Собака начинает вилять хвостом? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Собака начинает вилять хвостом?

Собака начинает вилять хвостом?

Мировые цены на нефть, поставив рекорд, самую высокую ставку за последние 14 лет, к концу месяца плавно снизились. И по прогнозам экспертов будут снижаться ближайшие несколько месяцев. Нефть будет стоить меньше 40 долларов за баррель.

  • 23 Августа 2004
  • 1035
Фото - Caravan.kz

Многое было сделано для того, чтобы казахстанский рынок ГСМ не переживал ежегодный дефицит топлива. Минул период, когда нефтеперерабатывающие заводы были в свободном плавании — сами формировали свои цены. Теперь все они включены в реестр монополистов.
Правительство потребовало от НПЗ разработать и заключить типовые публичные договоры, чтобы у всех потребителей был равный доступ к ГСМ. Следующий шаг — согласование остановки заводов на ремонт. Ежегодно принимаются меры для ограничения вывоза ГСМ из страны на период весенне-осенней посевной и уборочной поры. Потихоньку устанавливаться цивилизованный порядок. Но почему-то горюче-смазочные материалы все равно дорожают.
И это притом, что в нашей стране ежегодно добывается около 50 миллионов тонн нефти. Из них для удовлетворения потребностей внутреннего рынка необходимо лишь 10. Остальное уходит на экспорт. Удивительно, что при такой высокой добыче и разведанных запасах в 8 миллиардов тонн мы в очередной раз переживаем скачок цен на бензин.
Дела давно минувших дней
Параллельно с антимонопольщиками за владельцев автозаправок в прошлом году взялась финансовая полиция — собственников АЗС обвинили в ведении бизнеса без лицензии с 1998 по 2003 год. В области уголовные дела были заведены на одну карагандинскую сеть АЗС и несколько темиртауских.
Перепуганные бензинщики, а в вину им ставилось незаконное предпринимательство (ст. 190 УК РК: лишение свободы до двух лет или штраф до 500 МРП, плюс изъятие незаконно полученного дохода за все время работы), обратились в Ассоциацию предпринимателей области.
Коллеги подследственных в экстренном порядке стали обзаводиться лицензиями. Именно в это время произошел очередной скачок цен на ГСМ: предприниматели «вбивали» незапланированные траты в цены на бензин.
Ассоциация предпринимателей изучила вопрос и пришла к выводу, что существуют противоречия между различными законами и подзаконными актами. Был отправлен запрос в Генпрокуратуру, которая вынесла протест на действия финполиции. Следствие по «бензиновым» делам приостановили, а через некоторое время и вовсе закрыли. Но необходимость получать лицензии Министерство юстиции подтвердило.
Правда вздохнуть свободно владельцам АЗС не удалось: появился закон, регулирующий оборот нефтепродуктов в стране, который обязывал обзаводиться еще и сертификатом.
Причем если лицензия, стоящая 100 000 тыс.тг, получается раз и навсегда, то сертификат (40 000 тыс.тг) — ежегодно. А это для бизнесменов означало дополнительные траты, и как следствие, изменение цены на ГСМ в сторону увеличения.
В начале июля этого года в Астане на совместном совещании заинтересованных министерств исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева настояла на позиции предпринимателей: отменить сертификацию в пользу существующего лицензирования, назвав ситуацию вокруг АЗС хрестоматийным примером бюрократического перегруза. Действительно, требования и документы, необходимые для получения лицензии и сертификата практически дублируют друг друга. Их параллельное существование выгодно только «кормящимся» с этого чиновникам.
Так же г-жа Курбанбаева напомнила, что на Форуме предпринимателей Президент Казахстана дал задание правительству минимизировать все административные барьеры, мешающие развитию бизнеса. К тому же готовится к выходу закон «О техническом регулировании» и сертификация вообще уйдет в небытие.
В результате этого были оформлены положения, которые, оставив в силе получение лицензии, сделают получение сертификата бесплатной, чисто технической процедурой.
Контроль
Сейчас Агентство РК по регулированию естественных монополий планирует провести проверку трех НПЗ — павлодарского, атырауского и шымкентского.
К концу сентября сотрудники Карагандинского антимонопольного департамента намереваются определить причину изменения цены на ГСМ и надеются доказать сговор между крупными поставщиками топлива.
Цель антимонопольщиков — понять причину скачков цен в области. По информации антимонопольщиков, средняя оптовая цена дизельного топлива составляет 12 тенге, цена бензина Аи-96 — 18-19 тенге за литр. В розницу же на некоторых заправках товарная надбавка составляет до 15 тенге за литр. По мнению специалистов департамента, это происходит потому, что топливо продается через несколько рук, и каждое звено учитывает свой интерес.
И специалисты собираются сделать анализ «от скважины до потребителя». Для этого у всех местных продавцов и их поставщиков были истребованы учредительные документы, договоры, вплоть до порядка назначения руководителей. Так же антимонопольщики будут изучать весть рынок изнутри: кто, где, какие объемы хранит: на сегодняшний день реализацией нефтепродуктов на территории Карагандинской области занимаются около 50 крупных предприятий.
В этом году специалисты департамента обнаружили интересную тенденцию: если обычно перекупщик довольствуется надбавкой, условно говоря, в три тенге с литра топлива, то в период значительного увеличения на рынке цен, некоторым не хватает и в пять раз увеличить эту надбавку. Конечно, существуют правила рынка — спрос, предложение, конъюнктура, на которые антимонопольщики не могут влиять государственными рычагами. Однако раз фирмы получают сверхдоход, право департамента проверить, платят ли компании налоги со сверхприбыли, соблюдают ли требования в соответствии с законом о нефтепродуктах, сертифицирована ли их деятельность, выполняют ли они пожарные обязательства, экологические требования.
Сейчас у карагандинского департамента есть косвенные доказательства того, что между продавцами и поставщиками существует сговор.