Группа риска - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Группа риска

Группа риска

О демографическом взрыве в стране пока приходится только мечтать. И это желание так и может остаться фантазией, стоит лишь потенциальным родителям призадуматься, анализируя случаи халатности и небрежного отношения к молодому поколению чиновников от медицины.

  • 31 Августа 2004
  • 3019
Фото - Caravan.kz

Масштаб одного из происшествий, в котором пострадали тысячи малышей — республиканский.
Другой случай дошел до компетентных органов — Минздрава и Генеральной прокуратуры РК, но не имел большого резонанса в стране, став ЧП в пределах одной области.
Казахстанская «рулетка»
Больше десятилетия новорожденные республики получали вакцину БЦЖ российского производства. Но в 2003 году Казахстан расторгает с Россией договор из-за дороговизны вакцины. Выбор стал между штаммами английского и сербского производства,. Последние оказалась дешевле (Минздрав опирался на закон «О госзакупках», где оговаривается норма, согласно которой победителем тендера становиться тот, кто просит за свой продукт наименьшую цену), вот их-то и закупили для казахстанских детей.
На прошлогоднем тендере министерство сэкономило на закупе вакцины 18 млн. тенге.
Первый сигнал о серьезных последствиях противотуберкулезной вакцины БЦЖ прозвучал еще в декабре прошлого года в ВКО. Там было зарегистрировано 8 случаев осложнения после введения вакцины. Затем появились сообщения об осложнениях еще из 8 областей Казахстана. Самые тяжелые последствия были у детей из Кызылординской области. Всего от действия сербской вакцины в республике пострадало 1067 детей.
У 37 карагандинских детишек, появившихся на свет в период с сентября 2003 по 17 февраля 2004 года (день, когда вакцинацию Минздрав отменил), после сделанной в родильных домах прививки БЦЖ подтвердился диагноз: поствакцинальное осложнение. Как оно в дальнейшем скажется на здоровье детей, врачи не знают.
— По данному вопросу я уже делала запросы в международные медицинские организации, — говорит главный педиатр Карагандинской области Тамара Вощенкова. — Искала информацию в интернете, но ничего конкретного по данной проблеме не нашла. Возможно все дело в штамме данного вакцинального материала. Он может немного отличаться от того, который на протяжении долгого времени мы использовали для вакцинации. Но называть вакцину БЦЖ производства Сербии некачественной нельзя — у нас уже есть официальное заключение международной комиссии, из которого следует, что активность данной вакцины не превышает норму.
Причину реакции детского организма на сербскую вакцину БЦЖ врачи так же объясняли тем, что в связи с военными действиями могли быть нарушены условия хранения ампул с вакцинальным материалом.
Специально созданная комиссия ВОЗ, которая в конце апреля посещала с проверкой Карагандинскую область, дала свое заключение: срок действия лицензии вакцины БЦЖ истек еще в ноябре 2003 года. Детей же почему-то продолжали вакцинировать до февраля.
— Вита родилась 10 декабря 2003 года, — рассказывает Елена Олексюк, мать одной из пострадавших от вакцины детей. — Несмотря на то, что ребенок находился на искусственном вскармливании, ни разу за пять месяцев дочка не болела. А в начале мая участковый врач сказала нам, что из-за возросшего числа послепрививочных осложнений все дети, прошедшие вакцинацию БЦЖ сербского производства, будут взяты на медицинский контроль. В пять месяцев у дочери увеличились лимфатические узлы, и с тех пор мы не можем добиться оказания нам необходимой медицинской помощи.
Бороться за права своей дочери решилась одна из тысячи — карагандинка Елена Васецкая, чей ребенок тоже пострадал от сербской вакцины.
В марте этого года хирург диагностировал у трехмесячной Насти Васецкой «абсцедирующий туберкулез подмышечных лимфоузлов слева» (об этом есть соответствующая запись в истории болезни девочки). Девочку прооперировали. Но от этого ей не стало лучше, от антибиотиков у Насти начался диатез, появилась диарея и рвота. Родители свозили девочку в Ростов-на-Дону и Минеральные Воды. Российские врачи запретили лечить Настю лекарствами, прописанными казахстанскими коллегами (кстати, тактика лечения была рекомендована Минздравом РК). После отмены медикаментов девочке полегчало. Хотя до полного выздоровления еще далеко.
Елена Васецкая попыталась призвать к ответу карагандинских врачей из родильного дома и областного Управления здравоохранения.
Разбирательство было недолгим. Суд решил, что местные врачи — ненадлежащие ответчики, потому что медики роддома и Облздрава просто не могли усомниться в качестве вакцины, которую получили.
Поэтому, посчитав все понесенные, как материальные, так и моральные, убытки Елена Васецкая в начале августа подала иск на Министерство здравоохранения РК. Мать новорожденной Настеньки требовала от Минздрава возмещения морального ущерба в сумме 13 млн. 600 тыс. тенге.
