Премьер — Клятва. Реформы — эффективность
Минувшие дни подарили нам «Клятву Премьера». Выступая 25 февраля перед депутатами парламента республики с программной речью, Имангали Тасмагамбетов специально подчеркнул: «принципиальная позиция правительства — это нацеленность на закрепление позитивных результатов и, главное, обеспечение качественного социально-экономического роста». Вот так и родилось понятие «Клятва Премьера». Правда, как опытный бюрократ, начальник казахстанских министров внедрил в своей клятве такое понятие, как «нацеленность», которое на самом деле ни к чему его не обязывает. Например, «нацеленность» товарища Хрущева на построение в СССР коммунизма в 1980 году, и «нацеленность» господина Фетисова привести к олимпийскому золоту российскую хоккейную сборную ни к чему подобному, как известно, не привели.
Другой знаковой фразой в данном выступлении премьера стали слова о том, что: «настало время, когда население страны должно в повседневной жизни ощутить эффективность реформ». Ну, «настало», так настало. Только непонятно: кто кому остался «должен»? То ли, население страны правительству, то ли правительство населению. Впрочем, и на этом спасибо. Теперь все вместе будем ждать ощущения эффективности реформ. Интересно, какое оно?
Из принципиальных соображений нового правительства озвученных новым премьером, отмечу также заявление о том, что «пришло время открыто заявить, что эпоха приватизации завершилась». Надо сказать, что эта «эпоха» закончилась для государства весьма удачно. Особенно, если считать последним актом приватизации в Казахстане, — продажу алматинского ЦУМа. Свыше 24 миллионов долларов США, которые госбюджет получит за его переход в частные руки, на дороге найти чрезвычайно трудно, — они там редко просто так валяются.
Интересно, что выводов из эпохи приватизации глава правительства открыто делать не стал. Видимо, надеясь на ученых и записных оппозиционеров.
Уже после своего выступления, господин Тасмагамбетов сообщил корреспонденту Kazakhstan today, что правительство решило «наполнить программу конкретикой». И только после наполнения «конкретикой» данного документа, а также после некоторых уточнений от министерств и ведомств, он ляжет на стол главы государства. Но, в любом случае, это произойдет не позднее 25 марта. И это понятно. Ведь президенту страны нужно еще время, дабы подготовить свое ежегодное послание народу республики. А без правительственной программы это, сами понимаете, сделать будет несколько затруднительно.
Грузинам можно, а мы чего?
Почти незамеченным прошло другое событие. По сообщению Казинформ`а, на днях почетный консул Грузии в нашей республике Михаил Себуа посетил Жамбылскую область. Во время своей встречи с областным акимом Сериком Умбетовым он заявил: Грузия рассматривает вопрос о возможности открытия своего консульства в Таразе. Резон здесь такой, — в административном центре области живет 328 грузин, и еще примерно 100 потомков Царицы Тамары обитают в различных районах области. Казалось бы, немного. Но Грузия о них помнит и желает заботиться о своих соотечественниках.
В этой связи, возникают вопросы. Первый: а, что Казахстан, не может ТАКЖЕ заботиться о своих соотечественниках за рубежом? Второй: неужели наша страна так и ограничится строго квотированными переездами оралманов на Родину? Третий: почему, лучше всех экономически развивающаяся в СНГ страна, не в состоянии открыть пару десятков консульств миру, дабы казахи за рубежом почувствовали, что Родина о них помнит?
Это ли не конкретные вопросы, которые надо постараться решить новому министру иностранных дел тире госсекретарю Касымжомарту Токаеву.
Если парламент часто переизбирать, — зачем его вообще выбирать?
Вопрос в заголовке связан с тем, что, так называемые неодемократические настроения части казахстанского истэблишмента, возникшие последние полгода, наталкивают на одну мысль. Мысль эта такова: передел «бюрократической собственности» (т.е. мест рядом с креслом главы государства и ключевых бизнес-постов), затеянный этой самой частью, вынуждает ее все время заниматься общественным PR-ом. Для этого необходимо вбрасывать в общественное сознание строго дозированные порции идей и проблем, вокруг которых можно поднять «республиканский шум». Правда, с идеей выборности сверху-донизу вышла натуральная промашка. Большинство казахстанцев, увидев свет в конце реформаторского туннеля, отнюдь не загорелись желанием быть изнасилованным еще и новым «выборным» способом. Многие же, так просто поняли, что молодежь рвется к власти, развешивая по дороге к ней псевдодемократические сопли. Пришлось инициаторам отступить. Тем более что и принципиальных успехов в бюрократическом переделе им достичь не удалось…
Тогда, идеологи неодемократизма решили зайти с другой стороны. Они стали преподносить обществу идею горячей необходимости переизбрать парламент республики. Причем, тактику перехода от «выборного» к «перевыборному» способу промывания мозгов можно признать достаточно успешной. И сами депутаты тому виной. Над ними сегодня не прикалывается только ленивый. А их открытость для СМИ, журналисты которых наткнулись на жесткий анти-информационный отпор со стороны переехавших в Астану министерств и ведомств, только стимулирует этот ироничный процесс.
