Целью двухнедельного тренинга является изучение вопросов возникновения терроризма и религиозного экстремизма, а также путей их предотвращения.
На открытии мероприятия присутствовал посол ФРГ в Казахстане А. Кертинг, который, в своем выступлении дал высокую оценку деятельности СВМДА, как «межгосударственному форуму, способствующему ведению диалога для решения тех или иных конфликтных ситуаций в регионе», сравнив его значение в этой сфере с ролью Европейского союза в Европе.
Сегодня все чаще СВМДА, в отличие, например от ДКБ, СНГ и даже ШОС, воспринимается как попытка создания международной альтернативы усиливающемуся западному присутствию в Азии, одной из главных целей формирования которой является достижение «евразийского» баланса интересов. Отсюда, в определенной мере, происходит значительная часть проблем, связанных с дублированием и малой эффективностью коллективных усилий по борьбе с терроризмом и обеспечению безопасности, предпринимаемых как в Европе, так и в Азии.
В беседе с министром К. Токаевым, имевшей место на сентябрьской встрече в Нью-Йорке, генеральный секретарь ООН К. Аннан положительно высказался по поводу алматинского саммита СВМДА и подчеркнул, что процесс создания мер доверия в Азии вносит существенный вклад в обеспечение безопасности, как на региональном, так и на глобальном уровнях. В свою очередь, К. Токаев, выразил заинтересованность Казахстана в создании в регионе под эгидой ООН центра по предотвращению конфликтов, штаб-квартира которого могла бы разместиться в Алматы. В том же месяце, на международной конференции «СВМДА: перспективы развития», организованной казахстанским МИДом, были обсуждены вопросы по созданию штаб-квартиры и секретариата СВМДА. Вице-министр иностранных дел К. Абусеитов тогда пояснил, что потребность в секретариате и штаб-квартире продиктована необходимостью координации процесса совещания, подчеркнув при этом, что СВМДА представляет собой не организацию, а «региональный форум для дискуссий по принятию решений по важнейшим проблемам азиатской безопасности».
Показательно, что представители МИДа на той конференции попытались провести некоторый сравнительный анализ роли и места СВМДА и ОБСЕ на евразийском пространстве. Как отметил К. Абусеитов: «В Европейском понимании меры доверия, в частности, для организации ОБСЕ, это, прежде всего военно-политические меры, однако Азиатские меры доверия гораздо шире европейских». Далее он пояснил, что для Азии меры доверия — это и экономическое и туристическое сотрудничество, сотрудничество в сфере гуманитарных вопросов.
Другая инициатива Казахстана в области региональной и международной безопасности, недавно также была увязана с темой СВМДА. Она была сформулирована в выступлении президента Н. Назарбаева на прошедшей встрече НАТО в Праге, в котором говорилось, что Казахстан готов сотрудничать с Советом Евро-Атлантического партнерства в рамках программы «Процесс планирования и обзора» (PARP), «обеспечивающей оперативное взаимодействие вооруженных сил» заинтересованных стран. Более того, была высказана мысль о том, что «большое политическое значение имело бы создание в Казахстане учебного центра «Партнерства во имя мира» для подготовки кадров в сфере пограничной безопасности и борьбы с наиболее опасными видами контрабанды». В мае этого года, в ходе заседания Совета министров иностранных дел государств-участников СЕАП в Рейкьявике, казахстанской делегацией была подтверждена «высокая заинтересованность в укреплении и повышении эффективности практического сотрудничества с НАТО в противодействии новым угрозам», выдвинут ряд конкретных предложений и изложены основные подходы Казахстана по отношению к дальнейшему развитию СЕАП. В ходе встречи К. Токаева с Дж. Робертсоном была выражена заинтересованность в укреплении связей с Казахстаном в оборонной сфере и вопросах укрепления региональной безопасности, подчеркнута важная роль РК в обеспечении стабильности в Центральной Азии.
На саммите в Праге президент Н. Назарбаев «призвал страны Европы сообща противостоять Вызовам современной цивилизации». «Мы призываем страны Евро-Атлантического партнерства перейти к конкретным и решительным действиям», — отметил он, добавив, что Казахстан «глубоко убежден, что безопасность Центральной Азии неразрывно связана с ситуацией в Европе». Тогда же, Н. Назарбаев напомнил, что по итогам первого саммита СВМДА были приняты важные документы — Алматинский акт и Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями, которые «подтвердили стремление азиатских стран совместно работать для укрепления безопасности на континенте». Кстати, в документе нет каких-либо конкретных слов о роли и значении других организаций в деятельности антитеррористической коалиции. Более того, в Декларации делается довольно прозрачный намек в адрес некоторых западных государств: «Борьба с терроризмом должна быть глобальной, всесторонней и последовательной, а не избирательной и дискриминационной. В ней следует избегать применения двойных стандартов. Мы также против использования борьбы с терроризмом в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств».
В субботу 7 декабря в Порту (Португалия) завершило работу 10-е заседание Совета министров ОБСЕ, в котором приняли участие представители 55-ти государств и 28 международных организаций, а также государств-партнеров ОБСЕ по сотрудничеству. СМИД ОБСЕ принял Хартию по борьбе с терроризмом и резолюцию о разработке стратегии по противодействию угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке. По общему мнению участников, именно эти направления должны стать ключевыми на ближайшую перспективу в деятельности организации. Основные принципы документа были сформулированы еще на прошлогоднем, 9-ом заседании в Бухаресте, где был принят План действий против терроризма и подписана Заключительная декларация. В частности, в этой декларации помимо решительного осуждения терроризма «во всех формах его проявления», особо подчеркивалась роль ОБСЕ в борьбе против терроризма и экстремизма «в глобальном масштабе».
На заседании в Порту была одобрена очередная Декларация министров, в которой подтверждается и, вероятно, напоминается ключевая роль ОБСЕ в укреплении «демократии, мира и стабильности», а также говорится о необходимости «выработки новых ответов на новые угрозы безопасности». По информации международных информагентств, в Порту также было принято решение о проведении ежегодных конференций «по обзору проблем в области безопасности», а также концепцию участия ОБСЕ в миротворческих акциях и «декларацию по вопросам борьбы с торговлей людьми». Кроме того, был принят ряд документов, касающихся региональных конфликтов, в том числе на территории стран СНГ.
Пока главы МИД стран -участниц ОБСЕ обсуждали в Португалии проблемы терроризма, в Казахстане были успешно проведены антитеррористические учения. Учения, носившие название «Батыс-2002» прошли в Актау, с участием подразделения спецназначения МВД «Сункар» и командования внутренними войсками МВД «Беркут», а также личного состава гарнизона внутренних войск и УВД Мангистауской области. По информации управления общественных связей МВД, в мероприятиях приняли участие специалисты из УВД Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской и Кызылординской областей, а также подразделения регионального управления пограничных войск КНБ. Основная задача этих учений заключалась «в повышении боевой готовности органов внутренних дел и внутренних войск в борьбе с терроризмом, в совершенствовании принимаемых мер по предотвращению возможных последствий аварий и катастроф на объектах нефтегазовой и химической промышленности». Как считают в руководстве министерства, штаб учений «четко справился с поставленными задачами», а «личный состав задействованных подразделений продемонстрировал умение, выучку и готовность к действиям при обострении обстановки».