Чем запомнился 2006 год: наука и образование - Караван
  • $ 530.24
  • 543.97
-12 °C
Алматы
2025 Год
15 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем запомнился 2006 год: наука и образование

Чем запомнился 2006 год: наука и образование

В начале прошлого года я делал несколько обзоров основных событий в сфере науки и высоких технологий.

  • 6 Января 2007
  • 1384
Фото - Caravan.kz

Как показало время, они вызвали интерес у многих читателей, так что в этом году никак не обойтись без продолжения темы.
Итак, минувший год, возможно, войдет в историю, как год возрождения масштабной научной деятельности в Казахстане. В декабре президент РК Нурсултан Назарбаев объявил о планах по увеличению финансирования науки в 25 раз.
Объем ежегодных средств, выделяемых на науку, к 2012 году должен составить 350 млрд. тенге. Это чуть более 5% от всего объема внутреннего валового продукта.
В более близкой перспективе, согласно одобренной правительством государственной программе по развитию науки на 2007 — 2012 годы, за указанный период предполагается выделить около 200 млрд. тенге на научную деятельность.
Мероприятия первого этапа программы на 2007 — 2009 годы потребуют 83, второго этапа на 2009 — 2012 годы — 108 млрд. тенге.
В ходе реализации программы до 2009 года будут: обеспечена деятельность международного экспертного совета, приняты научно-технические программы по приоритетным научным направлениям (нано-, био-, ядерные, космические технологии и новые технологии для углеводородной и горно-металлургической отраслей), создано пять национальных научных лабораторий по приоритетным направлениям и десять-пятнадцать лабораторий инженерного профиля при вузах.
Изменена модель управления наукой, за основу принята финская модель, которая, по мнению первых лиц государства, поможет Казахстану совершить такой же быстрый прорыв в науке, как в Финляндии.
Для финансирования и координации опытно-конструкторских разработок организован фонд науки — АО со стопроцентным участием государства. В 2007 году уже предусмотрено грантовое финансирование научно-технической деятельности через созданный фонд науки в размере 2 млрд. тенге.
Приняты меры, направленные на развитие научных центров. В частности, в декабре правительство Казахстана своим постановлением утвердило правила определения научных центров с международным участием для безвозмездного предоставления им земельных участков в собственность.
Согласно документу, земельные участки предоставляются с целью поддержки освоения новых технологий, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции в соответствующих отраслях экономики, а также формирования гибкой системы переквалификации кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики и производства в перспективных кластерах.
Кроме того, предполагается развитие в стране филиалов международных заведений, соответствующих международным стандартам.
Постановлением также утвержден порядок определения научных центров и ряд критериев, соответствие которым необходимо для получения права на земельный участок.
Все эти меры, несомненно, положительно повлияют на развитие казахстанской науки, которая уже много лет испытывает серьезную нехватку финансирования.
В начале декабря 2006 года, вице-президент АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» Дияс Мырзакожа, приводил статистические данные, совсем не внушающие оптимизма: «В Казахстане сейчас только 0,25% от ВВП расходуется на научные исследования, в то время как в наиболее развитых странах этот показатель составляет более 3%».
По другим данным, на фундаментальную науку в Казахстане выделяется еще меньше — 0,09% от ВВП.
Может, в этом причина столь редких сообщений об открытиях казахстанских ученых? Конечно, прошлый год ознаменован такими событиями как:
— запуск и ввод в эксплуатацию спутника «Kazsat», а также, соответствующей наземной инфраструктуры;
— открытие новых кластеров, в том числе, долгожданного парка информационных технологий «Алатау»;
— создание вакцины «Казахстан-15» против вируса птичьего гриппа H5N1;
— открытие в Астане эталонного центра, где был запущен единственный в Центральной Азии эталон времени.

Во всех этих событиях, как и во многих других мероприятиях местного масштаба, таких как создание новых сортов и сохранение генофонда сельскохозяйственных культур, устранение последствий опасных техногенных аварий сыграли свою роль казахстанские ученые.
Возможно, изобретений было бы больше, если бы на пути казахстанских первооткрывателей не стояло еще одно серьезное препятствие — несовершенство патентного законодательства.
Действующая ныне система патентования в Казахстане, как признают эксперты, имеет ряд недостатков, тормозящих развитие инновационных процессов в стране. В частности, сроки выдачи охранных документов сильно затянуты. Так, на получение предварительного патента требуется от 1,5 до 3 лет, а на получение основного — еще 5 лет, именно столько длится патентная экспертиза. К тому же, предварительный патент не дает прав на защиту разработки из-за противоречия, существующего между патентным законом и гражданским кодексом РК.
И, в этом плане в прошлом году произошло тоже знаменательное событие. Парламент Казахстана принял проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности».
Согласно новым правилам, предварительный патент и процедура его выдачи заменяются новым видом охранного документа — инновационным патентом, который можно будет получить в течение одного года, а затем преобразовать его в основной патент после еще одной экспертизы — на мировую новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость.
Также продлевается срок исключительных прав на собственную разработку. Сейчас, по закону, патент на изобретение выдается на 20 лет.
Другой проблемой казахстанской науки, уже много лет является нехватка квалифицированных специалистов.
Согласно, все тем же, статистическим данным лишь 69 из 189 казахстанских университетов и НИИ принимают непосредственное участие в научно-технологических исследованиях. А по количеству научных публикаций мы в 20-30 раз, в пересчете на миллион населения, отстаем от таких стран-лидеров как: Финляндия, Австралия, Нидерланды, Ирландия. Даже страны Восточной Европы намного опережают Казахстан.
Видимо, учитывая все это, в прошлом году государство приняло ряд программ направленных на совершенствование системы образования.
В прошлом году Евросоюз принял решение выделить Казахстану $650-тысячный грант по программе ТАСИС. Эти средства должны пойти на реализацию проекта по разработке и мониторингу системы гарантии качества в сфере высшего образования.
В рамках проекта Казахстан получит рекомендации мировых экспертов по вопросам оптимизации качества высшего образования и подготовки вузов страны к международной аккредитации. Вместе с тем, планируется создание общественного и независимого органа по аккредитации вузов.
Были приняты меры, направленные на подготовку наших специалистов в вузах других стран, в частности России и Китая, по специальностям для аэрокосмической и ядерной отрасли. В том числе и по тем специальностям, которые считаются «закрытыми», то есть без специальных соглашений на государственном уровне, на них не допускается обучение иностранных студентов.
Опять же, это все очень важно для подготовки научных кадров, но не следует забывать, что ее нужно начинать с младшего школьного, а еще лучше — с дошкольного возраста. Ведь от все тех же претендентов на «Болашак» требуется прохождение сложного языкового теста. И не факт, что родители будущего талантливого физика-ядерщика найдут деньги на его обучение языку, даже русскому, в объеме достаточном для обучения в России. А объемов и качества школьной подготовки явно окажется недостаточно.
Прошлый год не принес каких-либо значимых перемен в системе школьного и дошкольного образования, за исключением планов по созданию системы «Мультисервисной информационно-коммуникационной образовательной сети (МИОС)».
Данная сеть призвана организовать единую информационно-образовательную среду, а также ускорить внедрение в современный образовательный процесс новых мультимедийных технологий обучения.
Но выполнит ли она свое предназначение, или останется «школьной мебелью» покажет лишь время.