Центральная Азия: базы "через дорогу", закрытые границы и "исламистская пауза" ... - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+14 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Центральная Азия:  базы "через дорогу", закрытые границы и "исламистская пауза" ...

Центральная Азия: базы "через дорогу", закрытые границы и "исламистская пауза" ...

...Казахстану предстоит разобраться в этом клубке проблем.

  • 7 Марта 2003
  • 1161
Фото - Caravan.kz

Похоже, что проблемы безопасности региона Центральной Азии и Казахстана все больше волнуют наших экспертов-политологов.
Во всяком случае такого обилия выступлений, оценок и прогнозов на тему взаимоотношений Казахстана с южными соседями по Центральной Азии, с США, Россией и Китаем в связи с проблемами политической стабильности как в последнее время не было давно.
То ли напряженность вокруг Ирака тому виной, то ли экспертам просто надо «выплеснуть» накопившуюся энергию, но говорят о проблемах на нашем, казалось бы, безоблачном политическом горизонте, все чаще. А значит, все же стоит прислушаться.
Говорят о многом, в том числе и о давно известных вещах, вроде угрозы от наркотрафика. Это, конечно, проблема важная, но как показывает политическая практика региона, не самая острая для безопасности. Как это ни печально, но наркотики как шли через Центральную Азию и Казахстан транзитом в Россию и дальше в Европу, так и будут идти. Интереснее оценки других проблем.
Например, соседство военных баз России и Соединенных Штатов в регионе. От казахстанских границ все это очень близко. Пока Москва и Вашингтон показывали свои союзнические отношения после 11 сентября, все было нормально. Но, похоже, непонимание между ними усиливается. Пока это споры вокруг Ирака, а завтра? Политологи справедливо говорят, что в такой ситуации военные базы двух политических соперников, которые находятся, образно говоря, через дорогу друг от друга, это не очень хорошо для окружающих. Вспомним, что проблемы соседей по Центральной Азии это потенциально и проблемы Казахстана. Ведь даже Таджикистан, самая «далекая» от нас республика в регионе, начинается всего в трехстах километрах от Чимкента. Тем более что в истории пример такого близкого соседства военных баз двух держав кажется, первый.
Но есть проблемы и похуже. И в них уже винить «дальние страны» не приходится. Все большую обеспокоенность вызывает то, что эксперты называют изоляционизмом, а попросту говоря, закрытие границ в Центральной Азии.
Уже сейчас нарушено традиционное функционирование товарных, денежных и трудовых потоков в регионе. Наблюдатели говорят о росте теневого бизнеса — ведь бизнес, «задавленный» в своих легальных проявлениях, не исчезает, а становится криминальным или полукриминальным. Идет рост коррупции среди чиновничества, контрабанды. Это происходит уже сейчас, в холодный период, а что ждать весной и летом, когда у узбекских и таджикских декхан созреет урожай, который они традиционно продавали на рынках Казахстана и России?
Для Казахстана проблема закрытия границ, инициированная Узбекистаном, имеет целый набор последствий. Во-первых, практика показывает, что не бывает государств, где бы чиновники были чужды коррупции, особенно когда для нее появляется такая питательная почва, как рост контрабанды. Во-вторых, последствия чисто экономические: опустевшие рынки, вздорожавшая продукция. И, наконец, самое главное — это возможные политические проблемы, как внутри соседних стран, так и во взаимоотношениях с ними, из-за обострения социально-экономических проблем, вызванных изоляционизмом наших соседей.
В общем, все эти проблемы если не решаемы, то по крайней мере прогнозируемые, значит к ним можно подготовиться. Конечно, Казахстан не в силах разрядить напряженность в Ферганской долине, где сходятся границы Узбекистана, Киргизии и Таджикистана и где из-за перекрытых границ положение сейчас очень сложное. Но можно, развивая инвестиционные проекты в сельском и водном хозяйстве и электроэнергетике южного и юго-восточного Казахстана заметно ослабить свою зависимость в этих вопросах от соседей. Одновременно, конечно, решая вопросы усиления безопасности в этом направлении через усиление пограничников, полиции, таможенной службы.
Позитивным моментом является то, что, по мнению экспертов, в деятельности подрывных экстремистских организаций в регионе сейчас продолжается пауза, начавшаяся после ввода в Афганистан западных войск. Тогда исламистские движения Центральной Азии, имевшие, как известно, виды и на Казахстан, оказались дезорганизованы, лишились своих опорных баз и некоторых источников финансирования. Постепенно эти движения «приходят в себя», но запас времени у правительств региона для решения межгосударственных и внутренних проблем еще есть. И Казахстан, как наименее вовлеченный в приграничные «разборки», может стать инициатором этих процессов.