Старые привычные праздники давно отошли в прошлое вместе с идеологией, которая их наполняла. А ведь хочется по-прежнему веселиться, встречаться с друзьями. Вот и отдыхает наш народ на разных новомодных тусовках и вечеринках, посвященных таким необходимым продуктам, как пиво, шампунь, сигареты и, простите, памперсы.
«Выбор года» — не просто уникальный фестиваль, который длится семь месяцев, с апреля по октябрь. Это — барометр наших вкусов, привычек, симпатий. Порой переменчивых, как мода, порой непонятных и не всегда объяснимых. На Западе «Выбор года» — традиционное и популярное шоу. У нас этот конкурс еще очень молод — ему всего второй год. Казахстанцам он больше известен как конкурс «Человек года», хотя это лишь одна из номинаций самого фестиваля.
В СНГ «Выбор года» привез и сделал его таким, каким мы его знаем, Александр Новодворский. «Выбирать — это приятно, — считает он, — особенно если есть из кого и из чего». Сегодня с его подачи «выбирают» не только у нас, но и в Москве, Киеве, Минске, Тбилиси, Бишкеке. Выбирают все и вся: питьевую воду, майонез, ночной клуб, радиостанцию, шампунь, кофе, чай, лучшего журналиста года, патриота, врача, жевательную резинку, детское питание и многое другое.
Выбор — дело тонкое, и протекает в три этапа. Первый этап — мнение обычных зрителей или потребителей. В этом году изучением наших вкусов на сей счет занимались сразу два маркетинговых агентства — «Санж» (Казахстан) и «Билешим» (Казахстан -Турция). Второй этап — мнение специалистов. Экспертное жюри насчитывает более 400 человек — безусловную профессиональную элиту страны, включая представителей обществ защиты прав потребителей, органов государственной и частной экспертизы, производителей и импортеров услуг, торгово-промышленных палат, дегустационных комиссий, а также иных организаций, компетентных в вопросах выбора и идентификации товаров и услуг.
Забавное порой зрелище. Представьте себе экспертов в области… дегустации сортов водки. Это вам не шуточное занятие — чоканье бокалами под тост или без оного. Это дело серьезное и ответственное, утверждаем как свидетели действа. Для семи профессиональных дегустаторов, среди которых были Куаныш Тлеулиева, представитель компании «Тараз», Рахима Турлыбекова, технолог ассоциации «КазАлко» и другие представители дегустировали девять сортов водки. Ее закупили в обычных торговых точках (не у компаний-производителей), и поэтому «подстава» полностью исключена. Восемь марок — отечественного производства и одна — импортная. Полтора часа проходила закрытая дегустация, и лишь один из заранее зашифрованных сортов водки получил «хорошо», остальные восемь завоевали у экспертов «отлично».
Третий тур — Совет Высокого жюри, которые, изучив результаты опроса общественного мнения и анализа резюме участников, а также профессиональных экспертиз, оглашают свое решение. Именно Высокое жюри называет выдающиеся персоны года, лидеров среди отечественных производителей и импортеров марочных товаров и услуг.
Во время финала нового шоу были названы победители различных номинаций «Выбор года». Ими стали лучшие товары от жвачки до машины. Так, например, лучшей школой была названа школа «Бест», лучшим супермаркетом — «Россия», ночным клубом — «Петролиум», кофе — «Маккона», минеральной водой — «Сары-Агаш». Как оказалось, выбирать не только приятно, но и очень не просто. Только после опроса пяти тысяч жителей десяти самых крупных городов республики, выставления баллов Высшего академического совета и голосования высокого жюри фестиваля 27 казахстанцев, каждого в своей отрасли, были названы «Человеком 2000 года».
Звания «Государственный деятель» удостоен вице-премьер Даниял Ахметов. Лидером среди парламентариев признан бравый генерал-красавец Гани Касымов. Видимо, не прошли даром старания его имиджмейкеров и регулярное «вхождение в народ». Умение руководить принесло президенту ТРК «31 канал» Арманжану Байтасову лавры победителя в номинации «Руководитель года». И вовсе не случайно назван «Общественным деятелем года» глава Казахстанского Общества Красного полумесяца и Красного креста Еркембек Аргымбаев — не один год ему удается привлечь в республику, богатую нефтью, газом и другими полезными ископаемыми, помощь от стран-доноров и международных организаций.
Наверняка были споры у членов совета, и жюри при определении лауреатов в номинациях, имеющих отношение к культуре. Им пришлось сравнивать несравнимое.
Каждая творческая личность уникальна по-своему. Но, как бы то ни было, большинство голосов отдали Фархату Абдраимову, блестяще сыгравшему главную роль в фильме «Фара». Он стал «Кинозвездой года». А особой номинации «Политический деятель столетия» был удостоен президент республики Нурсултан Назарбаев.
А вот имена лучших в 2001 году будут рассекречены народу очень скоро. Победители получат достойные их награды — статуэтки «Золотого человека», точную копию древнего сакского воина, выполненную из специального сплава и покрытую золотом в 23 карата. Лучшие номинанты «Выбор года» получат «Диплом лидера». А еще в Алматы появится новый памятник — «Золотая Книга фестиваля». Книга, установленная вертикально, состоит из ста страниц, каждая из которых посвящена одному году истории страны и содержит имена лауреатов премии «Алтын Адам», имена почетных граждан Алматы, названия компаний-победительниц. Сейчас акимат решает вопрос о «прописке» нового памятника.
Итак, в нашей республике, далеко не бедной на праздники и разного рода торжества, появился еще один новый фестиваль. Теперь мы вслед за всем цивилизованным миром (правда, не без помощи запада) получили возможность выбирать лучшее из лучших. Нужен ли нам подобный праздник? Приживется ли он здесь? Станет ли традиционным? Судя по реакции прессы, участников и зрителей, ему в Казахстане уготовлена долгая жизнь. Минус, если можно так сказать, есть лишь один — праздник проводится преимущественно для определенного круга: молодежи, компаний, любителей пива.
Выбор проводится, конечно, не ради выбора. Во-первых, страна должна знать своих героев. Во-вторых, это, хоть и завуалированная, но, конечно, пиаровская компания. Кроме того, это и удовлетворение внутреннего спроса, и выход на внешние рынки. Компаниям, особенно международным производителям, интереснее получить сведения из разных стран и сравнить результаты, чтобы потом максимально удовлетворять потребности потребителей. А главное — все это возможность для совершенства. Товара, услуг, имиджа, стиля. И, конечно, личности. А значит, фестиваль пришел надолго. Мы будем выбирать и ждать результатов «Выбора 2001 года».