Алло, "01"?! - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алло, "01"?!

Алло, "01"?!

Любое стихийное бедствие, в том числе и землетрясение, является своего рода неожиданностью. Но это только кажется. Аналитики убеждены в том, что почти каждое стихийное явление, по крайней мере, подчиняется трем общим закономерностям:

  • 24 Июля 2009
  • 1533
Фото - Caravan.kz

1) Для каждого землетрясения может быть установлена некая специфическая пространственная приуроченность.
2) На основе анализа произошедших землетрясений (пусть это дискуссионно) более или менее достоверно может быть рассчитана их «повторяемость». Установлено: чем больше сила землетрясения, тем реже его повторяемость.
3) На основе анализа последствий может быть определен и разрушительный эффект прогнозируемого на данной местности сильного землетрясения.

Продолжение, предыдущую часть см.здесь.
Однако, целый ряд подготовительных, профилактических мер снижает уровень предполагаемого ущерба. Прежде всего, это касается методов планирования, застройки, качества строительных материалов и качества самого строительства. Большую роль играет то, насколько жители сейсмоопасных городов (зон) подготовлены, «натренированы» к случаю ЧС.
Заблаговременное же проведение «имитационных игр» по подготовке к катастрофе может уменьшить масштабы последствия даже самых сильных землетрясений.
Немалую роль играет проведение тщательных сейсмологических, технико-экономических, экологических и социологических изысканий и исследований.
По данным Бюро Координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), расходы на стихийные явления за 36 лет равны годовому мировому национальному доходу, то есть каждые 36 лет человечество один год работает на стихийные явления. Известно, что Спитакское землетрясение 1988 г. обошлось человечеству в сумму 20 миллиардов долларов! И это без стоимости человеческих жизней…
В США, начиная с прошлого века, широко используются сценарии на случай землетрясения, моделируется возможное поведение всех инженерных сооружений и зданий в зоне землетрясения и принимаются надлежащие меры по их усилению. И только поэтому, благодаря этим мерам, последствия мощного землетрясения 1989 г. в Сан-Франциско (США) обошлись в 6 миллиардов долларов, хотя интенсивность и зона сотрясения превышали известное армянское землетрясение 1988 г. в Спитаке.
Спутники землетрясений — пожары
Есть вещи, которые были досконально изучены советскими учеными, в том числе актуальные вопросы, касающиеся проблем с пожарами, после землетрясений, и всего, что с этим связано.
Страницы мировой истории хранят весьма точные, яркие описания катастроф. Землетрясения в прошлом весьма часто сопровождались большими пожарами. Так, Ф. Монтессю де Балло, описывая японское землетрясение 28 октября 1891 г., рассказывает, как в городе Гифу после разрушения зданий от землетрясения произошел грандиозный пожар. В результате чего огнем было уничтожено 1242 дома!
К. И. Богданович, производивший обследование Мессинского землетрясения 15 декабря 1908 года, о большом пожаре, полыхавшем 3-е суток, писал так: «Вечером 5 января, около 11 часов среди развалин вдруг вспыхнул пожар. Вероятно, при раскопках был заброшен огонь, тлевший в течение суток и затем с невероятной быстротой распространившийся на соседние развалины. Сильным ветром стало перебрасывать огонь на другие, еще уцелевшие постройки и палубы судов на рейдах (!). Огонь быстро стал раскрывать ставни, оставшиеся опущенными с момента катастрофы, и получилась поистине адская картина… Несмотря на все усилия войск, пожар развалин продолжался и по день нашего отъезда 8 января; огонь стал вспыхивать и в других частях мертвого города».
Известно, что в Алматы работает группа японских специалистов. Однако, в Казахстане есть и свои ценные кадры, которые имеют колоссальный опыт и на протяжении многих лет, еще в эпоху СССР, занимались уникальными исследованиями последствий катастроф, и не только в Средней Азии.
Талантливый эксперт Т. Абаканов посвятил немало трудов изучению и прогнозированию землетрясений, а также проблем, связанных со стихией:
