Юбилей с улыбкой - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Юбилей с улыбкой

Юбилей с улыбкой

Семидесятилетие народного поэта, писателя, тюрколога, киносценариста, общественного деятеля, основателя движения "Невада-Семипалатинск" Олжаса Сулейменова длилось несколько дней.

  • 22 Мая 2006
  • 1417
Фото - Caravan.kz

Торжественные мероприятия в двух столицах, прием у президента страны, поэтические вечера, встречи с читателями, презентация книг и мультимедийного проекта — нескончаемая юбилейная карусель, от которой можно бы было впасть в манию величия.
Но, как известно, гениальность — в простоте, и знаменитый поэт продемонстрировал это не раз, иронизируя и над собой, и над тем вниманием, которое оказывалось ему в эти дни. Заполненный до отказа зал Дворца республики дружно засмеялся, когда после очередной оды в его честь писатель сказал: «Слегка опасаюсь, когда большие начальники называют меня своим другом. Сразу потом начинают обращаться люди, чтобы через меня попросить у власть имущих квартиры, другие блага. А после этого юбилея, наверное, будут уже просить нефтяные месторождения и заводы».
А вот его интерпретация того, почему именно он стал первым в Союзе лауреатом премии Ленинского Комсомола, в те времена очень престижной. «Это звание я получил благодаря своей слабости. С Юрием Гагариным и Сергеем Павловым, первым секретарем ЦК комсомола, мы гостили у Михаила Шолохова в станице Вешки. Как нередко на подобных мероприятиях, были застолья, но я старался не пить, стесняясь своей особенности — мое лицо краснеет от спиртного. «Догонял» друзей вечером, в тесном дружеском кругу, где комсомольского вожака уже не было. И когда позже в ЦК решался вопрос о том, кому присудить премию первому, и в списке были и Рождественский, и Вознесенский, и Евтушенко, то Сергей Павлов заметил, что я, в отличие от других поэтов, помимо всего прочего еще и не пью. Так выбор остановился на мне».
Конечно, это скромность, украшающая человека и вызывающая еще большее уважение. Но казахстанцы знают, что кроме поэтического таланта, исследовательского ума и мудрости, автор «Аз и я» обладает еще большим гражданским мужеством. Во времена, когда провозглашалась идея создания новой национальности — советского человека, когда национальная культура республик, язык и история были где-то на задворках, Олжас Омарович обратился к народным корням, к истокам языков. Потом через все его творчество будет проходить тема общности тюрко-славянского этноисторического пространства, и как говорят его коллеги, две его последние книги «Тюрки в доистории» и «Язык письма» еще не до конца осмыслены и оценены.
Больше трех десятков лет прошло после издания «Аз и я» — книги, которая была запрещена, хотя тем самым власти вызвали еще больший интерес к ней и в России, и по всему Союзу.
Лишь в 1989 году постановление о запрете книги было отменено, но, увы, в наши дни о ней незаслуженно мало говорят в школах и вузах молодому поколению. Может быть, сейчас, после шумных юбилейных торжеств больше людей вновь обратятся к творчеству народного поэта, которого называют ренессансным.
Впрочем, он все равно классик, и в дети в школах изучают его знаменитую поэму «Земля, поклонись человеку». Листки с ее текстом в апреле 1961 года, в день первого полета человека в космос, разбрасывались с самолета в Алматы. И каждый школьник начальных классов знает об общественном движении «Невада-Семипалатинск», созданном по его инициативе. Именно благодаря тому, что было поднято общественное мнение, проводились митинги протеста и вся эта работа возглавлялась известным народным поэтом, к проблеме было приковано внимание не только в нашей и соседних странах, но и во всем мире. Не случайно на торжествах по случаю юбилея президент страны признавался, что благодаря большому общественному резонансу ему было легче утвердить указ о закрытии Семипалатинского полигона.
Олжас Сулейменов относится к поколению шестидесятников, он из того времени, когда наметился переход от тоталитарной системы к новому времени. Пусть оттепель была недолгой, но она была, и это повлияло на становление многих личностей.
После двадцатого съезда появилось поколение, которое оказалось не только свободным, но и продуктивным в литературе, театре, кино. Олжасу Омаровичу удалось еще стать политиком, общественным деятелем — и не формальным, а истинным, сделавшим по-настоящему важное дело для своего народа. Было большое противостояние и со стороны военно-промышленного комплекса, и со стороны властных структур, но историческое решение приняли, и Казахстан стал первой страной, запретившей ядерные испытания.
Будучи депутатом Верховного Совета, казахский поэт поднял вопрос о необходимости принятия закона о реабилитации репрессированных народов.
В его республике как нигде лучше знали о том, сколько народов пострадало от сталинских репрессий и он настаивал на восстановлении исторической справедливости. Оппоненты утверждали: нельзя реабилитировать целый народ, это можно делать только индивидуально. Но ответ Олжаса Сулейменова убедил всех: репрессировать можно, — спросил он, — а реабилитировать нельзя?
Писатель работает для читателя, для народа, и значит, он должен решать и общественные проблемы. В эти дни для поэта главное утверждать приоритет планетарного сознания над узкоэтническим.
Именно последнее приводит к войнам, конфликтам, противостоянию ислама и христианства. Образцом планетарного сознания можно считать и антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», выступавшее за мир на земле, против ядерной смерти. Не удалось решить эту проблему полностью, некоторые страны до сих пор бряцают оружием, но есть пример Казахстана, на который можно и нужно ссылаться.
В своих недавних интервью поэт признается, что работа в ЮНЕСКО убеждает его в том, что планету может постичь катастрофа — экологическая, социальная, нравственная.
Он видит спасение в книге, убеждая, что только она, а не компьютеры и видики, могут развивать сознание и душу человека, мышление подрастающих малышей и подростков. На недавней презентации книги и СД в Национальной библиотеке он заметил, что «Войну и мир» можно посмотреть на экране за два часа, а читать нужно неделями. И только в этом контакте с книгой, ее автором человек становится мыслящим.
Некоторое повышение интереса к книгам писателя радует, и это было заметно даже на встрече его с читателями в Национальной библиотеке.
Там же был презентован мультимедийный проект — диск с фильмом об Олжасе Сулейменове и стихи в его исполнении. Большая часть восьмитысячного тиража должна отправиться в казахстанские школы, и надо надеяться, что это оживит интерес учителей и учеников к нашей литературе, к гласу совести нации, как называют народных поэтов. Впрочем, мы начали с того, что юбилейный пафос ему чужд, и потому обойдемся без громких слов и в финале…

Фото с сайта www.np.kz