В исковых требованиях значилось, что ребенок был путем вакцинации заражен туберкулезом, ведомство так же обвинялось в тяжких последствиях прививки. Громкое дело месяц рассматривалось в суде №2 района имени Казыбек би.
Трижды на судебный процесс в Караганду приезжали главный педиатр республики Бекбай Хайруллин, главный специалист комитета Госсанэпидемнадзора Минздрава РК Гульнур Кембабанова и юрист комитета Айсулу Сагимбекова.
Представители министерства иск Васецкой не признали, потому что в законодательстве четко прописано: моральный и физический вред возникает в том случае, если имеет место правонарушение. Со стороны же Минздрава нарушений закона не было — закуп вакцины, качество закупа, законность проверялись многими ведомствами.
Опровергая доводы Елены Васецкой о том, что ее дочь больна туберкулезом, представители министерства настаивали на формулировке «поствакцинальное осложнение». Минздрав не счел необходимым возмещать расходы на поездку в Россию, которая была ни чем иным, как инициативой родителей, а не направлением казахстанских врачей.
— Вакцина была закуплена по всем правилам, — высказался на процессе Бекбай Хайруллин. — это подтверждает заключение Генеральной прокуратуры. Я прекрасно осознаю свою моральную вину. И говорю, что Настя Васецкая, а вместе с ней еще 1066 малышей, которые получили поствакцинальные осложнения, будут нашими особенными детьми.
Главный педиатр республики лично осмотрел Настю, и пришел к заключению, что сейчас девочка совершенно здорова, хоть и «значится в группе риска». Бекбай Хайруллин обязался созваниваться с родителями девочки каждые два дня и гарантировал личный визит «если вдруг что-то случится».
Солидарны с коллегами из министерства были и свидетели — хирург, участковый врач, прививочная медсестра.
Заведующий отделением внелегочного туберкулеза ОО «Фтизиатрия» Вячеслав Иванов, проводивший Насте операцию, подтвердил свой диагноз, пояснив, что «туберкулезный лимфаденит» означает лишь поствакцинальное осложнение, а не сам туберкулез. По его словам, существует определенный процент от общего числа детей, который подвержен таким последствиям, как осложнение после вакцины. А плохое самочувствие ребенка после операции — вполне нормальная реакция организма, временно наблюдаемая у разных детей.
По мнению участкового педиатра Насти Натальи Бурковой, так же проходившей по делу в качестве свидетеля, ухудшение здоровья — диатез и рвота, после операции связано с «анатомо-физиологическими особенностями строения ее организма».
В глухой обороне врачей видится вот что: выиграй Елена Васецкая этот процесс, отсуди хотя бы часть исковой суммы, создай прецедент, и тысячи казахстанских родителей завалят суды аналогичными исками. Это и заставляло представителей Минздрава и местных врачи стоять на своем. Понятно, что для Минздрава признать свою вину — значит взять на себя ответственность за здоровье тысячи малышей.
Решение по иску Васецкой суд вынесет на этой неделе.
И словно по цепной реакции примеру одной решили последовать двадцать четыре карагандинки, чьи дети заболели лимфаденитом после прививки. По словам Кристины Гончар, одной из «двадцатки», прежде чем решиться на судебную тяжбу с министерством здравоохранения, женщины получили консультацию у юриста из Карагандинского филиала международного Бюро по правам человека.
Исковые заявления поступят в суд №2 района имени Казыбек би после того, как станет известно, чем закончится процесс Елены Васецкой (от этого будет зависеть стратегия последующих процессов против Минздрава). По словам одной из потенциальных истиц — Ольги Песковой, матери хотят знать позицию государства в этом вопросе.
Исковые требования, равно как суммы моральной и материальной компенсации, каждая из женщин определила сама. В среднем сумма равна 3 млн. тенге. Правда юрист предупредил, что больше чем на 5-10 тыс. тенге рассчитывать не следует.
Общественный защитник двадцати четырех родительниц Евгений Танков, так прогнозирует исход в деле против Минздрава. В первом случае исковые требования будут отвергнуты, но за счет большого резонанса требования матерей будут удовлетворены фактически. Это один из самых вероятных исходов, когда министерство, юридически оставшись чистым, на деле признает свою вину, обеспечив больным детям бесплатные лечение и медикаменты. Второй, менее вероятный исход — удовлетворение требований истцов в полном объеме. Ответчик выплатит моральную компенсацию. Материальную с него будут взыскивать раз в год за назначенное врачом лечение, купленные лекарства. Эта компенсация должна будет взыскиваться до полного выздоровления детей. И третий вероятный исход — отказ государства что-либо делать вообще.
