Скандал - правонарушение - преступление - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Скандал - правонарушение - преступление

Скандал - правонарушение - преступление

Еще вчера семейная драма была личным делом каждого. Сегодня домашнее насилие стало государственной проблемой.

  • 29 Августа 2002
  • 1478
Фото - Caravan.kz

Около трех тысяч женщин в Казахстане в настоящее время отбывают наказание в местах заключения свободы. Почти все они сидят за то, что однажды превратились из жертвы насилия в агрессора и расправились со своими обидчиками (чаще всего мужьями). Так проблема бытового насилия, пройдя все стадии своего развития, логично завершается тупиком. Что дальше?
Ни государственные органы, ни коммерческие структуры не видят выхода. Его нет, нет и нет. Неправительственная организация — кризисный центр «Подруги» впервые в Казахстане взялся доказать что это не так. Выход есть.
В южной столице завершился шестимесячный тренинг-семинар, подготовленный специально для участковых полицейских. 146 человек из 54 опорных пунктов смогли обучиться по программе кризисного центра «Подруги». В настоящее время опыт рекомендован для тиражирования по всей республике. Независимые эксперты говорят, что работа с участковыми — людьми, с которыми жертва насилия сталкивается в первую очередь, обязательно даст положительный результат и будет способствовать профилактике домашнего насилия. На то есть много причин.
Самая веская: тандем — участковых с кризисным центром должен заработать хотя бы уже потому, что у полицейских есть власть, без них ни один человек не имеет права заходить в дом к жертве. У специалистов же центра, в свою очередь, есть знания, которые могут быть очень полезны людям в форме: как работать с женщиной, которая плачет, которая подверглась избиению, чем ей можно реально помочь…
При этом соцработники отмечают, что полицейские южной столицы — более менее продвинутые относительно своих коллег из других областных центров. Там права женщин нарушают не только агрессоры, но и представители правоохранительных органов. Вот такая ситуация.
Кроме того, проект, запущенный центром «Подруги», имеет не только локальное значение для каждой отдельно взятой квартиры с семейными ссорами, но и государственное. Как признает Гульсара Тленчиева, международный эксперт, Казахстан, вооруженный такой методикой борьбы с насилием, сделает большой шаг вперед. «Мы и без того находимся впереди стран СНГ. Сейчас у нас активно меняется законодательство в этом вопросе. Я недавно вернулась из России, где тоже идет работа по данной проблеме. Могу сказать, что в России нет статистики по насилию, нет закона и самое главное, до сих пор нет правильного понимания проблемы. У нас все это уже есть. Одно то, что государство в лице правоохранительных органов начало взаимодействовать с неправительственным сектором в лице кризисного центра «Подруги» говорит о том, что Казахстан уже меняет ситуацию. Понимаете, если жертва насилия не будет защищена органами власти, ее не сможет защитить никто! Казахстан в этом плане смог развернуть власть лицом к жертве. Я видела украинский вариант закона. В нем много недоработок. Молдова и Россия тоже не могут сказать, что их жертвы защищены законодательно и реально в жизни. А мы можем. У нас теперь есть действенный механизм борьбы с насилием. Правда, дело пошло бы еще быстрее, если бы в вузах появился новый спецкурс по борьбе с бытовым насилием. О проблеме надо много говорить, постоянно работать с населением, готовить новые кадры. Мы лоббируем вопрос о насилии с 1996 года, однако программа преподавания спецкурса по насилию так до сих пор и не разработана. И, конечно же, задачей номер один остается изменение законодательства. В проекте закона по борьбе с насилием, который был предложен в парламент, есть пункт об охранных ордерах. Если бы эта идея была поддержана, Казахстан бы обогнал страны СНГ в этом вопросе на сто лет вперед».
Что по поводу тренинга — семинара думают сами участковые полицейские? Жаннат Оразалина, старший инспектор по организации работы ОВД по защите женщин от насилия, майор полиции, выражая мнение людей в форме, прошедших через обучение, считает, что еще в 2000 году результатов работы по данной проблеме не было. Сотрудники органов не придавали значения семейным трудностям. И только после тренингов пришло понимание того, что бытовое насилие — это не семейный скандал, а действительно насилие. По отношению к жертве изменился стереотип мышления. Такое было сделано в республике впервые.
