Посильный вклад внесли и подведомственные организации и учреждения Министерства по ЧС Республики Казахстан, другие министерства и ведомства Республики Казахстан.
Легенда
«По сценарию», в Алматы и области в 7.00 утра 22 июля 2009 г. произошло 9 — балльное землетрясение. В южной столице зафиксированы толчки силой до 8,5 баллов. В городе протяжно взвыли сирены.
Какие последствия могут быть и как их преодолевать? Какие мероприятия срочного характера требуются ради спасения огромного количества пострадавших? Как их спасти, чем накормить и обогреть? Как всем оказать срочную медпомощь? Что для этого есть, чего не хватает? Как будут работать спасатели, пожарники, медики?
Все эти важные составляющие «экстремального быта», во всех деталях должны быть тщательно продуманы, доработаны, а затем и подготовлены, но уже в реальном варианте — на случай вероятной трагедии, то есть, выражаясь народным языком, «на черный день».
Все важные мелочи были продуманы: даже полевой штаб на колесах (который дислоцировался на полях, в Каменке, близ Алматы), размещенный в «Камазе», с бронированными стеклами, зарыли в землю на 50 см, чтобы «не раскачивало» от сильных сейсмических толчков. Там же разбили палатки. На каждой табличка: из какой области Казахстана, либо какое министерство-ведомство здесь присутствует. Итак, «в связи с тяжестью последствий ЧС в городе Алматы и области Указом Президента введено чрезвычайное положение. Принято решение: для ликвидации последствий землетрясения ввести в зону бедствия силы ГО и ЧС из других регионов страны, а также подразделения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований».
Министерством по ЧС РК, совместно с другими оперативными группами центральных и местных исполнительных органов был быстро развернут «республиканский оперативный штаб», срочно начаты спасательные и другие экстренные работы. Акцент был дан на два основных этапа:
1. Организацию первоочередных мер по снижению потерь среди населения при угрозе землетрясения.
2. Организацию выдвижения группировки сил в зону ЧС. Управление подразделениями при введении поисково-спасательных работ и других неотложных работ в зоне стихийного бедствия.
Спасатели появились быстро!
Силы МЧС г. Алматы продемонстрировали блестящую выучку и умение при выполнении поставленной задачи. Пожарники быстро тушили огонь, зная, что за нами внимательно наблюдают их же руководители и высокие гости, а также беспощадная пресса. Спасатели извлекают из задымленных окон горящих домов людей, кого-то снимают даже в люльке, на подвеске вертолета «Ми-171». Специально задействован целый квартал пустых, многоэтажных домов (район новостройки). Ярко-бирюзовый цвет последних, окутываясь едким дымом, производит особое впечатление на присутствующих. Чувствуется профессионализм алматинских пожарных. Верится, что в палатках передвижного «перевязочного» медцентра в зимнее время отогреются озябшие, раненые люди, получая медицинскую помощь. Журналистов напоили свежим чаем, накормили вкусной выпечкой и хлебом. В огромной палатке, обложенной мешками с песком на риторический вопрос автора: «А найдется ли тысяча кружек у МЧС для тысячи «жаждущих»?», боец МЧС четко ответил: «Тысяча кружек найдется, все железные, чтобы не разбились», — (и в них можно будет даже при случае разогреть бульон, или сделать уху из консервов над костром).
Слово о «быстром хлебе»
После разрушительного землетрясения встанет вопрос о том, как и чем накормить тысячи людей, оказавшихся без крова, воды и хлеба, плюс пребывающих в стрессе! Первые часы, первые дни после любой катастрофы, особенно, если речь пойдет о раненых, беспомощных, да еще в холодное время года, актуальны темы оказания скорой медицинской помощи, спасения из завалов, жизнеобеспечения сотен тысяч людей.
Будут километровые пробки на дорогах, завалены обломками домов многие дороги. В таких условиях, когда походные кухни на колесах просто «не доползут», возникнет вопрос: что могут принести спасатели, минуя завалы?
Как и чем быстро накормить тех, кто останется после разрушительного землетрясения на улице? Те же баурсаки — древняя пища именно кочевых людей, которые возили с собой большие казаны и в них жарили при необходимости кусочки теста в кипящем масле. Процесс исключает отравление, а сама пища — проста и питательна. При необходимости, прямо на улицах разрушенного города можно развести костры, на них установить казаны с маслом. Хлеб потребует гораздо больше времени, и энергетических затрат, специальных печей, духовок и т.д.
Плюсы и минусы
В целом расчетно-теоретическая проработка грядущих мероприятий удалась, особенно врачу, вице-министру здравоохранения, Вощенковой Тамаре Анатольевне. Весьма четко и продуманно рапортовали военные специалисты МО РК.
Что касается многих других ответственных деятелей, то, наверное, не все умеют фантазировать. Ведь землетрясение представляет собой хаос, завалы рухнувших домов на дорогах, во все стороны от Алматы — километровые пробки. Железные рельсы могут погнуться, как лапша «Роллтон». Как будут ехать составы? Они просто не доедут, может, вообще будут стоять, где-нибудь возле Талдыкоргана. И нужна будет «помощь с небес» — авиация, точнее, вертолеты! Вертолеты могут зависать, с них легко спускать людей, особенно врачей, срочные грузы, медикаменты, на них можно по тросу поднимать тяжелораненых. Самолеты на такое не способны. Кроме того, аэродромы могут разрушиться — сдвинуться бетонные плиты, а это означает, что все те грузы, которые доставят к нам на самолетах, негде будет «приземлить». Будет нехватка воды, и, что очень плохо, не будет телефонной связи (особенно поначалу). Не нужно строить иллюзий: катастрофа несет хаос! И лучше сейчас увидеть кошмарные сны и суметь внести коррективы в тот, будущий сценарий, чтобы выйти из борьбы со стихией с малыми потерями.
