От перемены мест слагаемых… - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От перемены мест слагаемых…

От перемены мест слагаемых…

Госграница между Узбекистаном и Казахстаном стала предметом для подписания договора о делимитации.

  • 7 Декабря 2006
  • 1824
Фото - Caravan.kz

Сам процесс формально завершился в сентябре 2002 года. Общая протяженность границы более 2 тысяч километров, при этом протяженность границы ЮКО с сопредельными регионами Узбекистана составляет порядка 800 километров.
В настоящее время продолжается процесс демаркации границы, который был начат весной 2004 года и, как ожидается, полностью завершится к концу 2007 года.
В середине октября нынешнего года начальник южно-казахстанского погрануправления «Онтустик» пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана генерал-майор Талгат Есетов призвал в разы усилить охрану госграницы с Узбекистаном.
При этом он ссылался на сложность обстановки, реальную угрозу экстремизма и терроризма, нелегальной миграции, наркотрафика, опасность пересечения границы организованными преступными группами, массовую экономическую контрабанду.
Он также привел примеры того, как преступники, совершив правонарушение в одной стране, могут бесследно исчезнуть в другой. Момент был выбран самый, что ни на есть удобный. Эти истины прозвучали в ходе рабочей поездки его непосредственного шефа — директора пограничной службы КНБ Казахстана Болата Закиева в район узбекско-казахстанской границы.
По данным Есетова, в настоящее время плотность охраны госграницы ЮКО с Узбекистаном составляет 2,1-2,3 пограничника на 1 км — против 1,8 пограничника в среднем по всему периметру сухопутной границы Казахстана с сопредельными странами.
Заметив, что «такая плотность ниже, чем в Узбекистане», (Узбекистан всегда держал на границе больше пограничников, чем Казахстан. Связано это в большей степени с подозрительностью по отношению к Казахстану, свойственной узбекским властям — прим. А.А), он отметил: «Нам надо 10-15 пограничников на погонный километр, и мы прочно сможем перекрыть здесь все».
«За два последних месяца мы пресекли нарушителей государственной границы в 15 раз больше, чем за весь прошлый год», — добавил он.
Можно верить тому, что в Европе 1 километр границы охраняют в среднем 20-27 пограничников, а Соединенные Штаты, чтобы не пускать к себе мексиканцев, держат на таком же участке 34 человека в форме.
Нет никакого сомнения в том, что принципиально новая линия заграждения, представляющая собой контрольно-следовую полосу, «малозаметное препятствие» из тонкой проволоки, которая призвана опутать ноги нарушителя, и заграждение из колючей проволоки высотой в 2,64 метра на столбах, врытых в землю бетонным основанием на глубину 50 сантиметров, будет представлять собой внушительное зрелище.
Наверное, необходимы и аэродромные прожекторы на самых проблемных участках узбекско-казахстанской границы. Статистика из уст казахстанского генерала прозвучала следующая: в 2005 году пограничными нарядами регионального управления «Онтустик» были задержаны 8823 нарушителя границы, изъято контрабанды на 80,5 миллиона тенге и 9 килограммов наркотиков.
Конечно, у пограничников свои проблемы, и данные в Астану они сдают, по большей части, в цифрах. Понятно стремление главы южноказахстанских пограничников получить больше средств для обустройства границы, однако по поводу возможности полного ее перекрытия, он явно переусердствовал. Попытаюсь объяснить почему.
Первое. Реальная угроза экстремизма и терроризма
Взрывы в Москве, захват заложников на премьере спектакля «Норд-Ост», террористические атаки на Нью-Йорк, теракты в Ташкенте, и наступление экстремистов в Баткенском районе говорят о том, что пограничные службы в деле предотвращения подобных ситуаций если не бессильны, то малоэффективны. Причем, в той же Москве террористы передвигались по городу на микроавтобусе, и их никто не остановил.
Что касается Узбекистана. Майские 2005 года события в Андижане вызвали волну беженцев в соседний Кыргызстан. Какая это была волна? 500-700 человек от силы. Через узбекско-казахстанскую границу особого наплыва беженцев вообще не было. Тем более, вечером 13 мая границу просто-напросто наглухо прикрыли с обеих сторон.