Но дело, конечно, не в депутатах. Они-то, как раз, в большинстве своем, — люди, достойные своего времени. Суть новой PR-акции неодемократов заключается в том, чтобы вытащить страну на досрочные парламентские выборы. Вытащить за ноги, за уши, за что угодно.
Когда же нынешние депутаты будут вынуждены уйти в отставку (поводы доказать их не легитимность или никчемность сейчас активно прорабатываются), предполагается развернуть в стране вторую и заключительную «войну компроматов». Войну, в которой неодемократы, почему-то, считают себя заранее победившими.
И действительно, парламентские выборы — это ярмарка сотен кандидатов и десятков партий. И все они борются между собой. О политических взглядах, как вы помните, в этот момент вспоминают меньше всего. Больше всего — о личностных характеристиках друг друга. Кто где украл, кто с кем спал, кто кого обслуживает. Вот тут-то неодемократические силы и хотят «половить рыбку». И цели у них при этом две. Первая: искоренить или свести почти что на нет представительство в парламенте ненавистных им партий и отдельных депутатов. Второй: вылить на общество новую, более мощную и грязную порцию компромата на своих бюрократических недругов и олигархических врагов, попытавшись окончательно уничтожить их, как боеспособных политических субъектов.
План, что и говорить, сильный. Но вот, как быть со старой поговоркой: «За двумя зайцами погонишься, — ни одного не поймаешь»?
Обиднее же всего в этой ситуации за коллег, будирующих «перевыборную» тему в общепризнанных политических таблоидах. Они-то думают, что выступают катализаторами «демократического процесса». А на самом деле, они стали обыкновенными пешками в очередной политико-олигархической игре.
Когда с государственными проблемами сталкиваешься носом…
На этой неделе пришлось впервые лично столкнуться с проблемами децентрализации государственного управления в республике. Вернее сказать, не с самими проблемами, а с их обсуждением. Готовя очередной выпуск телепередачи на одном из национальных каналов, мне вместе с журналистами довелось узнать, что большинство общественных деятелей, экспертов и ученых совсем не горят желанием открыто и серьезно обсуждать вопросы этой самой децентрализации. И недавний Форум, посвященный данной теме стал тому ярким подтверждением. Коллеги из разных СМИ в его ходе пытались поинтересоваться мнением многих достаточно известных деятелей местной политической тусовки. Но тщетно. Кроме лозунгов и общих фраз они от них так ничего и не дождались.
О модном — только бессвязно
Вообще, нет, наверное, сегодня более модной темы, чем децентрализация государственной власти. Этим вовсю интересуется и сама власть. И президент страны, и правительство и депутаты — уже не раз и не два поднимали эту тему. И даже пытались начать ее решать. Но, пока дальше добрых призывов и теоретических разработок дело еще не пошло.
Неодемократы, сменившие плащ оппозиционеров на тужурку интеллигентных социал-демократов, в последнее время тоже интересуются данным процессом. Отступив от своих призывов переизбирать всё и вся в течение 6 лет, они теперь начали публично подумывать о проблемах децентрализации власти и реформирования местного самоуправления. Правда, у них тоже дальше туманных слов дело пока не идет. И создается впечатление, что все главные игроки на политическом поле республики страстно хотят децентрализации, но абсолютно не знают, как к этому подступиться.
Децл…, децл…, — в общем, какая-то «…трализация»
Как я уже отмечал, еще одним подтверждением подобного тезиса стал специальный Форум, проведенный на днях в Алматы. Он был посвящен обсуждению положений проекта Закона РК о местном самоуправлении. Касались на нем и вопросов децентрализации. Для этого на Форум были приглашены политики с разными точками зрения. Но, честно говоря, эффекта от сбора их в одном месте получилось немного…
Форум, конечно, обсудил Закон о местном самоуправлении. При этом, мало, кто вспоминал, что законодательным исследованиям в этой сфере уже почти 10 лет. Но воз и ныне там. Депутаты разбились на такие группы: одни — без денег власть формальна; другие — в принципе не может быть децентрализованной власти. И, как ни странно, но на Форуме никак не проявила себя, так называемая демократическая оппозиция.
То есть, несмотря на то, что основные течения вокруг проблемы децентрализации ясны, — до сих пор, так и осталось не совсем ясным, КАК эти идеи могут воплощаться в реальную жизнь?
