Параплан отличается от парашюта как конструкцией, так и геометрией. Если парашют нового поколения — нечто, похожее на прямоугольник, имеющий двойную оболочку, то параплан — более вытянут, напоминает молодой месяц или ломтик дыньки, но гигантских размеров.
Сам полет на параплане можно осуществить, взлетев с площадки после разбега, в то время как прыжки с парашютом совершаются с летательных аппаратов.
Парапланерный спорт — прекрасное явление, появившееся в середине теперь уже прошлого века. Вы скажете, что парапланеризм — опасный вид спорта? Да, если не уважать правил безопасности.
Параплан называют еще глайдером или параглайдером. Вес его колеблется от 5 до 8 кг, он легко помещается в рюкзаке, максимальная скорость около 50 км/час, подготовка к взлету или сворачивание занимают не более 5 минут, рыночные же цены же на него — от 1000 до 5000 у.е…
Отрыв
В мифах народов нашей планеты имеются летающие герои: Икар, Илья Пророк, Пегас, лапландские колдуны, китайские и индийские божества. Во всем мире взлетают, левитируют, парят! Вся техника была давным-давно уже скроена, сшита и исправно работала, только называлась «ковер-самолет»!
Люди стремились в полет уже начиная с 11 века. Леонардо да Винчи набросал чертежи парашюта в далеком 1502 году. На 5000 страницах он дал описание чертежей и инструкций к ним.
Спустя почти 100 лет после изобретения воздушного шара братьями Могольфье, в местечке Померания, в Германии Отто Лилиенталь один из своих экспериментов посвятил летательному аппарату, похожему на планер. Он изготовил его из ивовых реек, уплотненного хлопка и кожи.
В течение 150 лет после попыток, а также удачных полетов Жака Гарнерена на шарах и парашютах, парашютостроение постепенно развивалось. Пьер Лемуань в конце 1950 года ввел в практику щели в куполе парашюта, что позволило развивать горизонтальную скорость до 20 кмчас, а это уже была возможность управлять парашютом.
Безумная (на первый взгляд) идея «дырявого парашюта» заинтересовала толковых военных специалистов из ЦРУ. Постепенно парашютизм пришел к попытке «отрыва», то есть не прыжка, а взлета с какой-либо площадки.
Первые полеты с заранее наполненным (воздухом) парашютом-крылом были выполнены в 1972-1973 годах.
В 1978 году у Ж. Бетана и Г. Боссона возникла идея взлетать, разбежавшись, с горы, наполняя воздухом крыло над головой. И вот, в 1982 г. Р.Филлон осуществляет свой первый, исторический полет с «Зеленого Пика» (4122 метра) и приземляется в глубине чудесной долины Шамони.
Так многие альпинисты открыли для себя параплан! В 1983 г. был изготовлен первый параплан, а спустя несколько лет в Европе произошел бум парапланеризма. На данный момент во всем мире многие «помешаны» на полетах, в том числе и парапланерных, поскольку это общедоступно, не нужно прыгать с самолета, а можно просто подняться на гору с рюкзаком за плечами и с покоренной вершины взлететь!
Во время полета
Да, автору этих строк однажды посчастливилось слетать с вершины горы на параплане-тандеме, со знаменитым пилотом Сергеем Черним.
Была снежная зима, мы заехали на гору по скользкой колее, — «Нива» покоряла километр за километром, — и все для того, чтобы заехав на самую вершину, мы могли затем вдвоем надеть подвеску одного огромного параплана, рассчитанного на пилота и пассажира, поймать поток воздуха, оттолкнуться от края пропасти и лететь!
Сергей Черний отлично управлял тандемом-парапланом, имеющим огромную площадь крыла, а это было не просто!
Поверьте, дух человека спасается от обид и горечи, от стресса и боли, от недоразумений, от будущих ошибок и даже от тени прошлых ошибок, полет дает силу, великую силу!
Мне бы хотелось повторить свой полет, но уже в качестве пилота. Тем более, что за плечами есть опыт 799 прыжков с парашютом. Однако аппарат стоит немалых денег. Кроме того, нужна организация полетов: человек на машине внизу, под горой, где осуществляется подбор пилотов после приземления.
Алматинская ассоциация
На протяжении многих лет открытые чемпионаты Казахстана по парапланерному спорту, куда съезжаются пилоты из СНГ, Англии, Америки, Австралии, организовывает главный тренер Казахстана по парапланерному спорту (бывший парашютист) Сергей Юнязов, вкладывая в дело развития крылатого спорта и деньги, и душу.
