Энергия Чарына - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Энергия Чарына

Энергия Чарына

Бурное экономическое развитие страны ставит перед политиками, специалистами, да и всем обществом новые, непростые дилеммы.

  • 22 Июня 2006
  • 1272
Фото - Caravan.kz

Например: как обеспечить бесперебойное и всевозрастающее с каждым годом потребление энергии промышленностью и социальными объектами? Одновременно с этим — сохранив оставшиеся хрупкие экологические системы, уменьшив техногенное давление на природу, которая, к слову сказать, давно в этом нуждается?
Следует еще учесть, что энергетическими ресурсами страна, в силу своих географических и природных причин, обеспечена весьма неравномерно.
Например, пресловутый энергодефицит в южных регионах с тревогой отмечался специалистами еще и в советское время. Кое-какие работы начинались вестись, но очень вяло, слабо…
Тогда у правительства до решения этой проблемы все почему-то руки не доходили. Экономическая конъюнктура и политическая целесообразность сделали свое дело. На повестку дня встали вопросы и проекты, о которых мечтали десятилетиями жители многих регионов страны. И один из таких проектов — строительство гидроэлектростанции на реке Чарын, что течет на границе Алматинской области и Китая.
В свое время мне немало пришлось помотаться по этим краям. Приграничный Уйгурский (сегодня Райымбекский) район лет пятнадцать-двадцать назад представлял собой настоящий зеленый «оазис», притулившийся у подножья высоких гор, в жаркой, залитой солнцем равнине. Специализация района была сельскохозяйственная: овцеводство, молочное и мясное животноводство, выращивали здесь также зерновые, кормовые культуры, картофель.
В районе, богатом давними историческими и национальными традициями, очень широко было представлено овощеводство, а также такая капризная и в этих местах достаточно экзотическая отрасль, как виноградарство. Чунджинские плоды земли на всю область славились своим качеством и отменным вкусом.
А вот с энергией часто были перебои. Особенно в далеких поселках, чабанских дальних отгонах. Здесь часто случалось, что животноводы неделями обходились в своем хозяйстве керосиновыми лампами.
Идея создать на бурной горной речке Чарын, петляющей между красивейших берегов, была очень популярна среди жителей района еще в те времена. Но такой проект полного энергоперевооружения области тогда мог осуществиться только по весомым политическим и стратегическим причинам, которых советское руководство в упор не видело.
Маленький, отдаленный, горный район, на границе с «вероятным противником», перспективы экономического развития — слабые, отдача от вложений будут минимальная — так, скорее всего, рассуждали тогдашние руководители Союза…
Но минуло двадцать лет — и все изменилось. Советские бонзы канули в прошлое, страна получила независимость и активно развивается по рыночному пути.
А «вероятный противник» стал важнейшей экономической силой не только в этом регионе, но и во всем мире и, что еще важнее — одним из главных экономических партнеров Казахстана.
Райымбекский район стал граничить с одним из самых динамично развивающихся регионов континентального Китая — Синцзяном, где проживают, к слову сказать, более 100 миллионов человек.
Взаимный экономический интерес и обусловил возрождение идеи строительства ГЭС на Чарыне, в котором, как и следовало ожидать, активное участи приняли и китайские партнеры.
Началу строительства предшествовали серьезные переговоры и поиски инвестора казахстанской стороной. Но уже тогда все понимали, что никто более, чем Китай и Казахстан, в этой гидростанции не заинтересованы.
Оба получают важнейший и сравнительно дешевый источник электроэнергии, большие излишки которой могут продаваться в КНР и использоваться для развития Синьцзяна. А в нашей страны это великолепная возможность для экономического подъема района, снижения дефицита электроэнергии на юге и создания на территории, соединяющей две страны, целого комплекса современных промышленных производств. Прежде всего это касается интенсификации и модернизации сельского хозяйства, где без большой электроэнергии не обойтись. Например, сегодня, с участием иностранных специалистов, уже приступили к созданию в окрестностях Чунджи самого большого в стране, современнейшего птицекомплекса, который, по расчетам, обеспечит полностью и на долгие годы рынок страны птичьим мясом и яйцами. Да еще и за рубеж, в тот же Китай, останется что экспортировать.
