Звездный танец Анель - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Звездный танец Анель

Звездный танец Анель

Писать о балете одновременно и радостно и грустно.

  • 29 Октября 2004
  • 2737
Фото - Caravan.kz

Радостно оттого, что это искусство живо, и одно поколение талантливых артистов сменяет другое, передавая эстафету возвышенного служения идеалам прекрасного.
Грустно, потому что современный балет переживает сейчас своеобразный кризис перерождения. К сожалению, постепенно уходит в прошлое танцевальность, одухотворенность и ранимая, утонченная поэтическая образность классического танца. Балет становится более техничным, зрелищным и, повторюсь, менее духовно наполненным.
У хорошего технаря от балета в настоящее время больше шансов стать звездой, чем у танцовщика, наделенного актерским дарованием. Еще не так давно само слово «технарь» в балете звучало как приговор. Такая характеристика означала, что артист, в совершенстве владея балетной техникой, не может создать на сцене достоверный образ того или иного героя. Теперь это слово не в ходу. Сейчас большая часть театров мира тяготеет к современной хореографии, в которой образ, как правило, размыт, и его можно только угадывать, да и отсутствие актерского дара при исполнении современного танца не столь заметно, как в классическом балете.
Современные хореографы стремятся удивить неожиданностью линий, высотой прыжка. Учитывая эти тенденции, становится очевидным, что скоро балет неизбежно утеряет ту чувственную, эмоционально окрашенную часть своей сущности, которая всегда превращала прыжки и вращения в волшебную сказку, заставляющую нас снова и снова переживать за судьбу вымышленных героев и, неизменно оставляющую чувство невыразимого восхищения.
Однако в жизни есть место чудесам. Настоящим маленьким чудом можно назвать тот процесс превращения из гусеницы в прекрасную бабочку, что происходит сейчас с юной балериной, ученицей Алматинского хореографического училища имени Селезнева Анель Рустемовой. За два прошедших года Анель успешно участвовала поочередно в трех международных конкурсах.
Гран-При для ребенка
Совсем недавно Анель вернулась из Швейцарии, с международного конкурса балета, проходившего в Лозанне. Правда, она не стала лауреатом этого конкурса, но… Получила приглашение в знаменитую балетную школу Бежара. Эта школа отличается от прочих особой строгостью отбора. Стать учеником школы Бежара означает, что вы уже талантливы и ваша карьера складывается удачно. Судите сами. В отборочном туре приняли участие пятьдесят три претендента из двадцати пяти стран, практически все участники международного конкурса. А приглашение получили только Анель и еще одна девочка из Италии.
Как оказалась Анель в Швейцарии? Почему именно она? О своей ученице рассказывает педагог хореографического училища, заслуженная артистка Казахстана Майра Кадырова.
— Так получилось, что Анель — моя первая ученица, а я — ее первый педагог. Когда я пришла работать в училище, Анель училась в первом классе. Тогда еще не было ясно, что из кого получится. Со временем я отметила про себя, что у этой девочки есть все данные, чтобы стать настоящей прима-балериной. Правда, в нашем деле одних способностей мало. Необходимо обладать еще упорством и много трудится, день за днем совершенствуя технику исполнения от самых простых па до сложных прыжков и туров.
Об Анель могу сказать, что она точно знает, к чему стремится и успешно идет к своей цели. В 2002 году мы с Анель ездили в Новосибирск на международный конкурс хореографических училищ, где моя ученица стала лауреатом, заняв второе место. В этом же году, в августе мы с ней поехали в Артек на международный конкурс балета имени Юрия Григоровича. Там Анель присудили гран-при. Откровенно говоря, не ожидали такого успеха, потому что Анель было тогда всего тринадцать лет, и она участвовала в конкурсе в младшей группе. На конкурсах же, как правило, побеждают претенденты из старшей возрастной группы. У взрослых участников обычно и техника сильнее и вариации для исполнения они берут посложнее. Но Анель настолько понравилась жюри своей выразительностью и чистотой исполнения, что именно она — одна из самых маленьких участниц, получила гран-при. Впервые за пять лет существования этого конкурса, ребенок был удостоен высшей награды.
В швейцарском зазеркалье
