Для кладоискательства земля Южного Казахстана — почти Эльдорадо. Шутка ли, на территориях нынешней ЮКО активная жизнедеятельность началась уже две-три тысячи лет до нашей эры.
И все последующие века здесь рождались, расцветали и приходили к упадку богатые, сильные и достаточно развитые народы, города, государства. Так что археологи Южно-Казахстанского историко-краеведческого музея уверены — земля ЮКО скрывает еще не одну сенсацию.
Сокровища Чингисхана
Почти в каждом ауле старики расскажут вам историю о том, как в 30-х годах прошлого века (в период становления Советской власти) местный бай переплавил все свои сокровища в один слиток, и получившийся кусок золота (размером с голову барана-коня-верблюда) закопал … «во-о-он под тем курганом».
Одна из самых муссируемых легенд о кладах ЮКО — сокровища Чингисхана. Ее породил некий шымкентец Байганди, который даже издал книгу, где изложил свои доводы и организовал общественный фонд для сбора средств на поиски клада монгольского завоевателя.
Некоторое время Байганди утверждал, что уже нашел точное место в Южно-Казахстанской области, где спрятан клад Чингисхана и даже добивался личной встречи с президентом Назарбаевым, так как «не мог доверить этой информации ни кому другому».
Однако по последним данным, опять же исходящих от Байганди, точное место клада переместилось уже на казахстанско-китайскую границу. А южанин все еще добивается аудиенции у Главы государства, чтобы лично открыть тайну местонахождения несметных богатств.
Библиотека Отрара
Еще одна таинственная история — отрарская библиотека. По уверению приверженцев этой идеи, некогда собранное в древнем Отраре книгохранилище содержало тысячи томов начиная от клинописных табличек и папирусных свитков до средневековых книг европейского, арабского и китайского мира. Естественно, следы библиотеки теряются во время нашествия монголов.
Предание гласит, что некий охотник погнался за лисой, которая скрылась в норе. Охотник принялся было раскапывать нору, и вдруг у него в руках оказался папирусный свиток. А нора оказалась ходом в пещеру, где в отблесках света джигит успел разглядеть большие залежи древних книг.
Однако в это время лиса неожиданно выскочила откуда-то из другой стороны, и охотник вновь устремился за ней. А после уже не смог отыскать того места.
Другая легенда утверждает, что отрарскую библиотеку найдет семилетний мальчуган, который, однако, еще не родился.
Абилда Жумашев, директор отарского литературного музея и ярый сторонник гипотезы «отрарской библиотеки» неоднократно обращался в национальную академию наук с просьбой выделить средства на поиски легендарного книгохранилища, не уступающего по значимости знаменитой библиотеке Ивана Грозного.
Заметим однако, что существование отрарской библиотеки не упоминается ни в одном из известных науке письменных исторических документов. В тоже время даже оппоненты «отрарских библиофилов» искренне желают увеличения финансирования исследовательских работ по Отрару, так как здесь и кроме библиотеки есть что искать. Ноев ковчег до сих пор стоит на Казгурте. И, пожалуй, самая оригинальная легенда — библейский Арарат, поиски которого продолжаются уже не одно столетие, наконец обнаружен… в Южно-Казахстанской области.
Арарат — это не что иное как гора Казгурт, — утверждают южно-казахстанские «ноевоковчеговцы». Мало того, они даже могут показать место на перевале, где до сих пор стоит сам окаменелый артефакт — Ноев Ковчег. Здесь течет три ручья, в каждом из которых вода совершенно различного химического состава. Как окончательное доказательство используется крест, выложенный крупными камнями на перевале. В общем-то это действительно внушительное сооружение — длина луча креста составляет примерно 40 метров, и выложен он не просто в виде двух перекрещивающихся «палок», но по крестообразному контуру. Вдобавок сам «крест» находится в центре двух окружностей, выложенных таким же камнем, диаметр которых составляет 60 и 80 метров. Местные власти по достоинству оценили легенду с точки зрения развития туризма. И теперь на перевале Казгурт даже установлен мемориал — «Ноев ковчег», который также решено включить и в официальный герб Казгуртского района. Так что в Казгурте с легендарным ноевым ковчегом уже разобрались окончательно.
