Ни нефть, ни газ не интересуют так общественность республики, как ее собственное самочувствие. И, пока местные олигархи, подправив свои расшатанные нервы на зарубежных курортах, готовятся к новым боям за казахстанскую демократию, — казахстанский народ с ужасом узнает, что каждый второй школьник республики уже болен.
Здоровья осталось совсем немного
В который раз в этом году я вынужден рассказывать о чрезвычайно невнятном, а теперь почти уже провальном проведении правительством Года здоровья. Напомню: год, таковым был утвержден специальным Указом президента республики.
Официальные причины подобного шага были изложены в том документе так, цитирую: «в целях улучшения здоровья народа Казахстана, поддержки системы здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни». То есть, глава государства объявил, что в 2002 году приоритетным для власти станет развитие системы здравоохранения и укрепление здоровья нации.
И вот, минуло восемь с половиной месяцев Года здоровья… Из четырех основных задач Года, — с грехом пополам выполняется одна. Это профилактика населения, особенно в сельской местности. Три других же задачи, а именно: создание сети первичных медучреждений; широкая борьба с инфекционными заболеваниями; и ремонт старых и строительство новых медучреждений, — так и остались фактически на бумаге.
Прошедшее же в этом году повышение официальных заработков врачей походит одновременно и на плохо завуалированную форму господачки медикам, и на стартовый выстрел для нечестных медработников к новому раунду соревнований по неправедному обиранию хворых сограждан.
О некоторых итогах «здорового» года за восемь месяцев 2002-го говорилось в материале на прошлой неделе. Если прибавить к ним и другие официально «засвеченные» данные, — утешения в этом читатель не найдет. Наоборот, цифры поражают своей жестокостью: каждый десятый казахстанский ребенок страдает заболеваниями органов дыхания и нервной системы; а у каждого шестого — проблемы с пищеварением; возросла материнская смертность; растут показатели больных туберкулезом, в сельской местности катастрофически не хватает и аптек и фельдшерских пунктов etc..
Естественно, в этой ситуации, большого удовлетворения, несмотря на миллиарды, официально вкладываемые государством в медицину в этом году, наше здравоохранение у простых людей не вызывает. Не вызывает оно положительных эмоций и у журналистов. Потому что их приглашают только на какие-то полупраздничные мероприятия (с участием врачей и поп-звезд), «встроенные» правительственными чиновниками в Год здоровья. А на серьезные совещания по проблемам казахстанского здравоохранения их не приглашают.
Бесбармаком грыжу не вылечишь
Но Год здоровья — это не юбилейное мероприятие. И его тостами за здоровье нации не выполнишь. Здесь нужна ежедневная кропотливая работа сразу по нескольким направлениям. Другое дело, что чиновники от медицины во главе с министром здравоохранения Жаксалыком Доскалиевым, этого, судя по всему, так до сих пор и не поняли. В результате чего, захворавшие казахстанцы чувствуют себя совершенно беззащитными. И перед медиками и перед государством…
Сегодня специалисты общественных организаций по защите прав потребителей открыто говорят, что поймать за руку коррумпированного врача невозможно. И не только, потому, что во многих «скользких» случаях медики уже не являются государственными служащими (а понятие «коррупция» распространяется, как раз, только на госработников). Но и, потому, что профессиональной экспертизы работы медучреждений (особенно частных) фактически просто нет. вы заплатили деньги, а вас положили в коридоре и врачи не обращают на вас никакого внимания? — скажите спасибо, что вас, вообще, куда-то положили. И не надо бегать по судам, доказывая, что за свои кровные вы хотите получить нормальную медицинскую помощь
А недавно представители Национальной лиги защиты прав потребителей открыто заявили о том, что на местах во многих случаях бюджетные деньги элементарно не доходят до поликлиник. И, если и после этого Государственная комиссия по проведению в Казахстане «здорового» года не заинтересуется механизмами распределения государственных миллионов и миллиардов, — лавочку под названием «Год здоровья» можно смело закрывать. Во всяком случае, для большей части населения нашей страны понятие «Здоровье» перестанет ассоциироваться с чем-то реальным.
А может все дело в министре?..
После всего сказанного, вывод можно сделать только один: пока наш министр здравоохранения ходит в высокие кабинеты с успокаивающими и благостными отчетами, пока он ездит по стране со звездами поп-музыки, — ничего в нашей стране в сфере здравоохранения не изменится.
Правда, хуже от этого лично министру Доскалиеву не станет. Хуже будет простым жителям республики, которые будут вынуждены обходиться безо всякой медицинской помощи. И вот об этом пора серьезно задуматься и политикам, и правозащитникам и правительственным топ-менеджерам. А то, потом поздно будет.
Как нельзя обижаться на премьера
Большой шум на пустом месте на этой неделе случился по поводу встречи премьер-министра с руководителями некоторых казахстанских СМИ. Органы печати и электронных СМИ, не попавшие на нее развели тяжелую байду по поводу того, что их премьер не любит, не уважает и не приглашает. Суть обвинений была ясна еще до их опубликования. Мы, мол от имени народа, и для народа, а он — на деньги налогоплательщиков жирует и нас игнорирует.
Объясню сразу, что отношусь к нынешнему премьер-министру более чем скептически. Пока он не показал себя, как глава правительства. Может быть он силен в «подковерных» играх, но, как публичный политик, пока весьма слаб. Но это дело десятое, когда начинаешь читать или слушать своих коллег, которые льют крокодиловы слезы по вопросу премьерской «любви-нелюбви» к ним.