— Чаткальское землетрясение 2 ноября 1947 г. вызвало повреждение зданий и сооружений во многих городах и селах Киргизии и Узбекистана. Оно произошло после полуночи, когда почти все уже спали, и когда домашние очаги, всевозможные печи и керосиновые лампы были погашены. И все же были отмечены два-три случая возникновения пожара, вследствие короткого замыкания электропроводов и один — из-за повреждения печи. Эти пожары были незначительными, и их своевременно ликвидировали. В эпицентральной зоне Чаткальского землетрясения, всего в нескольких километрах от озера Сары-Челек, сгорел лишь отдельно стоящий жилой дом. Во время Ашхабадского землетрясения 1948 г. от первых толчков генераторы отключились автоматически, и тем самым было снято напряжение в сети. Это сыграло решающую роль в избавлении города от второго стихийного бедствия, — от больших пожаров. Два-три пожара были своевременно погашены, что свело возможный ущерб — к минимуму.
Причины возникновения первичных пожаров бывают различны. В первую очередь, это — повреждение печей, в том числе и самодельных очагов. Массивные кирпичные печи и кухонные очаги с высокими дымовыми трубами являются инородным телом для «несущей конструкции» здания. Сейсмические колебания здания в целом и печей, имеющих самостоятельные опоры, происходят асинхронно. В массивной печной кладке развиваются большие инерционные силы, и поэтому повреждение печей представляет собой очень распространенное явление при землетрясении.
От сейсмического удара может происходить разрыв газопроводных труб и взрыв наземных железобетонных и металлических резервуаров с горючим.
Так, например, после землетрясения 16 июня 1964 г. в префектуре Ниигата (Япония), буквально через несколько минут, когда еще не все люди успели выбраться из-под обломков, вдоль реки Синано начали один за другим взрываться резервуары с горючим. Таким образом, в течение получаса вспыхнуло 9 гигантских очагов пламени! Огонь 36 (!) нефтебаков компании «Сиова Сэкю» перекинулся через канал и на нефтебаки, расположенные непосредственно в городской черте. Пожаром охватило более 100 домов!
Пожарные команды, воинские подразделения и жители города вели борьбу с огнем, пытаясь остановить его наступление на город, но им не хватало воды, так как водопроводные сети были уже разрушены!
В то же время вся поверхность реки Синано покрылась толстым слоем (жирной пленкой) разлившейся нефти. Огненные смерчи бушевали над городом Ниигата — более 30 часов — после землетрясения. Они начали стихать только 18 июня. Почти два дня длился масштабный пожар, охвативший 90 резервуаров (!) с горючим; более 400 тысяч тонн нефтепродуктов сгорели полностью.
Повреждения в зданиях, а также повреждения всего оборудования в промышленных зданиях и нарушение в связи с этим обычного, нормального производственного процесса, особенно в огнеопасных производствах, также могут служить причиной возникновения пожаров при землетрясении.
Очень важно знать, что зоны наибольших повреждений от землетрясений часто совпадают с очагами наибольших пожаров.
Следовательно, разрушенные или поврежденные здания легко поддаются воздействию огня. Кровли многих зданий, особенно черепичные, при землетрясении сильно повреждаются, а деревянные конструкции крыш легко воспламеняются. При нарушении целостности здания теряют свое назначение защитные краски и облицовки, обычно служащие для предохранения от огня.
При этом значительно увеличивается поверхность соприкосновения деревянных и других сгорающих элементов с воздухом. Что способствует еще более быстрому распространению огня, усиливая пожары.
Опасные ошибки при строительстве
Уже при планировании строительства домов в сейсмоопасной зоне, могут закрадываться (либо умышленно допускаться) грубейшие ошибки, которые в случае ЧС могут стоить жизни тысячам людей. Так, малые «разрывы» между кварталами представляют собой потенциальную опасность, впрочем, то же можно сказать и об отсутствии зеленых насаждений или других преград, останавливающих распространение огня. Подобные ошибки при застройке уже сыграли свою пагубную роль в городах, разрушенных сейсмическими ударами. Об этом знают и сейсмологи, и опытные строители.
Правила стройки в сейсмоопасных городах
Давно существуют проработанные учеными и экспертами рекомендации. Одним из основных условий планировки сел и городов, особенно в сейсмоопасных зонах, являются важные мероприятия по предотвращению возникновения «вторичных» пожаров при землетрясениях:
— уменьшение плотности застройки;
— увеличение разрывов между кварталами;
— устройство уширенных проездов;
— полосы зеленых насаждений;
— создание водных бассейнов, каналов;
— в городах Средней Азии — арыков;
— применение огнестойких материалов, особенно в районах многоэтажной застройки;
— повышение огнестойкости зданий и сооружений.

