Азбука жестокости - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Азбука жестокости

Азбука жестокости

Поднимая тему каких-либо подростковых проблем, многие достаточно часто обвиняют слаборазвитые социальные условия.

  • 14 Февраля 2007
  • 1144
Фото - Caravan.kz

Ну, а если чуть глубже вникнуть, то можно узреть собственное участие косвенное или прямое. Если, конечно, хватит сил увидеть, а потом и признать…
Возьмем в качестве примера насилие между детьми. Наиболее часто причинами этого социального явления считают:
— сила уже появляется, а сдерживающего фактора пока нет;
— общую агрессивность общества;
— природный инстинкт и многое другое.
Но далеко не каждый может признать, что сами родители и учителя приложили к этому руку. Как бы это страшно ни прозвучало, но именно взрослые взращивают в детях агрессию, и вариантов ее культивирования немало.
Пассивные методы воспитания насилия
К ним можно отнести:
— прессу с красочно иллюстрированными сценами насилия. Такие газеты и журналы может купить любой;
— Интернет-ресурсы. Далеко не каждый родитель в силах контролировать, на какие сайты «ходит» дитя. Да и сам ресурс не может отследить возраст и количество посетителей- подростков;
— киноиндустрию. Например, нашумевшая картина «Бригада», в ней талантливо поэтично преподнесен образ бандита. А в американских боевиках, в отличие российских, есть четкое разделение на плохих и хороших. Хотя, все же, остается принцип решения конфликта силовыми методами.
Активные методы воспитания насилия
Ярким примером является распространенный вид компьютерных игр классификации «стрелялки». Играя, ребенок чувствует себя участником, полностью идентифицируя себя с убийцей. Кроме того, исчезает присутствующий в кино тормозящий эффект в виде страдания жертвы, остаются лишь поощрения (новое оружие, бронежилеты) к увеличению количества жертв. Хотя, если игровые действия перенести в реальную жизнь, то у солдат на войне случается посттравматический стресс из-за того, что они видели глаза умирающего противника.
Почему учителю можно, а мне нет?
Почти для каждого ребенка непоколебимым авторитетом является родитель и учитель. Поэтому, если один из них при подростке совершает насилие, то у ребенка появляется желание повторить действие. Например, в качестве наказания на уроке учитель при всех назвал хулигана «идиотом». Так не стоит удивляться, если на перемене, те же слова будут адресованы другими детьми. В итоге эта ситуация может спровоцировать конфликт и привести к драке.
С широко закрытыми глазами — так можно назвать поведение некоторых педагогов. Бывают ситуации, когда из-за равнодушия взрослых совершается насилие среди подростков. Почти в каждом в классе есть ребенок — изгой. Обычно это мягкий, не умеющий за себя постоять ученик. Пользуясь этим, остальная часть класса издевается (обзывают, бьют, унижают). И здесь большую роль может сыграть учитель, вмешаться, поменять отношение к ребенку, либо становится безучастным. Такое жестокое поведение учитель может объяснить как педагогический подход — дети должны сами решать свои проблемы, но на самом деле он, таким образом, маскирует собственную лень. Зачем тратить нервы на методы погашения конфликта детей, когда можно просто ни на что не обращать внимания.
Под лозунгом «из лучших побуждений»
По мнению специалистов, насилие в детских садах не знает предварительной стадии. Одно состояние в мгновение ока меняется на противоположное, мирное сопение заканчивается вспышкой ярости. Полутонов нет. Многие из воспитанников дошкольных учреждений не осознают до конца своих действий. Отсутствует понимание последствий и чувства вины. Поэтому, выбирая методы решения конфликтов нужно это учитывать.
Ситуация: В детском саду дети избегали контактов с толстой девочкой и во время экскурсии забрасывали ее еловыми шишками. Воспитательница решила вразумить детей, потратив целый час, она прочитала лекцию о недопустимости подобного поведения и в завершение потребовала в корне изменить отношение к девочке. Спустя некоторое время педагог услышала детской разговор в раздевалке: «Мы не будем с ней разговаривать!».
Вывод: из-за неправильно подобранного метода воздействия, дети ощутили внутреннюю потребность выплеснуть агрессию на девочку-изгоя. В ответ на запрет воспитательницы, дети отказываются слушаться и пытаются при любом удобном случае реализовать план, хотя, в принципе, можно было решить проблему мирным путем. Например, искусственно создать ситуацию, в которой девочка- толстушка раскрыла себя (игра, в которой она стала бы победительницей, или коллективное задание, в котором девочка должна стать обязательным связующим звеном), таким образом, создав ей положительный имидж в коллективе.
