Ядерный компонент "злой оси" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ядерный компонент "злой оси"

Ядерный компонент "злой оси"

Пресс-служба казахстанского МИДа распространила 21 октября информацию о своем отношении к ситуации вокруг проблемы северокорейской ядерной программы, продолжающееся развитие которой является основанием для "серьезной обеспокоенности".

  • 28 Октября 2002
  • 1192
Фото - Caravan.kz

В пресс-релизе министерства отмечается, что Казахстан, как государство, присоединившееся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерной страны, отказавшейся от своего атомного арсенала, «выступает за ужесточение международного режима нераспространения оружия массового уничтожения».
Как подчеркивается в документе: «Казахстан выражает солидарность с позицией республики Корея и ряда других государств о необходимости строгого соблюдения Корейской народно-демократической республикой ранее достигнутых договоренностей по этому вопросу и урегулирования возникшей проблемы путем диалога, в неконфронтационном духе».
В ходе визита К. Токаева в Республику Корея, главной целью которого стала подготовка очередного официального визита в Южную Корею президента Н. Назарбаева, запланированного на 2003 год, позиция Казахстана по северокорейской проблеме была неоднократно озвучена на встречах с корейскими официальными лицами.
Очевидно, что казахстанский МИД, обычно очень сдержанный и осторожный в своих оценках и заявлениях, не мог проигнорировать столь важную для Южной Кореи тему, которая, в тоже время, весьма актуальна и для США. За несколько дней до визита казахстанской делегации, а, именно, в среду 16 октября администрация президента Буша объявила в Вашингтоне о том, что Северная Корея, по словам ее представителей, признала факт о наличие в стране тайно осуществляемой программы по созданию ядерного оружия. Более того, Северная Корея также проинформировала, что намерена аннулировать соглашение с США от 1994 года, предусматривавшее замораживание всей работы над ядерным оружием.
Внезапное признание Северной Кореи, имело место в начале этого месяца в Пхеньяне. Как писал на прошлой неделе Дэвид Сэнгер в «The New York Times»: «Высокопоставленный американский дипломат Джеймс Келли заявил своему северокорейскому коллеге, что у американской разведки имеются данные о том, что северокорейцы тайно осуществляют свою ядерную программу. Поначалу северокорейский дипломат возмущенно отрицал это, но на следующий день северокорейцы признали существование ядерной программы и намекнули, что у них есть «и более мощные вещи» (перевод В. Федорова). Кстати, Дж.Келли стал
самым высокопоставленным американским чиновником, побывавшим в Северной Корее после того, как Дж. Буш причислил КНДР к печально известной «оси».
Практически сразу после завершения поездки Дж. Келли в Пхеньян, в прессе прошла информация о том, что власти Северной Кореи отрицательно расценили итоги визита заместителя государственного секретаря США по азиатским делам. Неназванный представитель министерства иностранных дел КНДР в интервью СМИ северокорейской столицы отметил, что на переговорах американский эмиссар держался вызывающе и своевольно. Высказываясь об американской позиции по отношению к вопросу о северокорейской ядерной программе, чиновник подчеркнул: «Муссируемая в США «озабоченность» — это ни что иное, как результат враждебной политики в отношении КНДР. Кроме того, высказывания американского посланника свидетельствуют, что администрация Джорджа Буша не проводит политику диалога, пытаясь силой поставить нашу страну на колени».
Примечательно, что еще 20 сентября премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в телефонном разговоре с президентом США, темой которого была прошедшая незадолго до этого встреча японского руководителя в Пхеньяне с Ким Чен Иром, предложил Бушу «не причислять Северную Корею к «оси зла».
Однако, в любом случае, администрация Дж. Буша и сама косвенно признает, что Северная Корея отличается от Ирака, поскольку, возможно, обладает ядерным оружием и имеет огромную армию и обычные вооружения, способные причинить большой ущерб Южной Корее и США. Этим, в первую очередь, объясняется более сдержанное и взвешенное отношение Вашингтона к этой стране.
