Год геополитики в отдельно взятом регионе. Итоги и прогнозы военного присутствия США для ЦА и Казахстана - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Год геополитики в отдельно взятом регионе. <br>Итоги и прогнозы военного присутствия США для ЦА и Казахстана

Год геополитики в отдельно взятом регионе.
Итоги и прогнозы военного присутствия США для ЦА и Казахстана

Годовщина терактов в США дает повод подвести первые итоги для Казахстана и всей Центральной Азии тех геополитических изменений, к которым привели эти трагические события в Вашингтоне и Нью-Йорке.

  • 11 Сентября 2002
  • 1192
Фото - Caravan.kz

Приход американских военных в Афганистан и постсоветские республики в конце прошлого и начале этого года практически всеми экспертами расценивался как историческое поражение России, как окончательная потеря ею влияния в регионе. Предсказывалось, что вслед за созданием военных баз США форсированно начнут оказывать экономическую помощь странам региона, тем самым еще больше «привяжут» их к себе, окончательно переориентировав со старых стран-союзников и межгосударственных структур.
Года не прошло с одного из первых круглых столов по этой теме, когда известный казахстанский эксперт «похоронил» СНГ, Договор о коллективной безопасности (ДКБ), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), вернее, их жизнеспособность и значимость для Казахстана.
Другие эксперты всерьез обсуждали вопрос о будущем казахстанско-узбекских отношений в свете американского прихода в Среднюю Азию: существовала точка зрения, что США, получившие первые базы в Узбекистане, в благодарность окажут ему крупномасштабную финансовую помощь, что позволит Ташкенту провести модернизацию экономики и усилить свои позиции в регионе. Что, конечно, не пошло бы на пользу Казахстану.
Другая, противоположная, точка зрения, состояла в том, что США быстро разгромив талибов, свернут свои базы в регионе и уедут восвояси. И все в Средней Азии вернется на круги своя. Как ни странно, но были люди, которые в это верили.
Из других прогнозов можно отметить ожидания водворения стабильности и порядка в регионе: мол, американцы, разгромив афганских талибов, тем самым решат для Узбекистана, Киргизии и Казахстана проблему религиозно-политического экстремизма, наркотиков и заодно уж и просто банальной преступности.
Спустя год после терактов в США и в годовщину их военного присутствия в нашем регионе можно сказать, что все эти прогнозы оказались в большей или меньшей степени ошибочными. Наверное, стоит проанализировать итоги первого года после терактов в Америке с точки зрения позиций и интересов Казахстана.
Американские военное присутствие в регионе не только не свернуто, но и расширяется. Самое красноречивое проявление этого как раз и исходит из Казахстана: месяц назад стало реальностью то, о чем говорилось почти год, когда американские самолеты получили право садиться на казахстанских аэродромах. Несмотря на определенные ограничения для них, с которыми это пока связано, очевидно, что этот факт важное свидетельство расширения военного сотрудничества Казахстана и США. Также как и сделанное летом официальное заявление о том, что Казахстан будет производить в Америке военные закупки. Все это убедительно говорит о росте американского военного и политического влияния в Казахстане.
Но одновременно не приходится говорить и об отступлении России. Сумев отстоять свое военное присутствие в Таджикистане, а в последнее время, устанавливая сотрудничество и с Афганистаном, Москва подтвердила свой статус важного игрока в регионе. Не стало меньше и военное сотрудничество Казахстана с Россией, наоборот, оно наращивается. Один лишь факт: в текущем году на учебу в российские военные институты направлено 150 офицеров из Казахстана, со следующего года их число возрастет до 250 человек. Все на безвозмездной основе. Что же до закупок военной продукции в США, то в подавляющем большинстве казахстанская армия вооружена советским и российским оружием и техникой, и чтобы «вытеснить» их из Казахстана, потребуется слишком много времени и денег. Хотя не вызывает сомнений, что США будут принимать шаги в этом направлении, и что они будут находить встречный отклик в Казахстане
Экономическая поддержка странам региона, оказавшим помощь американцам в войне в Афганистане, оказалась далеко не столь большой, как ожидалось. Точных цифр не известно, но из того, что проходило в открытых информационных источниках можно вспомнить 160 млн. долларов для Узбекистана, несколько миллионов долларов в оплату услуг киргизских аэродромов. В любом случае, даже если эти цифры и занижены, нельзя говорить о массированных американских вливаниях в экономику наших соседей. А значит, и об изменении соотношения сил в регионе в пользу Ташкента говорить не приходится. Правда, такой пример говорит, что и казахстанское посильное союзническое участие в американской операции в Афганистане вряд ли будет очень щедро оплачено. Но Казахстан строит свои экономические отношения с США в ином направлении и от предоставления аэродромов вряд ли кто-то ожидал финансовой отдачи.
Что же до стабилизации, которую ожидали от военного прихода США в регион, то тут результатов еще меньше, чем в экономическом аспекте этой проблемы. О том, что объем наркотического рынка в Афганистане, Средней Азии и Казахстане не стал меньше не смотря на разгром талибов, сейчас говорят даже на официальном уровне. Экстремистские политические движения может быть и ослабли, но политической стабилизации в регионе это, почему то, не повлекло. Даже наоборот: не смотря на присутствие американских военных в Киргизии, в этой республике явно возрастает вероятность дестабилизации. Весенние конфликты на юге Киргизии, затем антипрезидентские выступления в Бишкеке, недавнее покушение на главу Совета безопасности — и все это на фоне присутствия американцев. Казахстану необходимо, не рассчитывая слишком на умиротворяющий эффект от этого присутствия, просчитать возможные варианты действий в случае внутриполитической дестабилизации у южного соседа.
Еще одно направление прогнозов годичной давности касалось Шанхайской Организации сотрудничества (ШОС). Казалось, ШОС не успев толком сформироваться, тут же и умер, поскольку с приходом американцев в регион здесь ослабло влияние России и Китая. Но в последнее время предпринимаются попытки активизировать ШОС, хотя пока и не очень эффективные.
Кстати, что до Китая, то большинство экспертных оценок последнего времени рассматривают именно его реакцию на американское присутствие в регионе. Все чаще эксперты, при чем в основном российские и европейские, говорят, что американские базы в Киргизии, Узбекистане, обозначение военного присутствия США в Казахстане, все это создает гораздо большие геополитические проблемы для Пекина, чем для Москвы. Китай теперь окружен американскими базами почти по всему периметру своих границ, от Южной Кореи до Киргизии. Исключение составляют только Индия и Россия, да еще пока Казахстан. Естественно, Китай не может спокойно относиться к такому положению вещей. Казахстанские эксперты говорят, что одной из вероятных реакций Пекина может стать пересмотр им соглашений со странами региона о сокращении войск в приграничных регионах. Есть такой договор у КНР и с Казахстаном. Если, опасаясь усиления американцев в республике, китайская сторона пересмотрит его и увеличит количество войск на своей территории, очевидно, что это потребует соответствующей реакции и со стороны Казахстана. А это очень непросто сделать даже с чисто военной точки зрения, ведь необходимо держать войска и на южном направлении, а сейчас идет и развертывание группировки на западе. Хватит ли у республики военных ресурсов для осуществления такой масштабной военной программы?
Китайская реакция на американское присутствие сейчас является главным «неизвестным», которое будет определять весь дальнейший ход событий в регионе. И Казахстан, как страна, имеющая самую большую и уязвимую границу с КНР, будет вынужден больше других стран региона учитывать это. именно Астане придется проявлять чудеса геополитического лавирования, чтобы учесть интересы Пекина, Вашингтона и Москвы и при этом соблюсти собственные интересы.