Что? Где? Когда?
В целом учение прошло в четком ритме, слаженно, очень серьезно. Однако, чуть позднее, когда и прессу, и ответственных руководителей перевезли в прохладный кабинет акимата, за большой круглый стол, при публичном отчете ответственных людей, иногда возникало ощущение, что, увы, не у всех достаточно не то воображения, не то интуиции. Ведь, если речь идет о «грядущей» катастрофе, никто не может знать чего и сколько потребуется. Однако, пусть и гипотетические расчеты должны быть максимально приближены к реальности. Увы, не все «заявленные» расчеты обнадеживали. Видимо, еще многие вопросы для самих ответственных лиц остаются пока загадкой. Сколько надо вагонов, мешков, или «очагов» для походных кухонь? Вообще, как, что, где и когда?
Японский менталитет
Хотелось бы вспомнить и мировой опыт. Например, как развивается государственная политика Японии по части готовности к ЧС. В Японии на предотвращение катастроф ежегодно затрачивается 2,5 триллиона иен (14,5 миллиардов долларов), что составляет почти 5 % общего годового национального дохода страны. Эти колоссальные суммы направляются по следующим статьям: на научно-исследовательские работы, проведение подготовительных работ, мероприятия по обеспечению сохранности земель, для мер по чрезвычайным аварийно-восстановительным и сопутствующим работам.
Огромное значение японцы придают подготовке к самим землетрясениям. Так, начиная с 1960 года, в память о разрушительном землетрясении 1 сентября 1923 года в г. Токио, унесшем 142 000 жизней, в этот день проводятся «всеяпонские учения». А дни с 30 августа по 5 сентября каждого года объявлены неделей предотвращения катастроф.
Генерал Петров комментирует
Вице — министр ЧС, генерал Валерий Петров:
— Часть техники уже не соответствует требованиям времени. Она рабочая, но все же нуждается в замене. Сейчас прорабатывается такой серьезный проект как строительство нашей авиационной базы в Астане, потому что центральные регионы требуют сильной авиационной поддержки, в том числе — и тушения степных, лесных пожаров. Земля для этой цели уже выделена. Нужны деньги на проектирование и строительство. Авиация у нас сейчас развивается, — нам переданы два самолета тяжелой транспортной авиации, — «Ил-76», «Ан-12».
— Новые?
— Они не новые, но еще с хорошими ресурсами, могут достаточно долго летать.
— Но вертолеты — более маневренная техника в условиях ЧС, они могут висеть над какой-то площадкой. Как обстоит дело с закупкой новых вертолетов?
— К сожалению, пока данный проект приостановлен. Но в дальнейшем мы готовы данную программу продолжить. Естественно, мы продолжаем оснащать и обновлять и парк пожарных машин. Мы ежегодно обновляем средства спасения ЧС. Сейчас рассматривается впервые и вопрос закупки передвижной пекарни, и машин по очистке воды, и многое другое, необходимое для ситуаций ЧС.
Вопросы к министру
Надо сказать, министр Божко ко всему относится основательно, терпения и трудолюбия ему не занимать. И того же требует от бойцов МЧС. Лишь после всех мероприятий по «тушению пожаров в высотных домах», после «обхода специальных медицинских палаток для оказания экстренной помощи», после того, как СМИ увидели уже своими глазами все моменты действа, прошлись по палаткам и «понюхали дым пожарищ», тогда только и получили возможность поговорить с главой МЧС.
Но к началу брифинга вопросов поубавилось, после «показательных выступлений», после того, как значительная часть ответственных лиц выступила с докладами. Поэтому уже и вопросов, в том числе к министру МЧС было задано немного:
— Владимир Карпович, как известно, анализ урагана Катрина в США дал ошеломляющие результаты, — там люди страдали из-за стокилометровых пробок, на всех дорогах, по всем направлениям. Люди стояли в пробках по 5-8 дней — ни вперед, ни назад. В то же время на тех же дорогах «колесная техника» по причине все тех же пробок «застряла». А в тех местах, где люди ожидали помощи, свирепствовало мародерство и насилие! Возможно, мы также не застрахованы от аналогичных событий?
— У нас тоже есть десантники, бригада воздушно-десантная, которая дислоцируется близ Капчагая, которая будет десантироваться, если возникнет необходимость. Ведь Министерство Обороны будет также участвовать в спасении пострадавших при землетрясении.
В утро 22 июля сирены, конечно, взревели. Но не осуществлена заранее масштабная реклама самого мероприятия. Конечно, все жители Алматы, а также и гости южной столицы должны были принять участие в масштабных учениях. Ведь весь проект — ради их спасения. Однако, видимо, еще не принято решение о вовлечении их в учения. Вопрос: когда жители будут сами тренироваться?
Он прост, но требует работы с населением. Может, стоит ввести новые законы, обязывающие каждого жителя Алматы в официальном порядке обучаться на «право жить в сейсмоопасной зоне»?
Если люди не принимают участия в своем «тренировочном спасении», то какой смысл включать сирены? Может быть, следует ввести такую систему: каждый житель г. Алматы и области обязан сдать норматив по специальным знаниям — как вести себя в случаях ЧС. Разработать специальный вариант справки, значка «Готов к ЧС» и сдавать, как на права в ГАИ, просто — в ГО, где тоже есть эксперты, могущие принять экзамены…
Фото с сайта http://www.liter.kz