Достаточно сказать, что он сумел увлечь парапланерными полетами даже Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
В доме Юнязова на самом почетном месте висит портрет Президента с парапланом за плечами в момент отрыва.
Снимок сделан на Чимбулаке весной 1995 года, когда был создан парапланерный клуб. С того момента Нурсултан Назарбаев и является обладателем специального белого кителя и Золотого значка Почетного члена парапланерного клуба.
Между прочим, Юнязов — прекрасный пилот-инструктор, и те, кто обучается полетам именно у него, всегда летают и приземляются без проблем. Юнязову доверяют свою жизнь и люди из дипломатических кругов.
Сам Сергей летает на парапланах с 1992 года, но признается:
— Вообще-то первыми к парапланам приобщались военные парашютисты -профессионалы, перешивая из своих старых парашютов новые, самодельные парапланы. Но особенности нашей горы Ушконыр как нельзя лучше подходят для полетов. К нам стремятся попасть спортсмены и любители со всего мира, поэтому чемпионаты Казахстана столь популярны.
Когда в 1995 году, благодаря спонсорской поддержке, был создан парапланерный клуб, у нас было полтора десятка аппаратов, они были доступны всем желающим. А желающих было много. Если говорить о сегодняшнем дне, то парапланерный спорт в Казахстане достаточно популярен, тем более, что географические условия как нельзя лучше подходят для его развития. Полеты необходимо всячески пропагандировать, как здоровый образ жизни, способ снятия стрессов.
Вся Европа летает. Если кто был в Альпах, тот видел, что все склоны пестрят парапланами, особенно на уик-энды. Цивилизованное общество кроме машины приобретает еще и летательные аппараты!
К нам в степь приезжали недавно чехи — ставить рекорды на длительность полета, близ города Семипалатинска, где хороший прогрев земли, продолжительность светового дня, хорошие восходящие потоки — они парили в небе достаточно длительное время. У нас прекрасные условия для рекордных полетов, практически как в Африке (но в Африку ехать — далеко и небезопасно)!
После этих полетов в интернете вдруг появились снимки, которые гости сделали с воздуха: кладбище наших танков, возле бывшего ремонтно-танкового завода, где сотни их застыли навсегда (прим. авт. не исключен политический мотив этих снимков: выполняя условия Варшавского договора, в Чехословакии давили советскими танками мятежников-демонстрантов).
С 1996 года в сборной команде Казахстана по парапланерному спорту было 6 человек, однако сейчас (по материальным причинам) остался лишь один пилот, но зато какой!
Алексей Круглов — пилот-испытатель известной фирмы, которая шьет парашюты и парапланы (в Москве). Круглов достаточно опытный мастер спорта, у него приличный список испытанных «крыльев», ОН ЛЕТАЕТ КАК БОГ!
На прошедшем недавно Кубке Казахстана и чемпионате Центральной Азии Алексей Круглов завоевал два чемпионских звания. В 2003 году (как и в предыдущие годы) он был еще и чемпионом России.
Как летают боги?
Синеглазый веснушчатый молодец богатырского телосложения в ботинках и с парапланом в обнимку — вот таков портрет Круглова спустя несколько секунд после приземления. На него невозможно смотреть без удивления. Говорят, что за ним толпами ходят кошки и собаки, а о поклонниках нечего и говорить. Это чудо — человек. В глазах — бездна доброты и ума, в нем есть что-то от белого мага!
Но вместе с тем он напрочь лишен звездной болезни.
— Алексей, на этой горе никто лучше Вас не летает. Как давно Вы летаете, с чего это началось?
— Когда служил в армии, товарищ рассматривал какой-то журнал, там были снимки парапланов. Я загорелся, ждал, пока отслужу, после демобилизации сразу решил заняться полетами. Летаю уже много лет.
— На чемпионате Центральной Азии и Кубке Казахстана Вы стали двойным чемпионом, как часто вам удается быть лидером?
— Я летаю в качестве тест-пилота (пилота-испытателя) фирмы «Паравис», мне приходится испытывать летно-технические характеристики парящих и планирующих в небе оболочек в воздухе, это моя работа, поэтому я должен летать хорошо.
— Сколько же часов налета у Вас уже есть?
— Несколько тысяч.
— Где Вам приходилось еще летать?
