Испыточная масса - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Испыточная масса

Испыточная масса

Как стало известно, Казахстан отказался присоединиться к новым положениям Конвенции ООН против пыток. Сама конвенция была ратифицирована республикой вполне цивилизованно, как вдруг две дополнительные статьи вызвали упорное нежелание принять "вдогонку" и их.

  • 24 Мая 2002
  • 913
Фото - Caravan.kz

Обе статьи, одобренные на двадцать восьмой сессии ООН, но не приглянувшиеся Казахстану, выглядят вполне логично. 21-я дает Комитету по правам человека ООН полномочия на проведение расследования по конкретным фактам пыток в любой стране, подписавшей документ. То есть, поскольку предполагаются потенциальные нарушители конвенции, то должен быть и орган, их контролирующий и призывающий к обязательствам. Все страны отнеслись к этому спокойно, Казахстан же увидел попытку вмешательства во внутренние дела. Вставать в третью позицию по этому поводу нам не впервой.
Еще памятен скандал с американским госдепом, подготовившим отчет о соблюдении прав человека в РК. Депутаты наши преисполнились праведным патриотическим гневом. Мол, что же это такое, господа? Всякая иностранщина будет тут ревизора из себя строить? Нет уж, народ — наш, и мы сами с его правами разберемся. Не стерпел и госсекретарь Касымжомарт Токаев, заявив, что «Казахстан в принципе возражает против тактики подготовки национальных отчетов по правам человека в других странах». А сенатор Жабайхан Абдильдин, возглавивший до недавнего времени Комиссию по правам человека при президенте РК, так и вовсе обвинил американцев во вранье — недостоверные, мол, факты фигурируют в пресловутом докладе. Правда, какие именно, не указал. В то же время г-н Токаев на одном из заседаний не мог не признать, что количество нарушений прав человека в Казахстане возрастает. В прошлом году в отечественную комиссию, по ее же данным поступило 629 обращений граждан, что на 220 больше, чем в 2000-м.
Госсекретарь наш откровенно заметил, что «это не конечные цифры, их следует увеличить в 4-5 раз». То есть что же получается? С одной стороны, показатели, представленные комиссией, ответственной, в конечном итоге, за судьбы людей, не соответствуют действительности, и это признает одно из высших лиц в стране. С другой, наши суверенные чувства глубоко оскорбляют попытки других пройтись «свежим глазом» по проблеме. Очевидно, очень не хочется окончательно расписываться в собственной несостоятельности.
На что жалуются казахстанские граждане? Конечно, не на обвес в магазине. В основном, нарушения прав связаны с судопроизводством — дела гражданские, уголовные. Наверняка есть и жалобы на «незаконные методы ведения следствия», но, как и прежде, это не становится достоянием гласности. Крайне неохотно выносится сор из полицейской избы. Здесь — свои показатели, и один из главных — раскрываемость преступлений. Это — звездочки на погоны и выволочки начальства, головная боль всех и каждого. Заветного процента раскрываемости нужно добиться, во что бы то ни стало, и тогда будет всем счастье. И добиваются. Как — другой вопрос. Об этом обвиняемые и свидетели частенько заявляют только на суде. Безусловно, многие из них, особенно люди бывалые, попросту «косят», стараясь запутать суд, оттянуть беспристрастное решение Фемиды. Но есть и те, из кого показания действительно «выбивали». Что и доказывает потом экспертиза. Иногда.
Пытка — вещь трудно доказуемая. Если у человека почему-то помяты ребра и он сам, потеряв равновесие, сорок раз ударился почками — ну, кто же ему виноват, смотреть надо, куда падаешь. А если человек трое суток пить не хочет, зачем ему воду давать? Организм у него такой… В конце прошлого года управление общественных связей МВД РК провело социологическое исследование, пытаясь выяснить отношение граждан к внутренним органам страны. 55,8 процента опрошенных назвали главной их характеристикой несоблюдение закона. В то же время почти все выпускники многочисленных юридических вузов и вузиков мечтают попасть на работу именно в следственные структуры. Не думаю, что они одержимы романтикой. Молодые люди, как и их будущий министр, прекрасно осведомлены о коррумпированности родной системы. Если здесь потянуть за одну ниточку, то и поедут враскосяк показатели с таким трудом сколоченные. Нет, не надо нам ООН.
А еще придумали неугомонные борцы за права статью 22 той самой «антипыточной» конвенции. В соответствии с ней простые граждане могут — вернее, могли бы, а теперь шиш! — отправлять свои жалобы непосредственно в Комитет по правам человека ООН, минуя все отечественные инстанции. Каково? Да согласись мы — вот тут уж точно столько неправды всплывет! Нашего гражданина хлебом не корми, дай многостраничную телегу накатать. А ведь у нас сохранена прекрасная, зарекомендовавшая себя еще с советских времен система прохождения писем трудящихся. По кругу: на кого жалоба, к тому она и попадет. Через несколько месяцев. Или лет, какая разница. Главное, человек свое право осознал и исполнил — пожаловался. А то — сразу в ООН. Разве там понимают специфику нашей жизни? Своими гражданами должно заниматься родное государство. Вот и занимается. Комиссию по правам специально 8 лет назад создало — жалуйся! Может, она даже поймет свою роль и выполнит пожелание госсекретаря страны о том, что «комиссия обязана принимать конкретные решения».
…Пытка — страшное слово, отдающее средневековьем. По формулировке современных юристов, это умышленное причинение боли и страданий с целью добиться чего-либо. Суть, в общем-то, одна во все времена, разве что цели и методы разные. Здорово, что демократическое государство считает необходимым искоренить это дикое нарушение прав человека, у нас именуемое, как недозволенные методы, дискриминирующие честь сотрудника органов внутренних дел. Правда, есть в народе такая поговорка: «Хочешь быть хорошим — будь им до конца».