Европе предъявлен узбекский джокер - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Европе предъявлен узбекский джокер

Европе предъявлен узбекский джокер

Узбекские власти продолжают активно использовать тактику закрытия финансируемых Западом неправительственных организаций под дежурным предлогом нарушения местного законодательства.

  • 19 Февраля 2007
  • 1397
Фото - Caravan.kz

На очереди — представительство World Vision International в Узбекистане. Министерство юстиции давно стало ведомством, с помощью которого проходят «политзачистки».
Во время большой дружбы с Соединенными Штатами в Ташкенте как грибы после дождя стали появляться НПО. Теперь налицо обратная тенденция.
World Vision открылось в Ташкенте в 2003 году и, как поведали СМИ представители минюста, с тех пор ее никто не трогал.
Но во всей этой истории с представительством World Vision угадывается четкий след. Причем, след, ведущий в Брюссель.
Внешне НПО как НПО. Зарегистрировано в узбекском Минюсте, действует на территории страны на законных основаниях и проповедует общечеловеческие ценности. Так называемую «милость к малообеспеченным» и гуманитарную помощь. На сайте НПО так и записано — некоммерческая организация, оказывающая моральную, материальную, социальную, психологическую и юридическую помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИД. Но не все в истории организации было безоблачно и гладко.
С момента открытия НПО организовала поставки нескольких партий гуманитарной помощи в Узбекистан, а в 2005 году намеревалась ввезти в страну в качестве гуманитарной помощи 3,5 тысячи тонн риса из Тайваня. Не получилось. Что вполне может быть связано с неудачей такой же акции в Монголии — в начале 2005 года три тонны риса, ввезенные в эту страну, были признаны негодными к употреблению в пищу.
Все эти формальные претензии к международным НПО не имеют ничего общего с целями, которые преследуют узбекские власти. Обычно схема выглядит так: проверка инициируется контролирующей организацией, которая в обязательном порядке найдет формальные причины для закрытия НПО. Как правило, ссылаются на несоответствие деятельности уставным требованиям и нарушение узбекского законодательства. Те же обвинения выдвинуты World Vision , и ей дали срок в 30 дней исправить положение. Смеем предположить, что несмотря на любые действия, предпринятые World Vision, она будет закрыта или ее деятельность приостановят, как в прошлогоднем случае с «Урбан институтом».
Оправданные подозрения
Без так называемого «общественного порицания» в Узбекистане тоже никак. На этот раз общественное бичевание неправительственных организаций прошло с участием представителей неправительственных организаций. Дата встречи — октябрь 2006, место встречи — гостиница «Марказий», что на Амир Темур хиебони (бывший Сквер Революции). Там состоялся круглый стол, в котором, по официальной версии, приняли участие представители более 80 НПО.
Заявленная цель круглого стола — повысить роль неправительственных организаций в построении гражданского общества, сохранение и укрепление духовных ценностей и национальных традиций в условиях глобализации. Другая цель — определиться с целями, которыми вскоре займутся контролирующие органы. Непосредственно World Vision касалась критика, связанная с ее деятельностью в проекте «Возможности для молодежи», финансируемого в рамках «Программы партнерства по институциональному развитию» Еврокомиссии с Узбекистаном. Как принято на подобного рода собраниях, ораторы остаются инкогнито, но выступают довольно активно и «аргументированно».
Оказывается, World Vision в противовес действующим молодежным организациям начала проект «Возможности для молодежи».
Если говорить кратко, суть выступлений сводилась к главному постулату: мол, не надо нас учить жизни, лучше помогите материально. Естественно, ругали западный образ жизни, индивидуализм, который способствует… однополым бракам, проституции и наркомании. Конечно, среди выступающих не нашлось ни одного человека, который бы попросил бичующих выстроить логическую цепь между индивидуализмом и всеми кошмарными последствиями, к которым он, оказывается, приводит.
Довольно остро чувствовалась обида узбекских НПО по отношению к Еврокомиссии. Почему в качестве исполнителя проекта «Возможности для молодежи» избрали именно World Vision , а не их? По сути, можно было сделать вывод: если проектами западных стран занимаются узбекские НПО, значит все хорошо и пушисто, если западные — плохо и некрасиво.
Кроме World Vision остракизму подверглись ряд других международных НПО. Судя по всему, в октябре 2006 года на данном круглом столе фактически утверждался список НПО, подлежащих закрытию. Список, разумеется, составлялся в других кабинетах, но общественное одобрение он получил именно в гостинице «Марказий».
Что показал Андижан?
События 2005 года в Андижане показали две очевидные вещи. Узбекистан не может находиться в фарватере интересов Запада, ибо градус лояльности слишком низок. Одно дело разглагольствовать о правах человека и общечеловеческих ценностях, другое дело — их в реальной жизни соблюдать.
Официальный Ташкент продемонстрировал, что дальше, чем просто обещания и посулы он никогда не пойдет. Запад, со своей стороны, понял насколько гуттаперчевым может быть Узбекистан, и с какой стадии демократичности системы он может «дать отбой».
Ему все казалось, что путем переговоров-уговоров, наставлений, внедрения западного образа жизни можно реформировать официальный Ташкент. В тот самый момент, когда Каримов должен был показать миру свою преданность США и разрешить международное расследование андижанских событий, — так ничего и не вышло.
Не без влияния Вашингтона Европейский Союз вводит санкции против Узбекистана. Причем, один из пунктов санкций выглядит смехотворным. Запад не будет снабжать оружием Узбекистан.
Зачем официальному Ташкенту западное оружие, если у него навалом оружия советского, а теперь и российского? Но другой пункт санкций — запрет 12 высокопоставленным госчиновникам получать визу в европейские страны довольно ощутимо ударил по имиджу страны.
Автоматически Ислам Каримов лишился удовольствия бывать в Европе. И это стало больше напоминать международную изоляцию за исключением Москвы, Пекина, Астаны и ряда других государств, где международные нормы поведения не в почете.
Европейцы вскорости поняли, что с введением санкций если не поторопились, то несколько переусердствовали. Первым это поняла Германия, предпринявшая массу усилий, чтобы вывести Узбекистан из режима санкций. Новая энергетическая политика ЕС, главной целью которой является максимальное ослабление роли России в вопросе энергопоставок, никак не вязалась в силу отсутствия в цепочке ключевой для Центральной Азии страны — Узбекистана.
Поэтому все остальное после введения санкций время — это робкие попытки робких европейцев их отменить под любым предлогом. Предлог, кстати, дал сам фициальный Ташкент, когда согласился на встречу экспертов ЕС и Узбекистана, в ходе которой узбекская сторона предоставит европейцам материалы по андижанскому делу.
13 ноября 2005 года ЕС ввел санкции по отношению к Узбекистану. 13 ноября 2006 года министры иностранных дел ЕС продлили режим санкций в отношении Узбекистана.
В феврале этого года ЕС вернется к вопросу запрета въездных виз для узбекских чиновников.
Все говорит за то, что данное ограничение будет отменено. Осенью текущего года ЕС рассмотрит еще один вопрос — о снятии запрета на продажу оружия Узбекистану.
Узбекские власти решили сыграть на опережение. И потому неприкрытое давление на представительство World Vision в Узбекистане еще одно напоминание европейцам: пора прекратить возню с санкциями и садиться за стол переговоров, где козырной картой может стать возможность Узбекистана влиять на процессы в Центральной Азии.
В вопросе энергопоставок, кстати, тоже.

Коллаж с сайта http://www.wvi.org