Экономике Алматы нужны градообразующие предприятия, считает эксперт - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Экономике Алматы нужны градообразующие предприятия, считает эксперт

Экономике Алматы нужны градообразующие предприятия, считает эксперт

12 октября в Институте политических решений состоялась публичная лекция председателя правления АО “Центр развития Алматы” Нурлана Искакова, посвященная основным тенденциям развития города.

  • 15 Октября 2010
  • 3824
Фото - Caravan.kz

Основанный в мае 2008 года, центр занимается, в числе прочего, оценкой эффективности инвестиционных проектов и предоставлением акимату услуг, связанных с аналитикой, передает деловое издание «Панорама».

Согласно одному из основных выводов, сделанных г-ном ИСКАКОВЫМ, экономика города вряд ли может надежно функционировать с опорой только на МСБ, без градообразующих промышленных предприятий, какими когда-то были АЗТМ, Завод им. Кирова и АХБК. “Можно сколько угодно проводить параллели с корпорацией “Тойота”, вокруг которой существуют сотни маленьких бизнесов, однако их деятельность возможна, поскольку существует сама “Тойота”, — заметил он.

Минусом малого и среднего бизнеса, формирующего 60% алматинского бюджета, является несколько меньшая устойчивость к кризисам, что проявилось в 2009 году, когда бюджет недополучил порядка Т15 млрд. На промышленные производства приходится менее 6% в ВРП (валовый региональный продукт) южной столицы, причем эта доля снижалась в последние 5 лет с уровня около 10%, а в 1990-х она вообще превышала 20%. Другой столь же явной тенденцией становится увеличение доли государственных инвестиций. Когда-то они занимали очень скромную часть, зато очень значимыми были частные инвестиции, финансируемые за счет заемных средств, в 2007 году даже превзошедшие по объемам инвестиции за счет собственных средств.

Намерение получить более стабильных промышленных налогоплательщиков, очевидно, планируется реализовывать с помощью госинвестиций. Г-н Искаков рассказал о детальных планах, которые одобрены “на самом верху” и предусматривают создание масштабной индустриальной зоны в Алатауском районе города. Роль государства будет заключаться в том, что за его счет будут подведены все коммуникации, в то же время какому-то количеству новых проектов может быть оказана селективная поддержка вплоть до участия в закупке оборудования. Задачей индустриальной зоны станет доведение доли промышленной продукции в ВРП до 10-12%.

Отвечая на вопросы о том, насколько успешными могут быть эти производства и будет ли находить их продукция сбыт, г-н Искаков пояснил, что в проектах будут участвовать и уже состоявшиеся предприятия: так, одной из структур, интересующихся новой индустриальной зоной, является кондитерская фабрика “Рахат”. Впрочем, признал эксперт, ограниченность возможностей такой индустриализации достаточно очевидна, и обсуждаемые перспективы производств, которые могут быть созданы в городах-спутниках Алматы, вызывают определенные сомнения. Внутри страны их продукция вряд ли может быть реализована из-за узкого спроса, а на внешних рынках — из-за недостаточной конкурентоспособности.

Причем низкая конкурентоспособность связывается лектором с ментальными особенностями, поскольку, “при всем уважении к талгарцам и каскеленцам, они не готовы 8 часов работать у станка и получать такую же зарплату, как китайские рабочие, а хотят зарабатывать много, практически ничего не умея”. Какие-либо изменения могут произойти в будущем, но для изменения менталитета необходимо значительное время.

Призыв к переходу на рыночные отношения, возможно, был воспринят частью населения слишком буквально. По некоторым оценкам, на барахолках, находящихся в северной части Алматы, занято до 250 тысяч человек, хотя торговля никогда не являлась традиционным основным занятием казахов. Очевидно, этому бизнесу может быть нанесен определенный урон созданием Таможенного союза, поскольку барахолки являются “перевалочным пунктом китайской торговли”.

Одним из отстающих секторов в нынешней ситуации в экономике города остается строительство, причем проблемой является не столько существенное сокращение объемов выполненных работ в последние два года, сколько то, что они представляют собой завершение начатого строительства при практически полном отсутствии каких-либо заделов на будущее. Это означает, что отрасль может начать испытывать еще большие проблемы через несколько лет, когда для начала строительства с котлованов потребуются значительные и длинные капиталовложения.

Что касается гипотетического нового бума жилищного строительства, если он вдруг возникнет, то городские власти будут относиться к нему очень осторожно, а площадкой для проектов станет все тот же Алатауский район. При этом, по мнению г-на Искакова, ситуацию с ценами на алматинском рынке недвижимости вряд ли можно охарактеризовать как действительно рыночную из-за очень небольшого количества сделок, а имеющиеся оценки стоимости квадратного метра часто делаются в собственных интересах заинтересованными риелторскими компаниями.

Спикер также отметил, что Алматы в свое время оставил позади все столицы и города-миллионники постсоветского пространства по темпам приватизации общественного транспорта. Попытки найти какие-либо аналоги и понять, каким образом достигается баланс, не увенчались успехом. Весной следующего года в городе вновь появится муниципальный автопарк на 200 автобусов. Причем речь идет об автобусах нового поколения, заправляемых газом, которые будут направлены на самые неблагополучные в смысле чистоты воздуха маршруты.

Очень важно, что речь идет не о бюджетных инвестициях, а о финансировании с помощью кредитов ЕБРР (гарантом перед которым, видимо, все же будет выступать город). При поддержке этого института произойдет также очень существенное обновление парка троллейбусов и трамваев. Г-н Искаков видит в качестве одного из плюсов происходящего то, что ЕБРР всегда очень строго следит за целевым использованием средств и эффективностью проектов.

Источник: Николай ДРОЗД, деловое издание «Панорама»