обостряться, особенно если учитывать темпы роста автомобилизации нашего населения.
В СССР были приняты строительные нормы, по которым на тысячу человек полагалось четыре гаража: именно столько машин в среднем приходилось на душу населения. А за городом строились целые гаражные массивы. Было в них, правда, одно неудобство: владелец машины жил, положим, в центре, а гараж находился на окраине, до которой час пешего хода. Тем не менее, гаражные массивы не пустовали вплоть до перестройки. В смутное время заброшенным оказался каждый третий дом для авто.
Теперь пустующих гаражей там не найти. И не удивительно. Нынче на 400 тысяч карагандинцев приходится 90 тысяч автомобилей.
Акимат города завален заявлениями на застройку гаражей. Многим отказывают: свободной земли в центре города почти не осталось. Кто-то смиряется. А кто-то судится с акимом.
Ситуация
На улице Гоголя, рядом с домом №52/2, существует гаражный массив. Застройка происходит и сейчас. Городские власти дают разрешение, выделяют участки. Последовать примеру счастливчиков решили Олег Куприй и Александр Коваленко.
Обратившись в управление архитектуры, они получили план застройки и заключение о том, что строительство капитальных гаражей в данном месте возможно. Но, несмотря на это аким города отказался выделить землю, сославшись на пункт 7 главы 15 «Правил застройки территории города Караганды, который «запрещает строительство капитальных гаражей во внутридомовых пространствах жилой зоны». Однако, по мнению Куприя и Коваленко, глава города не до конца цитирует этот пункт. В нем есть оговорка «строительство капитальных гаражей запрещается…. кроме специально предусмотренных мест под гаражные массивы». А раз гаражный массив уже существует, и кто-то в нем спокойно строится, почему не разрешают другим?
Последнюю точку в споре между жителями города и акимом поставит суд.
Есть мнение
— Я могу понять Куприя и Коваленко, — говорит главный архитектор города Кайрат Джиембаев. — Они заплатили деньги, подготовили все необходимые документы. И им, действительно, обещали дать землю под строительство. Но все это происходило при предыдущем акиме города. Корней Изаак выделял участки под гаражи, несмотря на то, что гаражный массив на улице Гоголя возник незаконно. А Литвинов подошел к вопросу принципиально. Раз генпланом не предусмотрен в том месте гаражный массив, значит, разрешения на строительство больше никто не получит. Куприй и Коваленко просто не успели. Естественно, им обидно. Однако Юрий Михайлович абсолютно прав. Несанкционированной застройки быть не должно.
Что хочу, то ворочу
Однако в каждом дворе, особенно в центральной части города, имеется минимум по пять-десять металлических гаражей. Появляются они в обход решения городского маслихата, которое гласит: «размещение капитальных гаражей, площадок для постоянного хранения автомобилей и автостоянок во внутридворовых пространствах жилых кварталов, микрорайонах, жилых районах недопустимо. Данные объекты необходимо располагать в специально отведенных гаражных массивах».
— Строительные нормы предусматривают установку гаража возле дома только в одном случае — если это надо инвалиду, — говорит директор института «Карагандагражданпроект» Александр Золотарев. — Он имеет право на гараж не дальше сорока метров от подъезда. Во всех остальных случаях — нет.
Ситуация
Десять лет назад ветераны войны и службы МВД города Астаны вместе с ордером на квартиры в доме №29 в 4-м микрорайоне получили от городских властей разрешение поставить напротив дома несколько десятков металлических гаражей. Три года назад по распоряжению акима Алматинского района разбросанные по двору металлические коробки были аккуратно собраны в одну линию, окрашены и пронумерованы. За благоустройство территории власти пообещали ветеранам с оформлением юридических документов на владение этой недвижимостью, так как БТИ не оформляет право владения металлическими сооружениями. Но дать слово, не значит его исполнить.
Спустя несколько лет во время знакомства с четвертым микрорайоном новый аким пообещал жильцам не трогать гаражи. Но через несколько недель к ветеранам пришел юрист из Алматинского акимата и потребовал их убрать. На слова ветеранов, что городской глава обещал не трогать их владения, молодой специалист ответствовал, что аким — человек новый, с городским хозяйством еще не разобрался, а пообещал — для красного словца. Но бывшие милиционеры не отступили и написали о решении чиновников Темирхану Досмухамбетову и готовы, в случае неудовлетворения их просьбы, дойти до самого главы государства.
Этот случай характерен для столицы, где каждый метр земли расписан под стройку. В Караганде ситуация несколько иная. Пока что.
«Не допускается самовольное строительство гаражей без согласования с органами архитектуры, — говориться в решении карагандинского городского маслихата. — Граждане, виновные в нарушении установленного порядка по строительству гаражей, подвергаются административному взысканию в соответствии с действующим законодательством».
Но на деле бороться с самостийными застройщиками тяжело. Это при Советском Союзе самовольщика предупреждали, и если он шевелился, гараж за счет города перевозили на штрафплощадку.
Сейчас средств на подобную борьбу в бюджете не предусмотрено. По словам главного архитектора города Кайрата Джиембаева, земельный комитет передает документы по незаконному захвату земли в суд, который присуждает штраф в размере 7 тысяч тенге. Владельцы незаконных гаражей, как правило, выплачивают штраф… и оставляют конструкции на прежнем месте.
Да, что там металлические гаражи. 80% капитальных гаражей во дворах не имеют соответствующих документов! Правда, сейчас администрация города дает населению возможность легализовать самострой: суд признает строение легальным, если архитектура дает заключение, что оно не нарушает СНиПы. На основании этого решения владелец выкупает через земельный комитет землю за 10 тысяч тенге.
Нынче не то, что давеча
При строительстве первых спальных микрорайонов Караганды архитекторы сознательно размещали гаражи в тех местах, где под землей проходили важные коммуникационные линии, в основном линии связи. Дабы какой-нибудь строитель не мог ковшом экскаватора или лопатой перерубить дорогостоящие кабели. Гаражи служили своеобразной защитой.
В нынешних новостройках гаражи (по большей части подземные) запланированы в проекте домов. Этот метод хорошо себя зарекомендовал в Астане и Алматы. Кстат, в северной столице счастливчиков, имеющих гаражи рядом с домом, можно уже по пальцам посчитать, и таковых с каждым годом становится все меньше. В Астане многие автовладельцы мечтают нынче о месте на простой платной стоянке. Ведь строительный бум безжалостно прошелся и по ним. В результате большинство людей вынуждены оставлять свою машину без охраны, рискуя каждое утро проснуться и найти ее в разобранном виде, или вообще — угнанной.
По словам Александра Золотарева, в обеих столицах сейчас проектируют комплексы с расчетом обеспеченности автомобилем каждой семьи. Карагандинцы же пока предлагают строить один гараж на две семьи.
Кроме подземных гаражей есть предложения по постройке многоуровневых гаражей на несколько сотен машин, с предусмотренным сервисом. Подобный комплекс уже запланирован в новом районе города.