Доктрина новая - задачи старые? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Доктрина новая - задачи старые?

Доктрина новая - задачи старые?

Военная стратегия Казахстана, о которой так много говорили на разных совещаниях и встречах, наконец, приобрела свои реальные очертания.

  • 1 Декабря 2006
  • 2029
Фото - Caravan.kz

Казахстан, на территории которого могут разместиться пять Франций, или четыре Украины, занимая 9-е место в мире по площади — 2724,9 тыс.кв.км., должен иметь силы, способные защитить суверенитет республики и стать заслоном проникновению различного рода экстремистских и религиозных организаций, проповедующих насилие и свержение существующего в стране строя.
Вдобавок к этому Казахстан имеет общую протяженность границ, составляющую порядка 15 тыс.км. из которых 12 тыс.км. — являются сухопутными (Россия, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан). Протяженность водных границ республики -более 3 тыс.км.
Существовавшая доктрина, принятая в 2000 году, исчерпала себя. Напомним, что согласно ей, Сухопутные войска Республики были реорганизованы в самостоятельные региональные командования «Восток», «Юг», «Запад» и «Астана».
Для повышения гибкости и оперативности войск созданы новые рода войск:
Ракетные войска и артиллерия;
Аэромобильные войска.

Безопасность Республики на Каспии обеспечивает морская пограничная дивизия (в составе регионального командования «Запад»), имеющая на вооружении патрульные катера и сторожевые корабли.
Задачи, стоящие перед Вооруженными силами Казахстана направлены на укрепление государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана.
На сегодня Вооруженные силы Республики финансируются в размере порядка 1 процента от валового внутреннего продукта.
Однако динамично изменяющаяся в последнее время геополитическая ситуация в Центрально-азиатском регионе, а также возросший интерес к республикам со стороны ведущих мировых держав, вынуждает страны региона по-новому оценивать свои возможности в сфере сохранения суверенитета и внутриполитической стабильности. Это, в свою очередь, предопределяет повышенные требования к вооруженным силам, призванным в любое время встать на защиту своей неприкосновенности.
Поэтому разработка и принятие новой военной доктрины во многом обусловлены велением времени.
Это уже третья Военная доктрина Республики Казахстан (Первая Военная доктрина была утверждена Президентом страны 11 февраля 1993 года, вторая Военная доктрина была принята 10 февраля 2000 года), которая также как и предыдущие ориентирована на формирование системы обеспечения военной безопасности в процессе становления суверенного государства.
Итак, структура новой военной доктрины состоит из пяти частей:
военно-политические основы;
военно-экономические основы;
основы военно-технического обеспечения военной безопасности страны;
военные основы вооруженной защиты и обороны;
международное военное сотрудничество Казахстана.

В новой доктрине классифицируются существующие и потенциальные вызовы и угрозы безопасности Казахстана, а также определены условия и направления развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований по обеспечению военной безопасности Республики.
Также в рамках реализации доктрины более значимое место отдается модернизации Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, в результате которой боевые возможности войск будут кратно повышены.
Сам Президент страны в своем послании отметил, что Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации.
Однако разработанная новая доктрина включает в себя те подходы, которые имели место быть во второй доктрине. Они в основном касаются процесса обеспечения долговременной стабильности государства и предотвращения вероятных угроз и вызовов, а также защиты суверенитета Республики.
То есть фактически принятая доктрина не несет в себе каких-либо принципиальных изменений, направленных на реформирование вооруженных сил, изменение стратегии или тактики. А поставленные новой Доктриной задачи по многим параметрам схожи не только с задачами второй Доктрины, но и пересекаются с задачами первой, принятой в 1993 году.
Стоит отметить, что и комплекс потенциальных вызовов и угроз, стоящих перед РК, не претерпел значимых изменений. В результате создается ощущение, что геополитическая ситуация в регионе статична и по многим параметрам напоминает 1993 год.
И это после того, как многими аналитическими структурами и научно-исследовательскими институтами как Казахстана, так и стран ближнего и дальнего зарубежья было признано, что за прошедшие годы в регионе произошли существенные изменения. При этом военно-политическая обстановка в Центральной Азии не только остается сложной, но и трудно предсказуемой, а в ряде случаев (в отдельно взятых странах региона) имеет тенденцию к обострению.
По идее, изменившаяся геополитическая ситуация в Центральной Азии, а также динамика развития стран региона должна была найти свое отражение в новой доктрине, но эти нюансы фактически не были учтены разработчиками последней программы.
Возникает резонный вопрос: а сможет ли новая военная доктрина подготовить Вооруженные силы республики Казахстан к защите от внешних угроз и сохранению суверенитета страны, а также поддержанию стабильности и целостности Республики или мы будем продолжать жить в новых условиях по старым правилам?