Парадоксальным, потому что, осваивая природные пространства на предмет добычи полезных ископаемых, человечеству привычнее совмещать понятия «нефть» и «прибыль».
Экономическая составляющая определяет, замещает и оправдывает. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, есть настоящее — вышки, баррели, валюта.
На первый взгляд, потому что небольшой группе людей, предпринявшей экспедицию на Каспий, и привезшей оттуда около 3 тысяч фотографий, удалось не только с пронзительной правдоподобностью передать колорит Западного Казахстана, но и органично соединить технический прогресс и священную древность.
Выставка, устроенная в Национальной библиотеке РК по материалам экспедиции, является квинтэссенцией этого странного синтеза. Собственное название экспозиции Асатаяк (посох луны) подсказано суфийской культурой, памятники которой находятся на территории Атырауской и Мангистауской областей республики.
На открытом пространстве площадью 600 квадратных метров дизайнеры с помощью ландшафтных инсталляций воспроизвели природные зоны Западного Казахстана, разместив в них макеты символов и святынь суфиев.
Эффект пребывания вне рамок пространства и времени усиливает тантрическая музыка под взгляд прародительницы всех тюрков — матери Умы, изображение которой высечено на одной из стен.
И совсем рядом, стоит только посмотреть вперед, размещена вторая часть экспозиции в стиле хай-тек. Фотовыставку дополняет видеоарт — трансляция записей, сделанных участниками экспедиции. Технопейзажи соседствуют со снимками древнего городища, и как связующее звено — фотографии людей: улыбающихся и задумчивых, детей и стариков, профессора и простой девушки из аула.
Одним из организаторов экспедиции, а затем и выставки является президент НК «Казинформ» Гадильбек Шалахметов. На презентации этого уникального культорологического проекта он заявил: «Мы хотим, чтобы зарубежные инвесторы воспринимали нашу землю не только как источник энергетических ресурсов, но и как край, обладающий богатейшей многовековой культурой».
Именно эта идея стала основным мотивом 20-дневной экспедиции, за которую ученые и журналисты преодолели 10 тысяч километров, снимая на видео великую степь, встречаясь с населяющими ее людьми.
«Дух предков живет не только в руинах, ставших частью мирового культурного наследия, он живет в людях. Осваивая новые экономические уровни, мы должны помнить об этой связи и не нарушать гармонию. Мы обязаны сохранить то великое наследие, которое дошло до нас через века, потому что материальное благосостояние, каким бы высоким оно ни было, не сможет дать человеку того, что дает ему приобщение к истокам», — сказал Г. Шалахметов.
Мысль о том, что экономика может и должна развиваться не в ущерб культуре, звучала рефреном и в выступлениях других участников презентации.
«Казахстанская нефть залегает в регионе, связанном с колыбелью древней культуры. Наша задача сохранить это наследие, потому, что без культуры нет ни экономики, ни политики», — сказал министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник.
«Основное богатство вашей страны — это люди. Наша компания имеет большие социальные обязательства перед Казахстаном и старается их выполнять. Благодаря предпринятой экспедиции и этой выставке мы понимаем огромное значение культурного слоя, который находится на территории нефтезалегания и будем бережно к нему относиться», — отметил генеральный директор компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» Паоло Кампелли.
В коллекции выставленных фотографий есть удивительный снимок: на темно-синем бархате ночного неба рожок молодой луны совершенно точно проецирует полумесяц, венчающий мечеть, выстроенную на средства нефтяной компании. «Мы приняли эту необычную параллель, как хороший знак — само небо подтвердило благородство наших намерений и возможность их осуществления», — заметил Г. Шалахметов.
Основная цель экспедиции и выставки, по словам их организаторов, заключается в том, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам, связанным с развитием нефтегазовой отрасли в регионе, где находятся культурно-исторические памятники древней цивилизации.
Но им удалось достичь большего…