Надо понимать, что главной целью членов экстремистских сил является Узбекистан, а зарождаются такие протестные настроения в большей мере в Ферганской долине. Этот фактически закрытый от всего остального Узбекистана (если не считать трассу через перевал) анклав был, будет и останется главным дестабилизирующим регионом всего центрально-азиатского региона. Там всегда были сильны оппозиционные течения, а последовавший после провозглашения независимости период времени лишь усугубил социально-экономическую обстановку в долине.
Второе. Нелегальная миграция
До тех пор, пока в Узбекистане продолжаются проблемы экономического плана, поток нелегальной миграции будет только нарастать. В свое время, когда еще советское правительство надеялось задействовать узбеков в строительстве Байкало-Амурской магистрали, ничего не получилось. Они не любят уходить с насиженных мест и надолго покидать семья — такова ментальность.
Сейчас они едут на заработки в Россию и Казахстан от безысходности. Ситуация в Узбекистане такова, что заработать достаточно средств, чтобы прокормить семью, почти нереально. При этом можно констатировать следующий факт: с нынешнего года узбекские власти не чинят для желающих поработать за границей никаких препятствий, и теперь волна трудовых мигрантов из теневого сектора перекочевала в «осве(я)щенный». Границу они переходят через пограничные посты, но КАК — другой вопрос.
Так что дельцы, наживающиеся на организации нелегального пересечения узбекско-казахстанской границы, заметно потеряли в доходах. Мигранты могут беспрепятственно пересекать границу из-за того, что и на ней уровень коррупции очень высок. Фактически, за деньги можно провезти все, что угодно.
Третье. Наркотрафик и организованные преступные группы
Не нужно быть слишком умным, чтобы знать — наркотики проходят везде, где люди слабы и хотят заработать. Безусловно, пограничники тоже люди и не лишены обычных человеческих слабостей. Практика показывает, что на границах задерживают от 1 до 5 процентов наркотиков, которые идут транзитом их Афганистана через Узбекистан и Казахстан в Россию, и далее — Европу и США.
Американцы в Афганистане не хотят бороться с наркотрафиком, справедливо полагая, что лишатся той мизерной помощи, которую им оказывает мирное население. Здесь, на узбекско-казахстанской границе мы сталкиваемся с последствиями безответственной политики по умиротворению Афганистана, и, естественно, никак не можем повлиять на уменьшение наркотрафика.
Организованные преступные группы в Узбекистане, конечно, имеются, но они не столь мощные, чтобы держать на узбекско-казахстанской границе чрезмерное количество военнослужащих. Сегодняшние узбекские власти не особо церемонятся с преступниками, и потому, это известный факт, по ночам можно спокойно гулять в самых крупных городах Узбекистана. Имеются полукриминальные элементы, но они контролируются узбекскими властями.
Четвертое. Массовая экономическая контрабанда
Наверное, это и есть главная причина того, что казахстанский генерал собирается нарастить пограничные силы и технику с той стороны. Даже по приведенной статистике видно, что главным элементом беспокойства пограничников является именно контрабанда. После потепления узбекско-казахстанских отношений на границе со стороны Казахстана выстроились вереницы большегрузных машин с товарами широкого потребления, а со стороны Узбекистана такая же вереница с тем, что в этой стране называют высоколиквидным товаром. Масштабы контрабанды на границе огромны, но создаются они не челноками из Узбекистана, которые везут сумку-другую товаров из Шымкента и Алматы, а именно большим нелегальным потоком, крышуемым как со стороны Узбекистана, так и со стороны Казахстана.
Статистика узбекская и казахстанская — лишь верхушка айсберга, который именуется товарооборотом между странами. Об этом часто заявляли обе стороны, мол, официальный товарооборот — это одно, реальный — другое. Это признается даже на высшем уровне главами государств.
И бороться с контрабандой путем «насыщенного пограничного раствора» — миссия невыполнимая. Необходимы экономические реформы в Узбекистане, чтобы страна стала более свободной, и был дан мощный толчок развитию бизнеса.
А чем чаще «частокол» пограничников, тем больше денег оседает в чьих-то карманах…