Что и не снилось нашим мудрецам
А ведь в Южно-Казахстанской области имеются местечки, которые не окутаны легендами и мифами о сокровищах и кладах. Но у археологов и историков есть все основания полагать, что именно здесь таятся, а может быть давно уже найдены и спрятаны в шкафах и сундуках жителей, такие артефакты, за которые и Лувр, и Лондонский королевский музей, и американские коллекционеры, не оглядываясь, заплатили бы сотни тысяч долларов.
Одна из главных таких зон — городок Сайрам. Некогда почти столица Испенджабского государства, насчитывающий как минимум 1200-летнюю историю, Сайрам до сих пор очень густо заселен.
И практически вся исторически насыщенная зона находится в частных владениях. Никто не знает, что могли найти сайрамцы, ковыряясь в своих огородах. До работников музея доходят различные слухи о некоторых находках, от которых аж дух захватывает.
Так, например, работники областного краеведческого музея Шымкента проводили экспертизу дервишского плаща — «пиры», который любезно согласился предоставить им владелец вещи, житель Сайрама, обнаруживший этот халатик в «бабкиных сундуках».
Историки сделали вывод, что это плащ самого главы суфийского ордена. В своем роде это примерно то же самое, что Шапка Мономаха. Сотрудники музея даже ориентировочно не смогли определить стоимость такой вещи, хотя сам хозяин «пиры» и не изъявлял желания ее продавать.
Или слух о суфийском кожаном знамени, которое якобы хранится у одного из жителей Сайрама. Тут даже и сравнивать не с чем. «Национализированные» клады Сайрама это практически не оспариваемый факт. И здесь происходит по-своему обратный процесс, когда местное население кровно не заинтересовано в распространении любой информации о тех или иных артефактах, и даже легенды «гасятся» в зародыше.
Бугуньская Атлантида
Еще один регион — Бугуньское водохранилище. В течение сотен лет в долине реки Бугунь, которая раньше была гораздо полноводнее чем теперь, возникали поселения и становища.
В 1958 году, когда началось строительство Бугуньского водохранилища, произошло довольно редкое для советских времен явление — зона будущего затопления не была изучена археологами. Почему так произошло остается неизвестным, ведь в те времена в Чимкентской области работала специальная археологическая экспедиция АН СССР под руководством доктора исторических наук С. Агеевой, которая как раз занималась разведкой и изучением археологических памятников Юга Казахстана. Тем не менее водохранилище было построено, и под водой оказался самые перспективные в археологическом плане участки.
Каждой год археологический сектор облмузея ЮКО дожидается сентября — периода, когда на Бугуньском водохранилище идет максимальный сброс воды, и открывается наибольший участок дна. Делать здесь какие-либо серьезные раскопки у историков просто нет времени — уже через две-три недели уровень воды вновь поднимается к прежним берегам.
Археологам остается только бродить по осушенному дну в надежде на удачу. У них даже появился специальный термин — «Бугуньское зрение», означающий нечто среднее между наметанным глазом археолога, интуицией, и если хотите, телепатией в поисках «хоть чего-нибудь».
«Что-нибудь» бывает порой более чем существенно. Так, именно при помощи «бугуньского зрения» зав. сектором археологии Агзама Рустемова был найден скелет древнего номада, (воина, предположительно рубежа 1- 2 тысячелетия н.э.) с останками боевой амуниции — серебряными поясом, кинжалом и четырьмя наконечниками стрел-срезов (стрелы с плоскими наконечниками, отличающиеся невысокой дальнобойностью, но очень удобными для скорострельного темпа).
В районе Бугуньского водохранилища обнаружены и другие археологические находки, свидетельствующие о высоком уровне развития народов, некогда населявших эти территории.
Ну а где жили богатые народы, там наверняка были и свои Корейки. С припрятанными миллионами, которым не страшна инфляция.