14 мая, когда глава государства общался с казахстанцами в прямом эфире, жительница поселка Актау Карагандинской области Анна Финке попросила Нурсултана Назарбаева разобраться в скандале с сербской вакциной. В тот день Президент выразил свое сочувствие родителям, чьи малыши заболели после укола сербской вакциной: «Я очень хочу, чтобы дети выздоровели от болезни. Государство сделает для этого все необходимое. Министру здравоохранения дано поручение принять все меры».
Что было сделано на сегодняшний день? Во-первых, из городского бюджета на приобретение специализированных лекарственных препаратов для детей с поствакцинальным осложнением в середине июня было выделено 2 млн. 300 тыс. тенге. Деньги были получены детской больницей №3, но дорогостоящие препараты родители пострадавших детей покупают за свой счет. 12 августа на заседании депутатской комиссии, главный врач больницы Вадим Каменев отчитался, что сумма практически израсходована. Большая часть выделенной суммы ушла на лекарства, а остальная почему-то на оплату коммунальных услуг, зарплату медработников, на оборудование для больницы. Вопрос депутатов, нормально ли это, что на деньги, которые так нужны были детям, необходимо было компенсировать свои расходы, так и остался открытым.
Во-вторых, по словам начальника отдела особо опасных инфекций Областного департамента госсанэпиднадзора Марка Константиниди, 18 июня в роддома области поступила сертифицированная и зарегистрированная в ВОЗ российская вакцина БЦЖ: цена больше не играет ведущую роль.
Всего распределено 40 тыс. доз — этого должно хватить по меньшей мере на год. Эту вакцину получили дети, родившиеся после 1 июля.
Большая стирка
С середины июля в детскую больницу Темиртау стали поступать новорожденные с диагнозом везикулопустулез. Такого диагноза медики не ставили уже двадцать пять лет. В просторечии опрелость на теле ребенка, усаженную мелкими пузырьками гноя называют пузырчаткой. Лечится эта болезнь за 5-10 дней, однако коварность ее заключается в том, что у ослабленных грудничков она может давать осложнения в виде воспаления легких.
По словам главного санитарного врача Темиртау Виктора Букина, в городскую больницу поступило 10 детей, но везикулопустулез подтвердился только у четверых детей.
В начале августа родильный дом города Темиртау закрыли по указанию областного управления здравоохранения.
Эта история была слишком громкой и скандальной, чтобы ее замолчать. Заражение везикулопустулезом произошло по вине медиков, которые развели в стенах роддома антисанитарию. Правда, при этом врачи ссылались на данные Американского Союза здравоохранения, которые допускают заражение внутрибольничной инфекцией 5-10% новорожденных. Действительно, на фоне такой статистики результаты темиртауских врачей выглядят более чем радужными: за 7 месяцев 2004 года в роддоме заразились всего 0,5% детей. Медики очень старались переложить вину на нечистоплотных родителей. Отчасти это правда.
— Основным носителем гнойной инфекции стала роженица, поступившая в роддом с острым гнойным конъюнктивитом, — рассказала старший прокурор Управления по надзору за законностью в деятельности государственных органов Гульнара Бижанова.
Однако ряда нарушений в правилах ухода за новорожденным сей факт не оправдывает: в учреждении элементарно не хватало пеленок — обеспеченность составила всего 59%, да еще из-за перебоев с водой нарушались правила ухода за новорожденными, стирка проводилась нерегулярно, к тому же медики… плохо мыли руки.
Прокуратура установила, что это уже не первый случай заражения гнойной инфекцией в темиртауском роддоме. В прошлом году было 10 случаев.
О том, что в родильном доме в любой момент может вспыхнуть эпидемия какой-нибудь заразы, было известно и акимату, и отделу здравоохранения Темиртау — к такому выводу пришли проверяющие из прокуратуры. Информацию о критическом состоянии дел в роддоме эти ведомства получали от санэпидемиологов регулярно. Но целый год чиновники отмалчивались.
— Только с начала этого года врачи СЭС выписали пять предписаний об устранении нарушений санитарно-гигиенического, дезинфекционно-стерилизационного и противоэпидемического режима работы роддома, — говорит Гульнара Бижанова. — Замечания устранялись, однако системного подхода к выполнению своих непосредственных служебных обязанностей со стороны сотрудников учреждения не было.
Областная прокуратура подняла вопрос о возможном снятии с должности начальника городского отдела здравоохранения и директора роддома. Объявлен выговор заместителю акима города Темиртау и главному акушеру области.
Потребовалось ЧП, чтобы в роддоме Темиртау, наконец, починили крышу, произвели ремонт в палатах и поставили новое оборудование. Кроме того, были куплены две стиральные машины и на 200 тыс. тенге большая партия пеленок. 8 августа Темиртауский роддом вновь открылся для приема рожениц.
После инцидента прокуратура решила проверить все родильные дома области.