Аспиринское танго - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аспиринское танго

Аспиринское танго

Хворый народ - выгодный народ. Чахнет он чахнет, перемогается народными своими средствами, ан не выдержит и притопает в аптеку. Если, конечно, о таковой слыхивали в отдельном населенном пункте, равно как и о деньгах.

  • 25 Сентября 2002
  • 969
Фото - Caravan.kz

Но в целом «аптекизация всей страны» идет стремительно. Раньше потребности граждан в оздоровительных пилюльках и клизмах успешно удовлетворяли 2000 государственных аптек на всю страну, а сегодня количество форпостов бинта и смекты возросло до 7000 и все исключительно частные.
Законы нашего «рынка» ясны простому дворнику даже спозаранку: то, что предпринимателю (в рыночном смысле) не в прибыль, вмиг сворачивается и исчезает навек, как бы ни нуждалась в этом вот самом родная страна. А то, что несет лихую пользу в личный карман — расцветает пышным цветом.
О «левых» анальгинах не упражнялся в газетах или в микрофон не крякал только ленивый собрат мой по цеху. И потому редкий гражданин уже не знает о том, что запросто может приобрести не вполне надежный источник для оздоровительных процессов. Но деваться-то ему некуда, вот беда. Ну, обманет он себя утешительной мыслью, что во-он та аптека через два квартала выглядит вроде солиднее, да и пойдет, родимый, за нужной примочкой. Не так давно алматинское городское управление по фармконтролю обнаружило, что каждая вторая аптека южной столицы торгует неразрешенными и незарегистрированными в Казахстане препаратами, завезенными контрабандой. Кроме того, лекарства хранятся с нарушением температурных норм. Вы, наверное, думаете, что строгие инспекторы с возмущением опечатали вредные помещения? Да ничего подобного: только у троих нарушителей (а в Алматы — около 1000 аптек) отозваны лицензии. Остальные продолжают работать, порой даже не имея в штате профессионального провизора. Иных полномочий, кроме плановых проверок и предписаний, представители подразделений Комитета фармации РК попросту не имеют.
Сегодня 90 процентов лекарственных препаратов Казахстан импортирует. Создание собственной фармацевтической промышленности экономически невыгодно. Можно построить завод, который, допустим, за неделю завалит народ относительно дешевыми таблетками. А дальше что? Дальше нужно работать на импорт. При наличии на мировом рынке монстров с двухсотлетней репутацией все попытки представить дубль их продукции обречены на провал. Конкуренция требует качества и репутации. Будем откровенны — у собственного производства лекарственных препаратов Казахстана перспективы отсутствуют напрочь. Во-первых, нет изначальных средств на какие-либо попытки, хотя бумажная государственная программа развития фармацевтической промышленности в республике (от 1996 года) и существует. Во-вторых, нет смысла — конкуренции не выдержать. К тому же немало людей заинтересованы в как можно более долгом существовании систем госзакупок, не всегда логичных, но всегда выгодных лично. По мнению профессионалов, еще можно было бы подумать о налаживании производства трав, биодобавок — словом, того, чему щедро готова помочь наша природа. Сложнейший синтез, которому посвящают годы исследований и труда огромные институты на Западе, нам недоступен. «Луч света» у нас — Шымкентский фармзавод, выпускающий некоторые надежные препараты для стационаров. Но без государственной поддержки ему и думать нечего о расширении списка.
Можно ли бороться с контрабандным ввозом и подделкой лекарств? Запросто! Даже не имея ни единого пунктика в уголовном законодательстве. У нас есть множество инструкций, обеспечивающих строгий контроль качества препаратов, предназначенных для граждан Казахстана. Перво-наперво, эти препараты должны пройти регистрацию. За регистрацию каждого из них взимается 3 тысячи долларов. И если в других странах процесс «распознавания» нового препарата длится от силы два месяца, то у нас — полгода и дольше. Иноземцы, которые хотели бы честно обосноваться на казахстанском рынке, пожимают плечами. Некоторые теряют дар речи (на время). По мнению специалистов, крайне необходимо срочно ускорить процедуру регистрации (а ведь за ней следует еще и обязательная сертификация). В это время на индийских сомнительной чистоты заводиках чуть ли не в каждой подворотне штампуется гигантское количество «двойников» известных фирм и развозится гонцами в недоразвитые страны. Кстати, подделку очень трудно отличить от оригинала: искусники достигли в этом деле больших высот. А вот в России в закон «О здоровье населения» внесено дополнение: изготовления и реализация фальсифицированных лекарственных препаратов будет рассматриваться как угроза жизни человека, и подпадать под соответствующие статьи УК. Вплоть до лишения свободы от 3 до 10 лет. Вряд ли, конечно, это здорово испугает подпольных фармацевтов — станут осторожнее, будут искать новые рынки сбыта. Слишком уж прибылен бизнес, чтобы от него отказаться.
Может утешить сообщение ВОЗ о том, что сегодня на мировом фармацевтическом рынке — 30 процентов препаратов фальсифицированы. Может, но не утешает. Ну, совершенно не тянет быть кроликом лопоухим. Совершенно очевидно, что аптечная сеть в стране — это быстро жиреющая мафия. И чересчур суровый комитет фармации — ведомство, словно специально созданное для помощи процессу нелегальных оптовых поставок. Государство не видит проблемы — или не хочет видеть. Ведь даже мельчайших из пешек — уличных коробейников с бог весть какими таблетками и настойками на лотках сегодня никто не тянет в кутузку — они спокойно отрабатывают свою часть схемы.