Когда пришло уведомление о конкурсе в Швейцарии, мы с Анель решили, что ей стоит попробовать свои силы и там, несмотря на то, что этот балетный турнир считается очень сложным. В нем приняли участие юные танцовщики из 25 стран. Много было детей из Японии, Кореи и США, а также из Австрии, Германии и других стран Европы. Хотя Анель и не прошла в финал, мы получили большое удовольствие от участия. Мы узнали много нового о западной школе балета, которая существенно отличается от нашей. Лично я, как педагог пополнила мой багаж знаний в плане техники, я имею в виду технику современного танца. Западная школа балета сейчас делает ставку на модерн, и в жюри были представители именно этого направления, например Алисия Алонсо — легенда кубинского и мирового балета.
Первое место на этом конкурсе было присуждено японцу из Канады, второе — девочке
из Японии и третье — Андрею Писареву из немецкого города Штутгарт, хотя родом Андрей из Украины. Интересно отметить, что победители конкурса не были приглашены в школу Бежара. Этот факт, на мой взгляд, еще одно подтверждение того, что жизнь в искусстве полна превратностей. К счастью для Анель, она оптимист, всегда надеется на лучшее. Мне иногда кажется, что она и танцует на крыльях своей мечты.
Рассказывает сама Анель Рустемова:
— Когда мы с Майрой Шафкатовной прилетели в Швейцарию, я с удивлением рассматривала все вокруг. Швейцария очень красивая страна. Я любовалась архитектурой зданий, витринами магазинов, оформленными с большим вкусом, и не могла надышаться чистым воздухом Лозанны. Правда, улицы там очень узкие и дома, по сравнению с алматинскими, кажутся миниатюрными, почти кукольными. Иногда мне казалось, что я очутилась в сказке.
Конечно, когда мы с педагогом окунулись в атмосферу соревнования, ко мне вернулось чувство реальности. Все вокруг волновались и я, естественно, тоже.
В первый день была произвольная репетиция. Я репетировала вариацию Авроры из «Спящей красавицы» и современный танец. На следующий день был первый тур. И тут выяснилось, что я — самая маленькая по возрасту и должна выступать первой. Несмотря на волнение, я собралась и выступила нормально. В этом туре оценивали классическую подготовку — это работа у станка, на середине зала, техника маленьких прыжков, потом большие прыжки, причем на пальцах — это для меня было самым сложным. Но, я все-таки прошла во второй тур.
Затем снова был репетиционный день. Все участники в этот день должны были выучить новые вариации в стиле модерн, которые показывала солистка труппы Бежара. Мы думали, что для освоения новых вариаций нам дадут два дня, но не тут то было. Урок проходил в бешеном темпе, не так как у нас. Мы привыкли работать медленно, тщательно прорабатывая движения, а там пришлось ловить буквально на лету. Причем комбинации были предложены очень сложные, в стиле современного танца. Мне было трудно, так как я привыкла к классике, а современную хореографию у нас преподавали мало. Я изучала ее всего полгода. А на западе, да можно сказать во всем мире, классика и современная хореография преподаются параллельно в течение всего времени обучения.
К сожалению, я не прошла в финал конкурса. Конечно, расстроилась, но Майра Шафкатовна поддержала меня и предложила мне участвовать в отборочном конкурсе в школу Бежара.
Аюхановская «секретарша» покорила Плисецкого
Кстати, оба конкурса и международный и отборочный проходили в здании школы Бежара.
Жюри Бежаровского конкурса вот уже много лет возглавляет Азарий Плисецкий — младший брат Майи Плисецкой. Азарий Плисецкий — звезда мирового балета, выдающийся педагог и знаток балета. В свое время он танцевал с известнейшими балеринами мира, в том числе и с Алисией Алонсо. Выступать перед такими мастерами было страшновато.
В первом туре этого конкурса также оценивали классику: станок, середина, прыжки, пальцы. После этого тура остались только три участницы — я, Амелья из Италии и Оля из Киева. Во втором туре я танцевала две современные вариации, а в конце станцевала танец «Секретарша», поставленный Булатом Аюхановым.
Откровенно говоря, «Секретарша» — мой коронный номер. Так получилось, что я разучила его с нашей известной балериной Лейлой Альпиевой. «Секретарша» — комический танец и, когда я его танцевала, все в жюри очень смеялись, особенно Азарий Плесецкий. Мне была очень приятна такая реакция со стороны прославленных мастеров балета. Майра Шафкатовна тоже была довольна моим выступлением. Она — замечательный педагог и всеми моими успехами я обязана, прежде всего, ей.
Моя семья и мой педагог поддерживают меня, значит — все будет хорошо. Я люблю свою профессию и прекрасно понимаю, какие на меня возлагают надежды. Постараюсь не разочаровать людей, которые в меня верят.