Кто мешает реализации урожая? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто мешает реализации урожая?

Кто мешает реализации урожая?

Базары и рынки Южного Казахстана ломятся от обилия фруктов и овощей, завезенных… из Киргизии.

  • 22 Ноября 2004
  • 898
Фото - Caravan.kz

Местные крестьяне жалуются, что приезжие овощеводы из Киргизии сбивают цену. Те, мол, отдают свой товар вообще по бросовой цене, им и это получается выгодно.
А из-за них и казахстанскому крестьянину приходится снижать цену и оказываться совершенно без прибылей. Конечно, рядовому покупателю такая конкуренция только во благо. Но отечественный сельхозпроизводитель, подсчитывая убытки и косясь на кыргызских конкурентов, начинает мыслить стратегически,- если в этом году покупатель отдаст предпочтение «импортной» (т.е. киргизской) картошке и огурцам, то казахстанские овощеводы понесут огромные убытки.
И вряд ли в будущем году смогут обеспечить хороший урожай. Вот тогда-то «коварные» кыргызы обретут монополию на рынке и «зарядят» за свои овощи втридорога. И деваться покупателю будет некуда — иного продукта на рынке просто не останется.
Еще год назад главными конкурентами для казахстанских колхозников на шымкентских рынках были приезжие узбеки. Наплыв которых на базары ЮКО приобрел просто неимоверную массовость и был связан с введенным в Узбекистане запретом на торговлю без кассовых аппаратов. Что практически свело на нет розничную торговлю на узбекских базарах, «переместив» ее в Южно-Казахстанский регион.
В этом году узбекским овощеводам стало крайне затруднительно реализовывать свою продукцию за границей. Однако шымкентские рынки теперь заполонили кыргызы. То есть постоянно у казахстанского крестьянина есть какие-нибудь конкуренты, работающие «не по правилам».
Однако верить жалобам отечественных сельхозпроизводителей можно, видимо, лишь с известной долей оговорок. Почти в каждом районе ЮКО десятки крестьянских хозяйств сетуют на то, что не могут пробиться на рынки и базары, где все места заняты перекупщиками. Крестьянам приходится отдавать свой товар оптовикам по смешным ценам. Между тем остается фактом, что ни одно промышленное предприятие Шымкента, даже при всем своем желании, редко когда может заключить прямые договора с фермерскими хозяйствами, на поставку овощей и фруктов для своих рабочих и служащих. Причина в том, что «бедные» крестьяне предлагают «прямые» поставки по ценам, в пять-десять раз превышающим рыночные. К примеру, в разгар осени цена картошки в фермерском «прайс-листе», полученном одним из шымкентских заводов, значилась аж 50 тенге за кг. Хотя на рынке картофель стоит по 14-20!
Возможно, южно-казахстанские крестьяне, смирившиеся с участью быть обманутыми базарными перекупщиками, сами не прочь дико нагреть честного покупателя. В этом лишний раз убеждаешься, путешествуя по сельским дорогам. Почти на каждой трассе есть места, где поля подходят непосредственно к дороге. И здесь ведут торговлю колхозники, продавая овощи и фрукты, что называется, «с поля», уже безо всяких посредников. Цены — такие же, как и на городских рынках.
Объяснение, возможно, кроется в том, что осенью на Юге начинается «поливной сезон». Урожай на большегрузных «КАМАЗах» отправляется в Северные области РК, и даже дальше — в Россию и Прибалтику. Говорят, что при удачном исходе, рентабельность лука или арбузов, реализованных где-нибудь на московских рынках, лишь немногим уступает торговле наркотиками и оружием. Так что крестьяне ЮКО, выращивая на своих полях сотни тысяч тонн бахчевых и овощей, в принципе нацелены не на внутренний рынок, а на самый настоящий импорт продукции.
И, как обычно, там, где идут большие прибыли, появляются всевозможные виды рэкета и поборов, по сравнению с которыми шымкентские перекупщики — невинные простофили.
По свидетельству южно-казахстанских дальнобойщиков главными рэкетирами на дорогах остаются сотрудники УДП. Только от Шымкента до Алматы южно-казахстанские водители насчитали 17 (!) неофициальных постов, где с водителей регулярно снимают по сто-двести баксов мзды. Технология такова — на новоявленном посту стоят люди в штатском, которые представляются сотрудниками транспортной инспекции и откровенно требуют платы за проезд. При этом здесь же, как правило, находятся и сотрудники УДП, которые как бы «не замечают» происходящего. В результате только на территории Казахстана дальнобойщики вынуждены порой отдавать по 2-3 тысячи баксов откупных.
Даже криминальные структуры, также требующие платы «за проезд по своей территории», обходятся дальнобойщикам в десятки раз дешевле. И такой гаишный беспредел происходит только на территории Казахстана. Вот и получается, что хозяин арбузов, довезший их до Северного Казахстана, подсчитав убытки от поборов, приходит к выводу, что выгоднее ехать дальше в Москву.
Даже несмотря на дополнительные транспортные расходы, продать бахчевые в Московии будет выгоднее, чем торговать ими в Актобе или Павлодаре. В результате, именно благодаря казахстанской дорожной полиции, северные области остаются без овощей и фруктов, либо стоят они там в десятки, а то и сотни раз дороже их реальной цены.
Эта проблема достигла уже такой остроты, что в прошлом году впервые в Казахстане был организован «Автокараван» ЮКО-Астана. Инициаторами стали акиматы северных областей, снабдившие «Автокараван» специальной охраной против… дорожных полицейских.
Мероприятие широко рекламировалось как высокорентабельное и нужное. Официальные лица обещали, что подобные осенние автокараваны станут ежегодными и традиционными. Однако уже в этом году о продовольственных караванах на казахстанский сервер почему-то даже речи не велось.