Психолог важнее, чем хирург - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+23 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Психолог важнее, чем хирург

Психолог важнее, чем хирург

К такому выводу пришли психотерапевты, психиатры, психологи и наркологи, собравшиеся на своем втором съезде в Павлодаре. Однако, плохи наши дела?

  • 22 Сентября 2004
  • 1135
Фото - Caravan.kz

Последний раз подобный слет продвинутых врачевателей души человеческой проходил в прошлом веке, в 1982 году.
С тех пор он бесконечно намечался, планировался, собирался и уже было собрался состояться два года назад, по такому случаю был даже приказ Министерства здравоохранения, но случилась политика отмены всевозможных слетов и сборищ, президент выступил за сокращение проверок и прочих «летучек», которые отнимают рабочее время, и съезд наркологов и психотерапевтов республики был отложен до лучших времен.
Надо думать, они недавно настали, потому что спустя 22 года съезд все-таки состоялся. Однако врачи с одной стороны, обрадованные наконец-то появившейся возможностью открыто обсудить накопившиеся проблемы, вынуждены были с горечью заметить, что драгоценное время по психологической реабилитации общества было упущено.
Сегодня заболеваемость психическими расстройствами, в том числе спровоцированные алкоголем и наркотиками, приобрела характер эпидемии, что является реальной угрозой безопасности нации.
Парадное мероприятие или…
Участники съезда сочтут за оскорбление, если кто-то скажет, что он прошел ради галочки. Слишком серьезные были проблемы, обсуждаемые на нем, да и контингент присутствующих. Съехались главврачи больниц, наркодиспансеров и центров психического здоровья, были гости из стран Центральной Азии и международных организаций. К тому же конгресс проходил на базе Республиканского научно-исследовательского центра социальных проблем и наркологии, известного своим прогрессивным видением проблем здравоохранения.
В общем, участники съезда говорили о страшных цифрах алкозависимых, наркозависимых, суицидов и фобий, которые появились с приходом в страны ближнего и дальнего зарубежья терроризма. Страх смерти от рук идиотов вкупе с социальными эпидемиями были признаны серьезными факторами риска, которые подрывают психическое здоровье людей. Именно поэтому все присутствующие отмечали главенствующую роль в обществе психолога, человека, который может и должен привести психику человека в порядок не где-то далеко в большой больнице, а рядом, по месту работы, по месту жительства.
Вопрос в другом: как это сделать? Загнать население на прием к психологу в обязательном порядке, невозможно. Ждать тридцать лет, пока будет сформирована культура потребления психологических наук, как это произошло в Европе — нет времени. То землетрясение трясет, то лавина сходит, то речки из берегов выходят — народ боится спать ложится, а еще надо эффективно работать.
Как? Собравшиеся учли состояние населения на текущий момент и разработали программу «Психическое здоровье в 21 веке», в которой главный упор спасения населения от депрессий, неврозов и психозов сделан на профилактику.
Тактика и стратегия
Итак, что будет согласно новой программе? Врачи консолидируют свои усилия, научные исследования будут идти полным ходом, вузы начнут поставлять молодые перспективные кадры, а государство вложит инвестиции в программу, и тогда масштабы вложенных усилий в психическое здоровье нации будет соответствовать масштабам проблемы.
Пока же проблема больше, а усилий вовсе никаких. Самое интересное, что на съезде прозвучали конкретные обещания со стороны Министерства здравоохранения о финансовой поддержке государственной программы «Психическое здоровье», и все этому обещанию поверили.
Потому что на почве алкоголизма совершается больше всего преступлений, потому что наркомания вышла на новый, более молодой возраст, потому что женский алкоголизм достиг невиданных размеров, потому что большинство новорожденных детей с первого дня жизни на земле состоят на учете у специалистов.
Чтобы решить клубок этих проблем, говорили врачи, нужны не новые свободные койки в психбольницах, а квалифицированные специалисты, причем разновозрастные, которых сегодня в стране катастрофически не хватает.
Нужна мощная профилактика социальных болезней, с которыми можно совладать на начальном этапе их развития и мало что можно сделать потом, когда человек становится хроником.