По мнению многих западных изданий, вполне предсказуемой первой реакцией США на признание Пхеньяна о существовании ядерной программы, стало объявленное прекращение переговоров, которые могли привести к договору об экономическом сотрудничестве с Северной Кореей.
Что же касается того обстоятельства, что официальный Вашингтон обнародовал информацию о тайных ядерных разработках КНДР лишь спустя 12 дней после поездки Дж. Келли, то, по заявлению Госдепартамента, Соединенные Штаты медлили, «чтобы тщательно и досконально проверить информацию». Как заявил во вторник 22-го в Москве старший заместитель госсекретаря США Джон Болтон, отвечая на вопрос РИА «Новости», Вашингтон «хотел быть абсолютно уверенным, что данная информация соответствует действительности…теперь мы в этом убедились». Поясняя далее позицию американского руководства, Болтон подчеркнул: «Решение, которое мы приняли, состоит в том, чтобы осуществлять усилия на дипломатическом фронте, объяснить суть нарушений, связанных с северокорейской программой, и заручиться поддержкой международного сообщества, добиться солидарности в осуждении этого грубого нарушения Договора о нераспространении ядерного оружия». С этой целью США намерены провести ряд встреч с представителями стран, обладающих «на законных основаниях» ядерным оружием и являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН.
Надо сказать, что визит казахстанской делегации в Республику Корея совпал по времени с восьмым раундом межкорейских переговоров, проходивших в Пхеньяне. Трехдневные переговоры на уровне министров, которые начались 20 октября, должны были быть посвящены обсуждению дальнейших шагов по воссоединению двух стран. Однако после того как КНДР заявила о продолжающихся ядерных исследованиях, приоритетное место занял именно этот вопрос. По завершении переговоров, представители двух государств сделали совместное заявление: «В целях обеспечения мира и стабильности на Корейском полуострове, Юг и Север будут активно сотрудничать посредством диалога в решении всех вопросов, в том числе касающегося производства ядерного оружия». При этом, северокорейская сторона неоднократно подчеркивала, что страна готова решать вопросы, вызывающие обеспокоенность в США, исключительно мирным путем на переговорах, и, в этой связи, настаивала на включение в совместное коммюнике пункта, призывающего США отказаться от враждебного подхода к КНДР, которую «американский президент Джордж Буш настойчиво относит к так называемой «оси зла».
Американцы и северокорейцы взаимно обвиняют друг друга в нарушении условий известного договора о ядерном разоружении КНДР, подписанного в Женеве в 1994 году. Недавно Колин Пауэлл заявил, что данный договор по сути дела аннулирован, причем, по словам госсекретаря, Пхеньян признал, что со своей стороны нарушил это соглашение. Со своей стороны, Северная Корея также обвиняет США в нарушении указанного двустороннего соглашения. По информации РИА «Новости», в понедельник 21 октября в одной из передач пхеньянского радио было сказано, что со времени подписания соглашения о ядерной безопасности с Соединенными Штатами прошло восемь лет, однако его осуществление «топчется на начальной стадии». Соглашение между КНДР и США предусматривало поставку в Северную Корею двух атомных легководных реакторов взамен графитовых (которые последняя должна была закрыть) и завершение строительства на их основе АЭС к 2003 году. Однако строительство фундамента под эту станцию было начато только 7 августа этого года, причем активизация строительных работ в значительной мере была обусловлена российско-иранскими заявлениями о продолжении и расширении сотрудничества по строительству реакторов в Бушере.
В тот же день комиссар Европейского союза по внешним связям Крис Паттен объявил на пресс-конференции в Люксембурге, что ЕС может выйти из международного консорциума KEDO, строящего упомянутые ядерные реакторы в Северной Корее в связи с тем, что КНДР продолжает секретную программу разработки ядерного оружия.