Ведь, изначально, еще перед данной встречей было объявлено, что формат ее: премьер-министр с одной стороны, — главные редакторы и другие руководители СМИ с другой. Так нет, поленившись поехать в Астану, некоторые главные редакторы заставили своих подчиненных устроить на вверенных им страницах и эфире истерику о недемократичном г-не Тасмагамбетове. При этом, зачем-то еще попытались смешать с грязью и пресс-секретаря премьера г-на Бульдикбаева, который терпеливо объяснял взвинченным журналистам «правила» встречи.
Интересно, что, когда премьер встречается с бизнесменами или директорами заводов, то никто в среде нашей свободолюбивой прессы не орет благим матом, что олигарха З. или директора М. не пригласили на это рандеву. А тут, вдруг, случились такие женские обиды…
Для самых заведенных премьерской «несправедливостью» коллег объясняю еще раз: г-н Тасмагамбетов хотел встретиться с боссами медиа-бизнеса, а не с журналистами. Он — руководитель, они — руководители. Премьер хотел и встретился. Плач же по поводу несправедливости и избирательности в отношении приглашенных на данную встречу — это лишь неудачный римэйк материалов газеты «Караван» десятилетней давности. Но 10 лет-то уже прошли. И за это время можно было придумать для «наездов» на премьер-министра и что-нибудь посвежее. А не заниматься пустопорожними разглагольствованиями на темы себя любимых.
Кстати, на встрече г-на Тасмагамбетова с руководителями СМИ сказано было много интересного. Например, страна узнала, что авиакомпания «Эйр Казахстан» станет абсолютно государственной. И долги ей все спишут. А еще и вольют в нее авиакомпанию «Иртыш Авиа». Отныне «ЭК» будет профилирована на совершение внутренних рейсов, и ей даже обещали слегка обновить парк самолетов. Интересно здесь только одно: то, как в очередной раз у нас «ломают» авиакомпанию под новый авиапроект. Ведь за последние годы на глазах у всей республики у нас появлялись «флагманы» казахстанской авиации, и потом исчезали. Исчезали под новых «флагманов».
Каждый раз, при этом, говорилось о государственной целесообразности и экономической выгоде. Только вот, о пассажирах так никто за эти годы и не подумал.
На сегодняшний день «авиа-флагманом» объявлена компания «Астана Эйр». Опущу все нехороши слова, сказанные экспертами по поводу ее учредителей, менеджмента и состояния технического парка. Скажу лишь вот о чем. Ныне этой компании натуральным волевым решением «отданы» все рейсы по маршруту Астана-Алматы-Астана. При этом, если у «ЭК» билет в оба конца мог стоить меньше 200 условных единиц, то у «АЭ» билет стоит 205 у.е., причем только в один конец.
Понятное дело, новая авикомпания приобрела дорогие иностранные самолеты, — и ей надо как-то за них расплачиваться. Но потребители-то авиауслуг здесь причем? Почему «развод» в небе происходит за счет кошельков людей, которым надо срочно лететь? И, что это тогда мы за рыночные отношения в стране строим, когда решением каких-то неизвестных, но очень властных «агашек» можно перевернуть всю систему авиуслуг в государстве. Да еще и ободрать при этом пассажиров, как липку.
Top-secret №993 для маленькой такой кампании
Почти незаметно для глаза людского прошло по информационным окраинам сообщение о том, что глава правительства РК утвердил новое положение о канцелярии премьер-министра. Документ этот сухой и выдержанный, и вроде бы плавно вытекающий из последних преобразований внутри правительственных структур. Напомню, что в конце августа в ряду мер по совершенствованию системы государственного управления было решено реорганизовать Агентство РК по защите государственных секретов.
Но тогда, сном духом, никто не говорил и не думал: куда же уйдут функции этого агентства. И вот теперь. Все стало ясно. Согласно постановлению правительства за №933 Канцелярия премьер-министра все также осуществляет координацию деятельности государственных органов, А ЕЩЕ: является уполномоченным госорганом по защите государственных секретов и обеспечению информационной безопасности.
Видимо, совсем были плохи дела у правительства. Если за охрану госсекретов взялась канцелярия премьер-министра. Да и то правда, — какую газету не откроешь, а там обязательно цитируют полусекретные государственные документы или служебные записки для внутреннего пользования. Бывали случаи и похлеще, когда журналистам «сливали» правительственные документы с разнообразными приписками и ремарками премьера и его замов, — тут уж черному остроумию братьев наших пишущих не было предела…
Вероятней же всего, основной отправной точкой подобного решения стало желание премьера Тасмагамбетова хоть как-то упорядочить делопроизводство внутри правительства. Ведь, насколько известно, за последние годы уровень и качество документооборота в недрах нашего Кабинета министров упали — ниже некуда. И все, из-за того, что молодежь, дружно влившуюся в правительственные ряды в последние годы, никто не удосужился научить элементарным правилам бюрократической переписки. Писали все, — когда и куда угодно. Читали тоже.
Теперь осталось ждать: сможет ли Канцелярия премьер-министра установить советский (в хорошем смысле этого слова) стиль делопроизводства? Когда ни одна бумажка не покидает стен того или иного высокого кабинета без официально завизированной начальством надобности.