Врачи запланировали, что благодаря реализации программы уже через 2-3 года они смогут уравновесить проблемы нарко и алкозависимостей. В стране будет развернута широкая сеть кабинетов психологов, которые научат людей решать свои трудности без спиртного и иглы, а также без впадения в депрессию.
Ожидается, что психическое здоровье у людей поправится с помощью новой концепции воспитания и образования, куда будут вмонтированы ценнейшие психонаработки. Везде и всюду будут создаваться фокус-группы: возрастные, профессиональные, в которых люди будут решать свои внутренние проблемы. Это позволит снизить психологическую напряженность в обществе и заблокировать проблемы, которые перестанут разрастаться и углубляться. Врачи говорили, что для этого им надо консолидировать усилия, как можно чаще обмениваться накопленным опытом.
Когда показатели начнут снижаться, общество будет поставлено перед фактом полной и окончательной победы над душевными болезнями.
По вере и дано будет?
Позволю себе по этому поводу чуть-чуть здорового скепсиса: в Америке существует огромная армия психологов и психотерапевтов, в борьбу за здоровье нации были влиты миллиарды и миллионы долларов, однако социальные проблемы как убивали людей, так и убивают, как сводили с ума, так и сводят.
Недуги не заблокировались, количество суицидников, наркоманов, алкоголиков и шизофреников не стало меньше. Почему же тогда мы так оптимистично верим в хороший конец нашего уже начавшегося душевного разлада?
«Потому что во что-то надо верить. И это что-то должно быть позитивным», — говорят светила психиатрии и уверяют, что все вышеперечисленные пороки излечимы. Методики имеются. Даже современные медикаменты в настоящее время в клиниках есть. Нужно немного больше внимания к психологии и психиатрии со стороны государства, нужна творческая и материальная база для развития этих специальностей в обществе, нужна соответствующая зарплата, нужна социальная защищенность тех, кто по причине душевных расстройств становится инвалидом.
Это отдельная тема, которая тоже обсуждалась на съезде. Держать таких людей в закрытых стационарах пожизненно, в изоляции от общества — не выход. Однако выпускать их на улицы на вольные хлеба, без права трудоустройства, с мизерными пенсиями и полным отсутствием социального контроля — тоже неправильно. Специально для таких больных медики предлагали вернуть наличие бесплатного фонда, на средства которого испокон веков лечились душевнобольные люди.
Также было замечено, что особую категорию больных с расстройствами составляют люди преклонного возраста. Для них должны быть разработаны программы психологической адаптации и коррекции. В России в настоящее время широко распространены социальные дома, в которых проживают одни старики. У нас в Казахстане такие дома тоже есть, но без психологической помощи находится там долгое время нормальным людям невозможно. Старость сводит с ума… Кроме того должны быть разработаны и внедрены специальные программы по предупреждению суицидов. По данным ВОЗ именно суициды вышли на первое место среди причин смертности. Причем значительная часть покончивших жизнь самоубийством решили умереть на почве патологических переживаний, социально психологической адаптации. Врачи выделяют мотивы неблагополучия и мотивы конфликта. Для людей, подверженных таким мотивам, должны быть созданы телефоны доверия, анонимные кабинеты.
Дом — не дом, а жить можно
Что касается тех, кто обречен жить с неизлечимыми диагнозами, но по закону дольше 70 дней не имеют права находиться в больнице: в Павлодаре в качестве эксперимента для таких людей открыт клубный дом.
Сюда в течение дня приходят больные и под присмотром социальных работников, психологов и психиатров занимаются чем-нибудь полезным, общаются, работают. Родственники больных очень довольны новацией. Человек весь день под присмотром, в носках на улицу не уйдет и газ включенным дома не оставит.
В перспективе клубный дом хочет открыть мастерские для больных шизофренией и даже трудоустраивать таких людей. Врачи говорят, что до тех пор пока человек окончательно деградирует с таким диагнозом, он долгое время может быть полезен обществу, к тому же болезнь проявляется только в периоды обострения, поэтому позаботиться о таких людях отдельно — вполне реально.
А меня, пока еще нормального гражданина здоровой части населения, волнует вот что. Я знаю, что услуги психологов стоят недешево. А терапия у них длительная.
Сейчас на фоне повального обострения у населения начнут промышлять лжепсихологи, лженаркологи, которые будут собирать сливки, подрывая авторитет честных врачевателей.
Однако как застраховать общество от корыстолюбцев и «кидал», врачи пока не знают.