Каспийская нефть и энергетическая безопасность - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каспийская нефть и энергетическая безопасность

Каспийская нефть и энергетическая безопасность

В январе - феврале 2003 года экспорт нефти и газового конденсата из Казахстана вырос на 32 процента по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составил 7,73 миллиона тонн, из них, в страны СНГ - 1,29 миллиона тонн.

  • 17 Апреля 2003
  • 1357
Фото - Caravan.kz

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, которые на днях распространило агентство Рейтер, в стоимостном выражении объем экспорта нефти и газового конденсата за первые два месяца текущего года вырос в 2,1 раза и составил $1,198 миллиона.
Росту экспорта в немалой степени способствует наличие стабильного интереса со стороны покупателей и транспортеров казахстанского сырья.
В качестве примера можно назвать соглашение о транспортировке нефти, достигнутое на прошлой неделе между Каспийским трубопроводным консорциумом и ТОО «Торговый Дом «КазМунайГаз» — дочерним предприятием «КазМунайГаза», которое является афилированным грузоотправителем акционера КТК —
Правительства РК и теперь будет транспортировать нефть, добываемую ОАО «Эмбамунайгаз».
«Торговый Дом «КазМунайГаз» намеревается транспортировать 2 тыс. тонн нефти в сутки, а начало поступления этой нефти в трубопроводную систему КТК намечено на май. С целью подсоединения новых грузоотправителей к системе КТК, в Атырау проложены две нитки трубопровода длиной 1,5 км, которые в свою очередь соединили нефтеперекачивающие станции «КазТрансОйла» и КТК. Сейчас казахстанская нефть в большой трубе представлена месторождениями Тенгиз и Арман. В середине года ожидается ввод в строй участка трубопровода, который соединит КТК с Карачаганакским месторождением, что, по оценкам специалистов, позволит к четвертому кварталу 2003 года довести ежемесячный объем прокачки до 1,7 млн. тонн.
Несмотря на многочисленные прогнозы, согласно которым, после окончания военных действий в Ираке и с началом его восстановления, казахстанские углеводороды могут потерять потенциальных и реальных зарубежных потребителей, подобная тенденция пока не отмечается. Более того, заинтересованность в отечественной нефте-газовой продукции со стороны многих стран в последние недели не только не пошла на убыль, но и заметно возросла. И речь здесь идет не только о России и Китае, но и о европейских государствах, в том числе, Германии, Франции и даже Великобритании.
В среду стало известно, что французский сенат принял решение признать Казахстан альтернативным поставщиком природного газа во Францию, если в будущем страна столкнется проблемой снабжения этим сырьем. Данное решение будет зафиксировано в концепции национальной энергетической безопасности Франции. По информации «Media press», в соответствии с внесенными изменениями в статью одиннадцатую концепции, французским государственным структурам предстоит подписать с казахстанским руководством протокол о намерениях, который станет правовой основой для будущих поставок газа.
На прошлой неделе, в ходе обсуждении доклада о важности развития энергетических ресурсов региона Каспийского моря для Европы на весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), участники мероприятия пришли к выводу, что «нефть и газ Каспия могут обеспечить не только благосостояние народов этого региона, но и энергетические потребности всей Европы». На сессии было много сказано о том, что, в виду приближающейся безрадостной перспективы истощения энергетических ресурсов, Каспий становится одним из важнейших центров «энергетической безопасности и процветания для европейских стран», а его значение будет возрастать не только для региона, но и для всей Европы. В этой связи, парламентарии «подтвердили готовность стран Совета Европы содействовать развитию Каспийского региона», в том числе, способствовать вступлению прикаспийских государств в Банк развития Совета Европы, а также развитию сотрудничества с ведущими европейскими и международными финансовыми институтами.
Большая часть европейских стран сегодня вполне ясно осознает, что в сложившихся обстоятельствах, при проведении конкурсов на подрядные работы на восстановление Ирака, мало что достанется не только американским оппонетам (прежде всего Франции и Германии, в отношении которых Палата представителей недавно высказалась за то, чтобы полностью исключить передачу заказов их предприятиям), но даже и союзникам США по коалиции, включая Великобританию (единственным исключением здесь пока что является «British Consultants and Construction Bureau»). Формирующейся практикой распределения контрактов, которым официально ведает Агентство по вопросам международного развития, недовольны не только зарубежные конкуренты американских компаний. Достаточно вспомнить скандальную ситуацию, сложившуюся в Конгрессе по вопросу получения подрядов на иракскую реконструкцию вокруг Halliburton, ее дочерней Kellogg, Brown & Root и других компаний, близких к членам бушевской администрации. Вполне очевидно, что подобного принципа американские власти в лице упомянутого Агентства будут придерживаться и при распределении контрактов по восстановлению нефтедобывающей отрасли.