Соль проблемы в нахождении точек соприкосновения между позицией воспитательницы и детей. Если взрослая позиция оказывается для них неприемлемой по психологическим причинам, дети ее отвергают. Позиция воспитательницы должна быть соотнесена с характером детского восприятия. Все ее слова должны затрагивать струны детских душ и быть понятны на уровне их развития. Шансы на усвоение детьми утопических идей или идей радикального толка минимальны («Давайте жить дружно!», «Драться не хорошо» и т.д.)
Есть еще один вид ситуации лозунга из лучших побуждений, который может вызывать насилие среди детей дошкольного возраста — это этнические конфликты. Так дети воссоздают борьбу, соперничество, наблюдаемое у себя на родине, например, курды с турками, русские с чеченцами и т.д. В такой ситуации воспитательница становится невольным свидетелем этого конфликта и, естественно, стремится каким-то образом его нейтрализовать.
В отличие от школьного преподавателя воспитательница не остается в стороне от происходящего. Ее вовлекают в гущу событий, она в курсе всех взаимных претензий. Если в школе дети зачастую хранят молчание из желания не выглядеть стукачом и скрывают происходящее от учителя, то маленькие дети сразу бегут к воспитательнице с жалобами на сверстников. Поскольку отдельные дети проявляют настоящую виртуозность в искусстве жаловаться и по самому незначительному поводу громко требуют немедленного вмешательства воспитательницы, ей следует предварительно взвесить все и подумать как предоставить детям возможность самим уладить конфликт. Иногда плач прекращается, как только дети замечают, что воспитательница не собирается реагировать по пустяковому поводу.
В качестве уже другого варианта, можно представить себе ситуацию. Женщина, воспитывающая ребенка одна, обнаружила пропажу крупной суммы денег и большого количества медикаментов. В ходе импровизированного расследования выяснилось, что ее любимое чадо не только вор, но и наркоман. Ярость родительницы была безгранична.
В целях воспитания, она попросила мужа (полицейского) подруги задержать сына, якобы до выяснения личности. В мыслях женщины были самые благие намерения, пускай увидит собственными глазами камеру, заключенных — одумается. План полностью был реализован, только вот, когда подросток об этом узнал, он избил мать и ушел из дома.
Такие и похожие варианты воспитания, в основу которых заложен элемент насилия, не могут дать положительно урока.
Срабатывает эффект бумеранга, то есть на насилие ответная реакция — насилие.
В итоге мы приходим к неприятным, но реально обоснованным цифрам статистики. Ученые подсчитали, что среди учащихся седьмых-девятых классов каждый десятый мальчик дерется каждую неделю.
Только 25% мальчиков и 61% девочек заявляют, что не дерутся никогда. Ситуация примерно одинаковая в городских и сельских школах. Мальчики бывают хулиганами вне зависимости от социального статуса семьи, а вот с девочками картина складывается иная. Чаще всего девочки, позволяющие решать конфликты с помощью силы, растут в семьях с уровнем образования родителей не выше ПТУ, или, как сейчас стало модно говорить, колледжа.
К сожалению, очарование, исходящее от насилия, слишком велико, чтобы от него можно было избавиться путем простого запрета. Гораздо предпочтительнее помочь подросткам найти цивилизованные формы выражения той энергии и буйства фантазии, которые связываются в их сознании с феноменом насилия и для которых насилие служит каналом, позволяющим проявить себя.
Поэтому так важно помочь детям научиться проводить грань между насилием чисто негативного свойства и с умением постоять за себя.
Мир, достигший полной гармонии, — утопия, однако, возможно, нам удастся научить детей и подростков выяснению отношений без нанесения телесных увечий. Применительно к школе это означает, что детям надо помочь выработать ритуалы сдерживания агрессии, ставящие ей определенные рамки и не позволяющие переходить грань допустимого во время споров, единоборства.
Пафос этого утверждения в возможности достижения цели, когда борьба за власть будет происходить без применения танков, а международные диспуты — проводиться без использования баллистических ракет…

Рисунок с сайта http://www.kidsinfo-gewalt.de