Повеселить «02»? Разыскивать в светлой дали участкового, у которого проблемы явно посерьезнее, чем двухметровый недоросль?
По мысли министерства МВД РК, оригинальность которой уже оценила страна, защищать меня должны были бабульки у подъезда. Ведь именно они, уверен Каирбек Сулейменов, могут запросто навести наконец-то порядок, урезонивая бандитов, хулиганов и квартирных ворюг. Все равно, мол, сутками на лавочках сидят. Но мои потенциальные стражи порядка в платочках, видать, пока не осознали серьезности возложенной на них миссии, и хулиган ушел пинать ворота.
Сегодня в южном мегаполисе несут службу 299 участковых. На одного алматинского участкового приходится в среднем около 16 тысяч граждан. Ему просто некогда думать о моральном облике общества — дай бог сил и времени с конкретными алкашами, дебоширами и лицами, освобожденными из мест заключения, разбираться. Бабушки пока не мобилизованы министерством. И с большинством так называемых житейских проблем остаемся мы с вами «в собственном соку» — социум. Соседи, как ни крути.
Господи, попасть бы на необитаемый остров! Кто из горожан не молился подобным образом, просыпаясь в ангельской тишине ночи от внезапной шумовой бомбы: музыки, слоновьего топота, звона битого стекла… Каждый из нас может выдать свой собственный набор тех гадостей жизни, которые обеспечивают окружающие. Именно от них зависит, будет ли относительно спокойным ваше житие, либо вы превратитесь в мраморную дерганую личность, мизантропа высшей пробы. «Тишина — это великая вещь, дар богов, и рай — это есть тишина», — писал Михаил Булгаков, измученный коммуналкой, в «Трактате о жилище». С тех пор прошло много лет, но так же, как утверждение сие по-прежнему остается абсолютно точным — и современный человек всей шкурой ощущает это, — так и проблема соседей никуда не исчезает.
Одна из моих подруг совершенно серьезно была озабочена поисками какого-либо взрывного устройства. Она только и говорила, что о своих сволочных соседях и слово «затрахали» было в этих рассказах самым нежным. Жали она в частном секторе, где смежные дворы образовывали каким-то затейливым образом дивную акустическую трубу. «Доставало» даже голодное мяуканье кошки — звук усиливался многократно. Но, главное, по вечерам — и, как правило, до утра — шло веселье. Танцы при луне под народную музыку с активным вколачиванием нижних конечностей в землю — до тех пор, пока кто-нибудь не падал, сокрушая стол с пустыми бутылками. Это был сигнал «отбой» — гости засыпали. Тогда засыпала и подруга моя, наглотавшись димедрола и валокордина, с ватой в ушах, переполненная невысказанной злостью. А на следующее утро ей нужно было делать синхронный перевод на приеме иностранной делегации. Представляете вид и состояние? Публиковала объявления о продаже, обмене — без толку, словно заколдовали место. И каждый вечер, в час назначенный, заслышав визгливый смех соседки, бедолага начинала дрожать крупной нервной дрожью. Все попытки объяснений «по-хорошему» кончались, как вы догадываетесь, указанием известного маршрута той, «которая шибко культурная». В милиции ее снисходительно отфутболивали в общественный пункт охраны порядка, где телефон сроду и не думал отвечать. Все правоохранители от нее отмахивались, считая надоевшей теткой «с приветом»: тут людей убивают, грабят, а она покоя добивается. Как рассказывала жертва чужого веселья, ей в недолгих снах стала видеться сладостная картинка: она бросает гранату в толпу веселящихся хамов, и наконец наступает долгожданная тишина… И каждого встречного-поперечного она первым делом спрашивала, нет ли возможности достать заветную вещицу?
Официально считается, что вы смело можете жаловаться на своих мучителей. Пункт 1 статьи 333 Кодекса об административных правонарушениях РК гласит: «Нарушение тишины в ночное время (с. 23 до 6 часов), препятствующее нормальному отдыху и спокойствию граждан, влечет предупреждение или штраф в размере до двух месячных расчетных показателей». Сильно, конечно, что одно, что другое (2 МРП это 1646 тенге). Тем не менее кодексной статьи никто не отменял.
— Да, обязательно нужно обращаться в районный опорный пункт охраны порядка, — подтвердили ГУВД Алматы. — Мы опубликовали в газетах их телефоны.
Но конкретных примеров, когда возмутители спокойствия были бы серьезно наказаны, привести никто не смог.
Помню, когда я побывала (с целью написания репортажа) в городской психушке, врачи показали мужичка — безобиднейшего очкарика — с диагнозом «шизофрения», который каждую весну, чувствуя приближающееся обострение, приходил сам и ложился в стационар. А свихнулся он на почве тесноты — всей семьей с тещей жили в крохотной комнате. Возможен ли «сдвиг крыши» из-за соседей? По мнению психолога Александра Переведина — вполне.
