Лучше всех на свете, оказывается, живут норвежцы (1-е место). На два десятка позиций нас опережают Малайзия и Доминиканская республика. И это, как ни странно, не вызывает ни возмущения, ни печали — мы привыкли к тому, что качество жизни в отечестве оставляет желать. Правительство, правда, как всегда, настроено более оптимистично. На расширенном заседании, состоявшемся в Астане в минувшую среду и посвященном итогам полугодия, еще раз с гордостью вспоминали, что экономика Казахстана поименована-таки международными экспертами рыночной и отметили ее стабильность.
Вот мне, непросвещенной, давно кажется, что экономика наша превратилась в нечто абстрактное и вовсе отделилась от государства. То есть катастрофическая безработица, ржавеющие заводы и фабрики, агония сельского хозяйства — семи по себе, а экономика меж тем ухитряется каким-то непостижимым образом развиваться. Но граждане почему-то этого совершенно не ощущают. Мои сомнения подтвердил и президент страны, принимавший участие в вышеуказанном заседании. Он высказал ясную мысль: важны не столько показатели роста экономики, но то, как он отражается на уровне жизни населения. Осталось это уяснить когда-нибудь нашему правительству и спуститься от заоблачных дискуссий на грешную землю под номером 79, многие обитатели которой уже не сводят концы с концами.
По данным Агентства РК по статистике, в первом квартале нынешнего года доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила 29,6 процента. То есть примерно каждый третий казахстанец сидит на хлебе и воде. Вот еще загадка времени — прожиточный минимум. В Алматы он, к примеру, определен в 5109 тенге. Предполагается, что на эту сумму можно успешно прожить месяц, обходясь минимальными потребностями. Нешто поставить эксперимент и попытаться, принеся теми самым себя в жертву рыночной экономике: нет, и пытаться нечего — даже самый расспартанский спартанец не растянет эти деньги на 30 дней, будучи к тому же честным плательщиком коммунальных поборов. Простые расчеты показывают, что для суперскромного поддержания жизни в нетребовательном теле нужна сумма хотя бы раза в три больше. Но как же в таком случае существуют наши пенсионеры? К примеру, в Алматы 363 человека получают до 2500 тенге, 9862 старикам начислено по 4336 тенге. Похоже, выход у них один — на улицу с протянутой рукой. На заседании правительства Президент республики пообещал, что с 1 января будущего года размер пенсии увеличится на 12 процентов. Скорее всего, эти проценты «съест» инфляция — цены на продукты и тарифы растут.
Еще одной экономической загадкой для меня было понятие «черта бедности». Или порог, что звучит безысходнее. Перешагнул порог и… поминай как звали зажиточного прежде человека. Теперь его удел — ветхая одежда и картошка на обед. Наконец специалисты — доки по уровню жизни растолковали, что порог бедности — это две пятых от прожиточного минимума. Пожалуй, рисуя образ отечественного бедняка, я погорячилась насчет картошки. На две тысячи тенге в месяц это блюдо у него будет раз в неделю. И таких людей в стране — 1,5 миллионы. По сути, десятая часть всего населения. В «мертвых» городах, в бесперспективных аулах и селах выбраться из-за порога невозможно. С начала нынешнего года в республике вступил в силу новый закон о государственной адресной социальной помощи. Но механизм его до сих пор не отработан, и конкретной помощи никто из бедствующих пока не получил, поскольку целевые бюджетные средства не были заложены вовремя.
У нас ведется много разговоров о необходимости повышать уровень жизни народа. Ну, депутаты — бог с ними, у них работа такая. Но более всего ставят в логический тупик различные научные мероприятие, посвященные борьбе с бедностью: семинары, симпозиумы, где собирается много умных теоретиков. Как, скажите, можно с ней бороться вне общего контекста? Ликвидировать надо причины и тогда следствие — то есть тот самый порог — исчезнет сам собой. Кстати, о симпозиумах. Как отметил Нурсултан Назарбаев, в этом году по сравнению с 1999-м административные расходы в стране выросли на 40 процентов. Это означает дорогущую мебель в кабинетах, крутые автомобили, раздутые чиновничьи штаты, командировки и конференции с чаепитиями. В том числе, наверное, и по борьбе с бедностью.
Казахстан — страна контрастов. Кто-то уже в казенном кресле не помещается и отягощен проблемой: на какие бы острова махнуть в отпуск. А нынешней весной едва не трети всех призывников страны был вынесен диагноз — дистрофия. Растет число больных туберкулезом — официально на учете состоит 61 тысяча человек, реальная цифра в несколько раз выше. Все больше младенцев рождается с патологиями, ведущими к инвалидности — 220 из каждой тысячи. За 10 лет суверенитета число детей с задержками развития увеличилось в 22 раза! Медики в один голос называют главную причину — снижение уровня жизни. Никакими припарками его не поднять. И пресловутый порог не ликвидировать.