Для защиты своих интересов всем «остальным» странам придется добиваться вынесения проблемы послевоенного устройства Ирака на обсуждение в ООН. В прошедшие выходные в Вашингтоне прошли встречи министров финансов и глав центральных банков «большой восьмерки», где руководство МВФ и ВБ, совместно с представителями «большой семерки», настояли на том, что восстановление Ирака требует принятия соответствующей резолюции ООН и, разумеется, отмены международных санкций.
Опасения по поводу будущего обеспечения своих интересов в Ираке, во многом определяют нынешнее поведение руководства Великобритании.
В последние недели в американской прессе имели место пропентагоновские публикации вроде редакторской статьи в «The Washington Post», где подчеркивается, что США и Великобритания «заслуживают ведущей роли в послевоенном управлении Ираком». Поскольку иракский народ нуждается «в таком уровне технической помощи и моральной поддержки, который ООН, несомненно, не сможет обеспечить», то, следовательно, организация должна играть «второстепенную роль, сведенную к предоставлению гуманитарной помощи». Такой подход американцы продвигают и через своих людей в иракской среде. Накануне переговоров по послевоенному устройству Ирака в Эн-Насирии, Ахмад Чалаби, которого не так давно СМИ окрестили «кандидатом Пентагона» на пост главы нового иракского правительства, например сказал: «Я не думаю, что ООН сможет сыграть центральную роль в Ираке. Она де-факто стала союзником Саддама Хусейна».
Однако в Лондоне не стали слишком активно поддерживать этот американский лозунг, более того, руководство страны продемонстрировало свою, отличную от американской, точку зрения и по вопросу о Сирии и Иране. А в понедельник 14-го, глава МИД Великобритании Джек Стро, будучи в Кувейте, выразил пожелание, чтобы ООН разрешила Ираку возобновить экспорт нефти в рамках программы » Нефть в обмен на продовольствие». При этом он прямо сказал, что решение многих правовых вопросов в этой области «сделать будет проще в том случае, если будет получен конструктивный ответ от ООН».
Надо отметить, что возросший интерес европейцев к каспийским углеводородам обусловлен не только осознанием того факта, что контракты на добычу и поставку иракского сырья в подавляющем числе получат американские компании, хотя последнее, разумеется, постоянно опровергается Соединенными Штатами. В частности, вчера чрезвычайный полномочный посол США в РФ Александр Вершбоу на пресс-конференции в очередной раз заявил, что американские компании не намерены устанавливать контроль над добычей и продажей иракской нефти, так как нефтяные ресурсы «принадлежат иракскому народу и должны работать на его пользу», а затем добавил: «все скоро увидят, что утверждение о том, будто бы Америка начала войну из-за обладания иракской нефтью является мифом».
На недавнем форуме «Нефть и газ СНГ», прошедшем в Лондоне, британскими представителями было отмечено, что страны каспийского региона в недалеком будущем станут играть ключевую роль в обеспечении потребностей Великобритании в энергоносителях. По оценкам экспертов, уже к 2006 г. страна будет в большой мере зависеть от импорта газа, а к 2010 г. — нефти.
Справедливости ради надо сказать, что и Соединенные Штаты продолжают сохранять «заинтересованность в казахстанской нефти». Прогнозы отраслевых аналитиков сходятся на том, что для восстановления добывающих мощностей Ирака, составляющих 2,5 млн. баррелей в сутки, потребуется до одного года. Уровень добычи до 5 млн. баррелей может быть достигнут в течение последующих двух — трех лет. На увеличение мощностей до 8 млн. баррелей в сутки уйдет еще от 3 до 5 лет. Сегодня США импортируют около 9 млн. баррелей в сутки, а к 2010 году, как ожидается, эта цифра возрастет до 12 млн. баррелей. Принимая во внимание эти данные, а также проводимую Вашингтоном политику многовариантности поставок, представляющую собой основу современной концепции энергетической безопасности страны, можно сказать, что в обозримом будущем интерес к каспийским углеводородам у Штатов должен будет оставаться на достаточно высоком уровне. Тем более, что вряд ли нефтяные компании, которые в близкой перспективе станут доминировать в Ираке (даже американские), согласятся продавать добываемое сырье исключительно для обеспечения потребностей США в импорте.
В конце прошлой недели заместитель госсекретаря по вопросам экономики Алан Ларсон, выступая в Комитете по международным делам американского Сената, подчеркнул, что, несмотря на получение новых источников нефти в Ираке, США сохраняют свою заинтересованность в казахстанской нефти. По его мнению, добыча нефти на Каспии уже к 2010 году может превысить рубеж в 5 млн. баррелей в день. Как считает А. Ларсон, в этой связи, а также учитывая имеющуюся информацию о разведанных казахстанских запасах, можно быть уверенным, что американские нефтяные компании будут работать в Казахстане как минимум до 2020-го года.