— В Альпах Австрии, в Швейцарии, во Франции, В Италии, в Корее, сразу всего не перечислишь.
— В прошлом году Вы были чемпионом России?
— Я многократный чемпион России, но в этом, 2004-м году не получилось стать им, соревнования проходили на горном Алтае, близ границы с Монголией.
— Как Вам наши алматинские соревнования?
— Великолепные соревнования, было очень много хороших летных дней, как всегда, все остались довольны уровнем организации проведения соревнований, было достаточно много новых пилотов, были пилоты из Англии, Австралии (американцы на этот раз не смогли, видимо, приехать). На этих соревнованиях не было ни травм, ни даже предпосылок для них, что очень важно для авиационного спорта.
Было 8 полетных дней, 8 интересных упражнений. Вообще-то Кубок Казахстана состоял из 2-х этапов, первый этап прошел в Риддере (недалеко от Усть-Каменогорска), второй — уже здесь, на Ушконыре, близ Алматы, он был совмещен с чемпионатом Центральной Азии.
— На каком параплане летали Вы, с какой скоростью?
— Летал на параплане своей фирмы, «Паравис». Что касается скорости, то там идет совмещение плюс летные характеристики, — насколько хорошо летит параплан, насколько плохо он снижается (желательно дольше держаться в высоте), тут еще нужно учитывать скорость ветра.
Если в движении по маршруту вы летите по ветру, то скорость ветра и параплана суммируются, если надо сделать вираж против ветра, то скорость придется уже вычитать. Минимальная же скорость параплана — 20 кмчас, а максимальная — до 50 кмчас.
— Недавно проходил первый чемпионат Азии по парапланерному спорту. Как Вы летали?
— Да, он проходил в Корее. Надо сказать, там приземляться — проблематично, кажется, что до самого горизонта — рисовые поля в воде, это почти что болото. Мы видели, как живут настоящие корейцы — совсем не так, как показывают для туристов. На чемпионате Азии была ужасная погода, мы не выполнили полную программу, нам пришлось летать только два (!) дня, хотя минимумом считается — 3. И по этим полетам нам проставили баллы! Так я стал 11-м в таблице чемпионата, а народу было — почти сотня участников.
— Что Вам особенно нравится в ваших полетах?
— Пролетающие на пассажирских самолетах (на реактивной скорости) пилоты и пассажиры, даже туристы, не видят тех чудесных уголков мира, которыми так богата наша планета. Я видел прелести Альп с высоты птичьего полета, на которой я оказался, где я парил часами, — никто, кроме пилотов-парапланеристов эти удивительные места нашей планеты никогда так и не увидит.
Потрясающие впечатления, полученные на большой высоте, где не спеша можно рассмотреть живописный вид на нехоженые скалы и озеро под ними, равнину, усыпанную цветами, просыпающуюся на восходе солнца, да и само небо, — оно разное в разных уголках мира.
— Как Вы полагаете, полеты на парапланах, парапланерные клубы могут отвлечь нашу молодежь от наркотиков, от нездорового образа мыслей и жизни?
— Безусловно!
— На какой чемпионат Вы собираетесь теперь?
— Скоро будет чемпионат Европы в Греции, затем чемпионат мира в Бразилии, возможно, придется ехать за свой счет. Главное, — летать, принимать участие в соревнованиях.
Послесловие
Тысячи мальчишек и девчонок бездельничают после школы и на каникулах. Предприятия, платящие налоги в казну, могли бы спонсировать клубы юных пилотов.
Технику можно купить, инструкторов — пригласить на работу. Здоровье нации и юного поколения — драгоценная вещь, за него можно и нужно побороться, и уж тем более — раскошелиться. Миллионы долларов тратятся на реабилитацию наркоманов,
хотя этих больных просто могло и не быть.
Развитие авиационных видов спорта — действенное средство для профилактики и борьбы с социальными проблемами.
Тысячи долларов проигрываются в наших казино. Можно принять закон, предписывающий владельцам тех же игровых заведений отчислять деньги в фонды развития молодежи, но чтобы этими деньгами распоряжались не случайные чиновники, а пилоты с настоящим авторитетом.
Люди, равнодушные к полетам, не должны быть допущены к руководству авиационным спортом. Иначе ничего хорошего не получится.
Если эти клубы сделать более доступными, как раньше, например, были клубы ДОСААФ, так, возможно, и преступности пошла на убыль, но это уже пища для кабинетных умов…