В пятницу, официальный представитель МИД КНДР отметил, что одним из способов разрешения проблемы может стать заключение между Северной Кореей и США договора о ненападении, если «сложная ситуация на Корейском полуострове будет преодолена». Агентство Синьхуа передало слова этого не названного официального источника: «Если Соединенные Штаты сумеют убедить КНДР в отсутствии у себя агрессивных планов, то КНДР в этом случае будет готово прояснить подходы к обеспечению собственной безопасности». Данное заявление передало и АР, со ссылкой на северокорейские СМИ, опубликовавшие информацию «анонимного источника из МИДа страны». В нем говорится, что Пхеньян готов пойти на соглашение с Вашингтоном, в случае, если Соединенные Штаты «признают суверенитет КНДР, подтвердят условия о ненападении и не будут препятствовать экономическому развитию страны».
Тема северокорейской ядерной программы стала одной из важных на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Лос-Кабосе. По мнению российской делегации, нельзя принимать решения по проблеме, исходя из «отдельной и недостаточно подтвержденной информации». Как отметил Игорь Иванов, российское руководство должно будет внимательно изучить и проанализировать все сведения и только потом примет соответствующее решение.
Большие планы в отношении саммита АТЭС были и у президента Дж. Буша. После встречи во вторник 22 октября в Белом доме с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, Буш сообщил представителям СМИ, что намерен обсудить ситуацию вокруг Северной Кореи с лидерами России, Японии и Южной Кореи в ходе саммита в Лос-Кабосе.
В настоящее время существует главная версия, объясняющая причину, по которой Северная Корея сделала неожиданное признание о существовании своей секретной ядерной программы. Согласно этой версии, руководство страны преследовало две основные цели: сделать предупреждение США о том, что «не стоит его запугивать», а также попытаться навязать Японии, Южной Корее, Евросоюзу и, прежде всего, США торг по дополнительным экономическим и политическим уступкам в обмен на отказ от ядерной программы.
В пользу данной мысли говорят факты из недавней истории, когда в марте 1993 года власти КНДР заявили о своем желании выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия, который страна подписала еще в 1985 году. Одновременно Пхеньян привел свою армию в состояние повышенной готовности. С момента заключения Договора в 1968 году, Северная Корея стала первой страной, намеревавшейся выйти из режима нераспространения, создавая тем самым весьма опасный прецедент. За день до конца трехмесячного срока, по истечении которого решение Северной Кореи о выходе из Договора вступило бы в силу, а именно, 11 июня 1993 года, было опубликовано совместное американо-северокорейское заявление, которое в дальнейшем послужило основой для «Рамочного соглашения» между КНДР и США, подписанного 21 октября 1994 года. В соглашении оговаривалось обязательство КНДР отказаться от своей военной ядерной программы, закрыть 5-мегаватный исследовательский реактор, а также прекратить строительство двух газографитных реакторов, заменив их легководными, производства Южной Кореи. США обязались обеспечить страну поставками продовольствия, а также энергоносителей во время переходного периода, с целью покрытия образующегося дефицита энергии. Только в1998 году Северная Корея получила от США продовольствия и другой гуманитарной помощи на общую сумму, превышающую 170 миллионов долларов. Уже в марте 1995 года был официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове — KEDO с участием США, Японии и Южной Кореи. Общая сумма предполагаемых затрат на строительство АЭС, составила свыше $4 млрд.
Неизвестно, насколько продуктивным для КНДР станет в будущем подобный стиль проводимой внешней политики. Однако пара реальных или вымышленных ядерных зарядов, в арсенале Пхеньяна позволяет ему вести активную торговлю на международной арене. Имея пятую в мире по количеству военнослужащих армию, Северная Корея, заставила считаться со своим мнением только после того, как намекнула, что располагает ядерным оружием.
Так или иначе, другого подхода придерживается Казахстан, занимавший в свое время четвертое место в мире после США, России и Украины по ядерным вооружениям и безвозмездно отказавшийся от 1216 боеголовок. Выражая озабоченность по поводу северокорейской ядерной программы, МИД Казахстана отмечает в своем пресс-релизе: «Ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы попытки заниматься секретными разработками атомного оружия в нарушение международных обязательств».