— Представьте, что в паровом котле постоянно увеличивают давление, не давая пару выйти, — говорит он. — Ясно, что рано или поздно взорвется. Так и психика человека — она не терпит насилия. А любое негативное воздействие извне, будь то шум, «пытка» несимпатичной вам музыкой — есть насилие. У меня был сосед (да, и я, не смейтесь!), который раз двести за вечер прокручивал на балконе песню «я устала от ласк», не знаю уж точно, как она там называется. В общем, «Ты меня не буди». К счастью, он переехал, иначе — не знаю, не знаю… Человек вполне может по вине соседей получить серьезное психическое расстройство. И мне иногда кажется, что есть садисты, которые специально этого добиваются. Можно, к примеру, осторожно закрыть дверь, но они предпочтут хлопнуть с размахом, от души. И так далее — примеров множество.
Дом содрогнулся. Постоял минутку, как бы в раздумье: сразу развалиться или погодить? Решил погодить, но за обоями зашуршала штукатурка, потолки покрылись трещинками. Те, кто был дома, побежали вон: землетрясение! И только во дворе в паникующей толпе выяснилось: это новый жилец крушит внутренние перегородки. В открытые окна валила пыль…
С тех пор был обречен. Первое время соседи терпели: ну хочет человек перепланировку сделать, ремонт — вполне понятно. Но процесс затягивался. Как только казалось, что ремонт заканчивается, все начиналось сначала: ровно в девять утра раздавался стук молотка, ровно в одиннадцать вечера прекращался. Хозяин все делал своими руками. «Может, это у него хобби такое?» — гадали жильцы. Меж тем у нижней соседки участились головные боли, появился нервный тик. Бабушка справа начали сниться кошмары, в которых все грохотало и рушилось. В холодном поту вскакивал жилец сверху: «замечательный сосед» ухитрялся и потолок долбить. Он сумел сделать невыносимой жизнь всего подъезда, но формально действовал по правилам — стучал в положенное время. «Мне уже кажется, у меня в мозгах стучит и земля трясется под ногами», — жаловалась одна из несчастных. «Ну поговорите вы с ним, что называется, по-человечески!» — не очень уверенно посоветовала я. «Да он и разговаривать не хочет, на все отвечает: это ваши проблемы!»
Так и живут эти «заложники» одной лишь надеждой: может быть, когда-нибудь очередная переделка все-таки станет последней для любителя молотка и дрели.
Таким образом, мы выделили два типа соседей: безразличные, которым наплевать на окружающих, и садисты, которым доставляет удовольствие этих самых окружающих доводить до истерики. Но есть еще и третья разновидность — это не конкретные люди, а то явление, что плотно обосновалось в проданных квартирах на первых этажах жилых домов.
Моему знакомому, весьма почтенному доктору наук, пришлось сменить режим жизни: теперь он днем спит, а ночью работает. В его доме открылся ночной клуб. Вечером — музыка и танцы, под утро — визги и разборки. Молодец, нашел единственно верный способ — и нервы целы, и посетители сыти и пьяны. Нашей читательнице Марине хуже. Под окнами у нее раскинулась автостоянка. Хлопанье автомобильных дверей, громкие разговоры за полночь, шум прогреваемых моторов…
Да что автомобили! А запах шашлыка, насквозь пропитавший квартиру, а круглосуточный магазинчик в одну дверь «Вино-водка», игровые автоматы… Оказывается, сейчас при переустройстве бывшего жилья в магазин или в харчевню согласия владельцев окружающих квартир не требуется вовсе. Его просто никто не спрашивает и спрашивать не собирается. Официальное разрешение получено? Получено! Открытие подобных точек гармонично ложится в программу развития малого бизнеса. Самые мужественные жильцы затевают изнурительную борьбу — собирают подписи, пишут жалобы. Приходят комиссии, строго грозят хозяину шумного заведения пальчиком, могут даже порицание в административном порядке вынести или сделать последнее предупреждение… В худшем случае нарушителей тишины ждет штраф, который, поверьте, их отнюдь не расстроит.
Психологи говорят нынче не только о равнодушии людей друг к другу, но и о повышенной жестокости, озлобленности нашего общества. Мы не хотим и уже, наверное, не умеем любить ближнего. В лучшем случае мы безразличны к остальным, чаще — посылаем подальше мысленно и устно (кто умеет). Помогаете ли вы незнакомым, говорите ли добрые слова просто так, улыбаетесь ли на улице прохожим? Круг замыкается, ибо сказано: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Наше общество, увы, утратило это качество.
…Когда Бог сжалится над вами, замордованным соседями, и сподобит попасть на необитаемый остров, все-таки хорошенько осмотритесь — вдруг там уже кто-нибудь живет.