Со слов Надежды Гладырь, директора кризисного центра «Подруги», когда полицейские начинали работать, среди них было распространено мнение, что бытовое насилие — проблема личная, и вмешиваться в нее не стоит. Женщинам, которые обращались за помощью в органы, нередко отвечали, что пока их бьют, у полицейских нет повода вмешиваться в процесс, а вот когда их убьют, тогда насильником займутся. Более того, было распространено убеждение в том, что Коран велит воспитывать непослушных жен рукоприкладством и т.д. и т.п. Разубедить мужчин в погонах в неверности их ментальных установок было непросто. Мало того, что это были полицейские, они ведь еще были и мужчины. Доказать им, что они могут помочь женщине и должны это делать — было непросто. Только после шестимесячных занятий, участковые в корне поменяли свое представление о проблеме, ее корнях и путях решения.
Это видно и из анкеты, которую заполняли участники образовательного семинара, и которая сегодня может претендовать на первое серьезное исследование данной проблематики.
«Приведите причины, по которым случается бытовое насилие: социально -экономическое положение — 44,7 процента. Злоупотребление алкоголя, наркотика — 41, 6. Отсутствие взаимопонимания — 33, 6. Ревность — 21, 3. пропаганда насилия в СМИ — 11,1. ненависть друг к другу — 7,1. Власть, контроль — 6,5. Экологическая обстановка — 5,6. Религиозные убеждения — 5,6. Воспитание, образование — 5,1. Безнаказанность — 2,8.
Приведите причины, по которым женщина продолжает поддерживать отношения с тем, кто ее бьет: любовь — 45, 2 процента. Дети — 43, 9. Общая жилплощадь, некуда идти — 28, 7. Материальная зависимость — 27, 8. Желание сохранить семью — 19,1. Вера в то, что он исправиться — 18, 7. Боязнь одиночества — 18, 1. Общественное мнение — 5,6. Боязнь расправы супруга — 5,6. Боязнь вынести сор из избы — 5,6. Признание своих ошибок — 2,8. Уважение к супругу — 2,8.
Какие основные задачи полицейского при реагировании на случай бытового насилия: профилактика насилия — 69, 4 процента. Составление документов согласно закону — 36, 1. Морально-психологическая поддержка — 13,3. Взять на контроль семью — 8,3. Примирение сторон — 8,3. Своевременное реагирование — 8,3. Информирование о кризисном центре — 8,3. Временная изоляция агрессора — 5,6. Опрос соседей — 3,5.
Интересное экспертное заключение было сделано по окончанию семинара Евгенией Козыревой, представляющей Феминистскую лигу. В ее резюме было записано: «1. Полицейские считают, что если работать со СМИ, фильтровать фильмы, ролики, статьи — то это позволит снизить эмоциональную напряженность как жертвы так и насильника. 2. Каждый полицейский за то, чтобы был принят закон о домашнем насилии, и чтобы в нем были ужесточены уже существующие статьи о наказании агрессоров. 3. Участковые признают, что обучение одних их новому подходу к насилию недостаточно. Семинар должен просветить и подготовить сотрудников ОДН, РУВД, РОП, «Бурана», прокуратуры. 4. Абсолютно все, кому приходится по работе сталкиваться с насилием, хотят иметь под рукой достаточное количество раздаточного материала, чтобы можно было идти к населению не с пустыми руками или увещевательными словами. Литература существенно облегчает работу с населением. 5. В качестве пожелания полицейские предлагали раз в два месяца выпускать листовки для населения, в которых бы указывались телефоны кризисных центров, структур, которые могут помочь жертвам насилия. Тогда у людей бы формировалось доверительное отношение к обществу, которое в трудную минуту способно защитить и помочь. 6. Полицейские обращали внимание коллег на то, что от того, насколько правильно заполнены первичные документы, зависит то, как пойдет дальнейшее рассмотрение дело жертвы о совершенном насилии. Делать это надо профессионально».
По окончании семинара центр «Подруги» издали методические пособия для полицейских, в которых расписаны все занятия упражнения по повышению профессионализма и приобретению новых навыков работы с жертвой. Говорят, в самиздате есть глава, в которой приведены цитаты из Корана и Библии, которые говорят об уважительном отношении к женщине. Чтобы, уже ли и помогать слабому полу защищаться от сильного, то не споря с религиозными канонами: чтобы и совесть и душа были спокойны. Жалко только что в методичку не вошло такое понятие как «охранный ордер». Что это такое в Казахстане пока мало кто знает.
Татьяна Чернобиль, старший ассистент программ Американской Ассоциациив Юристов говорит, что этот документ широко практикуется в Америке и значительно облегчает работу полицейским, а также гарантирует защиту прав пострадавшим от насилия. Что это такое? «Это бумага, при наличии которой без суда женщина прямо на месте может решить свою проблему. Согласно правилам, прописанным в ордере, обидчик не имеет права приближаться к жертве на определенное расстояние, звонить ей, проживать на одной территории. Не всегда конечно, но определенное время. Если насильник не выполняет предписаний, а они считаются судом заранее оговоренными и узаконенными, его привлекают к ответственности за неуважение к суду. В казахстанском законопроекте есть предложение ввести охранные ордера. Но пройдут ли испытание на жизнь в Казахстане, пока не известно».