Иссык-Куль встрепенулся-2 - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Иссык-Куль встрепенулся-2

Иссык-Куль встрепенулся-2

Чтобы понять ценность вещи, нужно ее потерять. Так можно охарактеризовать то, с чем столкнулся Иссык-Куль.

  • 2 Августа 2010
  • 4446
Фото - Caravan.kz

Зоны отдыха перестали ценить отдыхающих, частный сектор — своих постояльцев. Видимо, бурный рост иногда вызывает к жизни такие факторы.
Окончание, начало см.здесь.
В Киргизии полагают, что поток отдыхающих иссяк из-за кризиса, а потом из-за событий в Оше. Конечно, часть правды в этом есть. Кризис на самом деле подчистил карманы, а многие потеряли в зарплате столько, сколько не теряли даже в бурные 90-е прошлого столетия.
События в Оше, конечно, сказались на настроениях потенциальных клиентов Иссык-Куля. Их испугала нестабильность, отсутствие крепкой власти и разгул анархии. Как пугает всех и во всем мире.
В середине июня с группой журналистов из Алматы я на три дня выехал в Чолпон-Ату. Хочется поделиться впечатлениями. Как бы как раз в ответ на опасения, которые испытывают многие казахстанцы. Отсутствие объективной информации, как правило, порождает слухи и домыслы, а наличие ее же — уничтожает последние.
О настоящем моменте
Начало нынешнего года для Иссык-Куля выдалось просто ужасным. В апреле киргизы сместили с поста своего президента — Курманбека Бакиева, в начале июня в Оше прошла этническая чистка.
Эти два события случились за короткое время. Последовавшие затем политическая нестабильность, разброд и шатания в киргизском обществе отпугнули большую часть людей, которые планировали свой летний отпуск на Иссык-Куле.
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Местное население вдруг поняло, что приезжавшие каждый год на Иссык-Куль люди, весьма пугливы и/или осторожны. И не испытывают никакого желания ехать в страну, где революции происходят регулярно и тратить там свои деньги.
Киргизы сделали некоторые выводы. Например, на базарах цены резко упали из-за отсутствия тех же отдыхающих. Теперь, когда первые отдыхающие, наконец, появились, цены снова поползли вверх.
Нас, журналистов, встречали как родных братьев и сестер. Киргизы стали чаще улыбаться, чем во времена, когда от туристов здесь было не отбиться. В санаториях -внимательнее относиться к докучливым просьбам такого редкого и вымирающего вида как «гомо отдыхающий».
На границе и до Чолпон-Аты
Минимум информации — плодородная почва для разного рода фантазий. Примерно так выглядит и ситуация с Иссык-Кулем.
Алматинцы пугают себя и других различными страшными россказнями. С пера одного журналиста скатилась и активно стала разноситься информация, согласно которой на границе казахстанские машины встречают киргизские гаишники и за определенную плату препровождают до Чолпон-Аты за 60 американских долларов.
Потом пошли слухи о том, что по дороге казахстанские машины исчезают без вести вместе с водителями. Мол, их останавливают на дороге, грабят, людей убивают, а машины перепродают.
Когда мы в составе делегации прошли на киргизскую сторону районе Георгиевки, нас никто не задержал. По дороге на Чолпон-Ату никто нигде нас не останавливал. Кто-то скажет, конечно, не остановят, ведь автобус с киргизскими номерами. Может быть и так.
Но тогда возникает вопрос: зачем ехать на своей машине, если на киргизской и проще, и безопаснее?
С другой стороны, по дороге мы видели множество автомашин с казахстанскими номерами. Они тоже спокойно ехали, и никто их не задерживал. Правда, стоит отметить, что в середине июня таких в Чолпон-Ате было еще очень мало.
Сейчас, как нам сказали в туристических компаниях, казахстанцев изо дня в день становится все больше. И людей, и машин.
На границе с киргизской стороны объявлен так называемый «зеленый коридор» до Чолпон-Аты. Киргизские власти в Бишкеке и в Чолпон-Ате прекрасно понимают, что только безопасность на дороге позволяет надеяться на приток отдыхающих. И не только на дороге, но и в самих зонах отдыха.
Персонал стал изображать улыбку
Плохие времена вынудили обслуживающий персонал разгладить хмурые лица, и любой отдыхающий стал для них почти родным. В середине июня заполняемость санаториев находилась на уровне 10 процентов. Отсюда и вымученные улыбки на лицах, и попытки угодить клиентам.