С одной стороны, нынешняя власть хочет наделять органы самоуправления полномочиями и деньгами, но делать это она хочет постепенно. С другой стороны, некоторые общественные деятели заявляют, что нынешняя ВЛАСТЬ просто не хочет делиться своей ВЛАСТЬЮ (извините, но это — не моя тавтология). И, что мы тогда имеем в сухом остатке? Депутатские разработки нескольких проектов законодательных актов о местном самоуправлении; теоретические документы о необходимости децентрализации от Агентства по стратегическому планированию республики; и общие слова оппозиционных политиков о том, что децентрализация крайне нужна. И все.
Дайте слово умным людям!
Получается так, что перевод обсуждения проблем децентрализации в публичную общественно-политическую сферу ПОКА не принес никаких дивидендов. То есть, пока ни государственные служащие, ни депутаты, ни политические деятели, оппонирующие им, — встретившись все вместе, — так и не смогли предложить обществу сколь ни будь стройную и внятную схему децентрализации государственной власти и реформы местного самоуправления. Все разговоры пока идут «об одном, да потому…».
В этой ситуации, вполне обоснованным выглядит выход на первый план серьезных ученых, профессиональных стратегов и аналитиков. То есть, те людей, которые едят хлеб вследствие того, что предлагают обществу и его руководству реальные пути решения государственных проблем. Если резюмировать мнения этой стороны, можно сказать, что она оценивает сложившееся равновесие по этому вопросу сегодня грамотно. Мол, не надо делить общество на тех, кто «за» децентрализацию и, тех кто «против». И действительно, неконструктивное противостояние до добра еще никогда не доводило. Что же касается до конкретных предложений, — то здесь ученые советуют пока не торопиться…
Эксперты и аналитики резонно замечают: Россия уже «наступила на грабли» с всеобщей децентрализацией. Теперь у них там 1 президент страны и 89 удельных князьков, погрязших в полумафиозных разборках. Поэтому, форсирование «раскулачивания» государственной властной структуры — это еще не панацея от нынешних проблем. Тем, более, что общеизвестно, что коррупцию децентрализацией не искоренить. Скорее — наоборот. Сроки же перехода к местному самоуправлению ученые мужи определяют, как 3-5 лет.
Шаг, еще шаг
Единственным, реальным шагом к децентрализации со стороны власти на сегодня можно признать заявление премьер-министра Имангали Тасмагамбетова во время его выступления перед депутатами парламента 25 февраля. Он тогда сказал, что одной из основных целей нового правительства станет — «преодоление сложившейся диспропорции между децентрализацией бюджетных полномочий и централизацией бюджетных ресурсов».
Тут, надо помнить, что премьер-министр в нашей стране, по должности своей — не политик. Он — хозяйственник. Вот, поэтому, господин Тасмагамбетов и выступил с предложениями по проблемам децентрализации, но только четко в рамках своей компетенции. Пока депутаты и оппозиция мыслят о глобально-политическом, — правительство попытается решить частные финансовые проблемы децентрализации государственной власти.
Одно здесь нехорошо. Не подкрепленный законодательно и не закрепленный политически, правительственный процесс децентрализации бюджетных полномочий может упереться в стену повального неисполнения и профанации благой идеи. Потому что деньги без административных полномочий не помогут ни одному районному руководителю. А наше общество еще пять лет будет ждать, пока политики между собой договорятся.
Об олимпиаде
О прошедшей Олимпиаде, как и о любой другой, надо говорить или хорошо или ничего. Поэтому, воспользуюсь тонкостями русского языка, и назову то, что происходило последние две недели в Солт Лэйк Сити — олимпиадой (с маленькой буквы). Так вот, на этой олимпиаде прекрасно выступили казахстанцы Шишкина, Яцкая, Невзоров, Головко, Филимонов и вся женская команда по хоккею. Они были там, если не среди лучших, то совсем рядом с ними. И это при нынешнем скотском (по другому и не скажешь) отношении государства к спорту вообще, и к зимнему спорту в частности. Все они бились до последнего и плакали, когда у них не получалось. А такие слезы дорогого стоят.
Так что совсем не правы те, кто говорит, что Казахстан в Солт Лэйк Сити провалился. Провалилась старая команда спортивных функционеров, которая довела всегда любимые казахстанцами хоккей, коньки, лыжные гонки и прыжки с трамплина до жутчайшего состояния. Сейчас, правда, появился шанс возродить казахстанское олимпийское движение. Этим шансом надо обязательно воспользоваться.
А казахстанским ребятам-олимпийцам, еще раз, Большое Спасибо! Вы — молодцы!