Излишне говорить, что в технологической «цепочке» с ним будут работать десятки новых и старых предприятий района, хорошую работу получат тысячи и тысячи людей.
Есть также идеи организовать на территории района крупные центры логистики, возвести вдоль всего пути современную дорожную инфраструктуру — отели, рестораны, СТО.
Большие планы в отношении туризма: ведь Чунджа — это просто сказочный по красоте край, во многом еще не тронутый жадными туристическими ватагами.
Поэтому договоренности о финансировании строительства ГЭС были достигнуты достаточно быстро.
Общая стоимость строительства определена в 250 миллионов тенге. Из них 50 миллионов взяли на себя казахстанцы, а точнее — Банк развития Казахстана, у которого Чарынская ГЭС — один из приоритетных проектов.
Эти деньги, по контракту, будут истрачены на подготовительные работы — обустройство ложа и возведение плотины, завершение строительства Бестюбинского гидроузла в верховьях Чарына.
Высота плотины, как рассказали специалисты, которые сегодня здесь работают, составит 94 метра, ширина — 430 метров.
Сейчас на плотине снуют экскаваторы и бульдозеры, снимая часть разрушившегося за двадцать лет бетона, а настоящая работа на плотине начнется в середине этого года.
Проектировщики тщательно подошли к размещению плотины: они расположили ее в самом оптимальном месте, там, где скальный каньон резко сужается. Это позволит создать нужную силу напора воды, которая будет стремительно вращать лопасти турбин ГЭС. Причем выбрано такое технологическое решение, чтобы использовать максимально возможную энергию реки. Станция будет развивать мощность в 300 мегаватт — ровно столько, на сколько она и рассчитана технологически. Здесь чарынские гидростроители учились, видимо, на ошибках своих соседей.
Например, Капчагайская ГЭС при строительстве которой рассчитывали на получение 480 МВт, в которую вложили массу средств еще в советское время и затопили сотни квадратных километров полупустыни, за все время своего существования не превысила мощности в 200 МВт.
И ясно почему: экологические последствия «гонки за мощностями» могли бы нанести природе этого региона колоссальный ущерб. Они- то и накладывают до сих пор ограничения на работу станции под Капчагаем.
Мойнакская ГЭС на Чарыне этих ограничений, как уверяют строители, будет лишена. Сколько намечено мегаватт — столько и дадут.
Тем более, что ювелирно используя рельеф, проектировщики добились того, что площадь затопления в низовьях удалось снизить до десяти квадратных километров. Это намного меньше, чем, например, площадь водохранилища, образовавшегося после строительства Бухтарминской ГЭС в Восточном Казахстане.
Здесь большая часть воды будет заперта в скальную теснину, тем самым повышая мощность напора воды и, соответственно, экономическую эффективность проекта в целом.
Другой важный объект, на котором сегодня трудятся казахстанские строители — водоотводы и водоспуски, которые будут регулировать сброс воды в будущем водохранилище.
Два больших тоннеля, высотой до четырех метров, прорезают тело скалы. Их общая длина — 714 метров, но за давностью лет здесь также многое разрушилось, забилось мусором. Восстановление тоннелей требует серьезной работы. Строители говорят, что к концу года оба водоотвода будут готовы.
Китайцы — народ деловой и жесткий, своего, как говорится, не упустят. Те 200 млн. долларов, которые они намерены потратить на станцию, уже расписаны.
Они приступят к работе на втором, важнейшем этапе, когда придет время возводить производственные цеха, строить линии электропередач, монтировать оборудование. Его, кстати, также полностью поставят из Поднебесной.
Пока идут работы с плотиной, в Китае уже создан крупный консорциум из трех компаний, из которых казахстанская сторона должна будет выбрать генерального подрядчика строительства. Даже здесь китайская сторона не намерена отступать от рыночных принципов: подряд выиграет та из компаний, которая предложит наилучшие условия и гарантии.
Строительство электростанции на Чарыне намечено завершить к 2010 году.
Непосредственно возле нее, для обслуживающего персонала будет создан новый, современный поселок на 1000 человек. А с учетом мультипликационного эффекта от новых инвестиций в районе будут в ближайшее время созданы более 5 тысяч новых рабочих мест.
И есть надежда, что энергия Чарына в ближайшем будущем вдохнет новую жизнь в этот суровый и красивый край.