Есть группа пансионатов, типа «Каприз», «Киргизское взморье», где уровень сервиса сильно не упал. Видимо, уровень сервиса прямо пропорционален количеству денежных знаком, с которым приходится расставаться отдыхающему. Чем выше цены на отдых, тем улыбчивее и теплее (хотя бы внешне) персонал.
Контингент здесь более-менее солидный. Топ-менеджеров российских и казахстанских компаний здесь не видно, но средний и низший персонал — есть. Представителей крупных компаний видно издалека: даже если они в открытую не держат пальцы веером, кажется, в кармане шорт они это делают. Их сразу узнаешь по гонору, который в родном офисе неприменим, потому что есть начальники покрупнее.
Есть почти новые дома отдыха, куда можно отнести, например, «Три короны». Персонал приятный, коттеджи удобные, все удобства в номере. Единственная проблема — зелень. Деревья еще не выросли, и рай там будет лет через десять.
Есть целая плеяда санаториев, построенных в советское время. Среди них «Казахстан», «Голубой Иссык-Куль» и другие. Зелени здесь предостаточно, но условия быта не самые лучшие. Правда, в «Казахстане» планируется большая перестройка, и в следующем году здесь вырастет четырехзвездочный отель.
Если смотреть на вещи объективно, то пансионат «Казахстан» — оптимальное место для отдыха. Руководство пансионата не пускает на территорию торговцев, тем самым, избавляя отдыхающих от соседства с шумным базаром. Цены на услуги доступные, а пляж — отличный.
В отличие от «Казахстана», в санатории «Голубой Иссык-Куль» полно и отдыхающих, и торговцев. По большому счету, это базар и место отдыха в одном пакете. Так что ночью здесь трудно уснуть. Слишком много суеты. А продажа бахчевых культур на территории — это эксклюзив, причем, для многих нежелательный.
Нам не страшен серый волк
Местное население, как нам говорили сами киргизы, перед сном молится об увеличении числа отдыхающих. Оно прекрасно понимает: если за летний период они не заработают денег, то зимой придется ехать на заработки в Россию и Казахстан. Где с работой тоже определенные проблемы.
Они внимательно следят за всем, что происходит в Бишкеке и Оше. Именно там центр политической нестабильности, который так сильно навредил Иссык-Кулю.
В середине июля в Чолпон-Ате было хорошо. Торговцы с удовольствием снижали цены, и вещь ценой в 300 сомов можно было купить за 150. Персонал в санаториях, пансионатах и домах отдыха стал более внимательным, а администрации всегда шли навстречу потенциальным клиентам.
К концу июля, когда Чолпон-Ата вновь почувствовала запах российского и казахстанского отдыхающего, ситуация в корне изменилась. Торговцы стали повышать цены на рынках. Правда, на рынке в Бостери все еще можно торговаться, и покупать вещи дешевле, чем за них просят. Но общий уровень цен все равно подскочил.
Персонал зон отдыха, который раньше не знал, как вас завлечь, теперь снова стал холодным. По телефону могут отказать в свободном номере, тогда как туристические компании организуют номер в течении максимум двух часов.
Поэтому многие недоумевают, почему лишь вчера очень внимательные менеджеры киргизских пансионатов, снова стали невнимательными. Объяснение простое: многие зоны отдыха подписали с туристическими фирмами договоры, согласно которым прямые соглашения клиента с санаторием не приветствуется. Только через туристическую фирму.
Раз местное население ничего не боится, пора перестать бояться и тем, кто хочет отдохнуть на Иссык-Куле. Серый волк не так страшен, как его малюют.
Политическая нестабильность в Бишкеке и Оше в ближайшие месяцы не перекинется на Чолпон-Ату и другие санаторные районы побережья.
Единственное, чего многим не хватает, так это сервиса. Если вместо старенького советского санатория построят отель, значит, цены станут неподъемными. Если народу едет много, значит, персонал становится раздражительным.
В Турции почему-то все всегда нормально. Персонал всегда улыбается, условия в отелях на высшем уровне, а редкие случаи проколов становятся известны сразу же. То есть туризм и рекреационное лечение здесь поставлено на конвейер и не бывает никакой зависимости настроения персонала от количества отдыхающих. Может, просто потому, что турки нашли золотую середину.
Чолпон-Ате и киргизским властям хочется пожелать того же. Пора научиться работать всегда хорошо, и не задирать цены слишком высоко. Турция не дремлет…