Однако, благодаря предусмотрительности, пожары во время землетрясений в советский период были минимальными. Следует сказать, что во время столь мощных землетрясений, произошедших в эпоху СССР, — таких, например, как Газлийские (в 1976-1984 гг.), Кайраккумское в 1985 г. — вообще не было зарегистрировано ни одного пожара, хотя там были высокие баллы!
Меры спасения от пожаров ГСМ
Полковник С.Ю. Дырин, заместитель начальника Департамента ЧС г. Алматы прокомментировал ситуацию с возможными пожарами на заправках ГСМ.
— Сергей Юрьевич, известно, что после землетрясений горят заправочные станции, которые представляют собой серьезную угрозу. Это актуально во всем мире, не только у нас. Что вы можете сказать о мерах профилактики, об обеспечении безопасности, в случае масштабного пожара на складах горючего, бензина, прочих ГСМ, — в пределах сейсмоопасного г. Алматы?
— Когда в городе «заправочный» бизнес только еще организовывался, было много заправок контейнерного типа. На земле стояли контейнеры с горючим, и это считалось временным явлением, позволительным для раскачки, старта бизнеса. То есть, государство тогда еще разрешало подобный вариант. Однако, сегодня, если вы проедете по городу, возможно, такую АЗС, вы сейчас вряд ли «откопаете», хотя может быть, где-то такая и найдется. Все остальное сегодня приведено в соответствие с нормами, в том числе противопожарными. Все емкости, в которых хранится бензин и другие ГСМ, они все находятся в земле!
— То есть, все резервуары с горючим, топливом — закопаны?
— Так положено, в целях противопожарной безопасности все емкости, все запасы ГСМ должны быть закопаны в земле. У нас нет ни одной АЗС, которая не соответствует мировым стандартам, потому что это объекты «высшего класса безопасности», тем более, что они находятся в черте города. Все рассчитано таким образом, что в случае землетрясения, должно быть предотвращено «растекание ГСМ», чтобы «утечки горючего» не случилось. Все, что горит, в лучшем случае, должно «уйти в землю», не причинив ущерба. Тем не менее, мы сегодня ставим вопрос перед собой: «Что же будет, если все-таки произойдет мощное землетрясение?». Мы хотим проанализировать, то есть разыграть некий наиболее правдоподобный, наиболее реальный сценарий, по которому будут развиваться события. Потому что из анализа крупных землетрясений, которые уже происходили в мире, очевидно, что очень много людей погибает именно от «вторичных» последствий, то есть и от пожаров, в том числе.
Так каковы же будут масштабы этих «вторичных»? Что будет, если у нас возникнут пожары, и что мы будем делать? Может быть, максимально исключить, все эти вариации? Сегодня для себя мы должны сделать определенный вывод, и — дать свое заключение, рекомендации, и, естественно, сообща работать вместе. Может быть, будет даже принято решение постепенно убрать из центральной черты города все автозаправочные станции, вынести их за какие-то пределы. Но, понятно, что одного нашего желания будет недостаточно. Это кропотливая работа. Опять же, это бизнес, это вопросы жизни города. Как мы всегда говорим: «безопасность — во главе угла». Посмотрим, чтобы не быть просто голословными: если у нас будет четкая «доказательная база» того, что в случае возникновения землетрясения такой-то объект лучше всего убрать за черту города, то мы, конечно, будем об этом говорить. Но пока ничего определенного мы сказать не можем.
Безопасность же заправочных ГСМ на данном этапе контролируется и соблюдается, согласно букве Закона.
P.S. Однако, положение на данный момент таково, что в г. Алматы в случае тушения пожаров, увы, далеко не все пожарные люки можно будет быстро «откупорить». Так случилось, что их «закатали» свежим асфальтом.
Можно только представить, каким ущербом это может обернуться, в том числе и какими жертвами, особенно в случае стихийного бедствия. Теперь гидранты надо искать, вскрывать, приводить в норму. Но как и чем их искать, металлоискателями?

Продолжение следует

Фото с сайта http://xronika.az