24 июля Министерство экономики и бюджетного планирования, Акимат Алматы и Проект USAID по улучшению бизнес среды провели в южной столице выездное совещание по изучению опыта города Алматы по внедрению принципа «одного окна» при выдаче лицензий для субъектов малого и среднего бизнеса, и по применению этого опыта по всей стране. И, взявшись за это, натыкаются на свои прежние недочеты.
Лицензирование всегда было одной из самых критикуемых сфер административного регулирования. Попытки решать эту проблему делались и раньше, но без особого успеха. Вот как описывает ситуацию Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана:
— Если мы посмотрим Закон РК о лицензировании, то увидим — 27 сфер деятельности регулируются лицензированием. Это довольно большое количество направлений предпринимательской деятельности. В прошлом году были приняты изменения и дополнения в этот закон; нас очень радовало, что, в частности, в их число вошла выдача лицензий методом «одного окна». Предполагалось, что если лицензирование всех видов предпринимательской деятельности будет осуществляется через один государственный орган (в Алматы это Департамент экономики горакимата), а проверка соответствия квалификационным требованиям и постлицензионный контроль будет проводиться через отраслевые департаменты, то такой подход к лицензированию позволит оптимизировать процедуру выдачи лицензий для бизнесменов. В этом году мы провели исследование с целью проанализировать исполняемость этого положения, а заодно узнать насколько сами представители государственных органов осведомлены о новой законодательной практике. Исследование проводилось в семи крупнейших городах страны. И первый, очень тяжелый для бизнеса вывод из исследования такой — принцип одного окна работает только в городе Алматы.
В очередной раз подтвердилась старая отечественная истина: правительство может принимать хорошие решения, но это само по себе ничего не значит. Административная вертикаль в Казахстане такая извилистая, что пущенный сверху импульс очень часто теряется, не дойдя до этажей-адресатов. И, похоже, что такие импульсы испускаются без должной подготовки и анализа способности на местах исполнить их. Как еще расценивать такую информацию, озвученную на совещании: в Алматы принцип «одного окна» удалось реализовать потому, что территория города компактна, по сравнению с территорией других административных единиц республики. Фактор совершенно объективный: или алматинскому бизнесмену проехать несколько кварталов города до этого «окна», или предпринимателям скитаться с кипой документов по территориям областей. Ну это-то можно было предвидеть? Ведь, наверное, в каждом чиновничьем кабинете стоит подарочный экземпляр книги «Казахстан — девятая территория в мире», выпущенной к юбилею столицы.
Есть и субъективные проблемы при реализации «однооконного» принципа. Пока только в Алматы на сайте можно найти все необходимые материалы для получения бизнесменами лицензии. Маленький, но шажок к идее «электронного правительства». Но что он решает в масштабах страны? А ведь это-то сделать местные власти могли, тут ни усилий особых, ни затрат не требуется. Это уже пример административной инертности «внизу». «Предприниматели лишены информации о порядке получения лицензий», заметила Мунавара Палташева. И продолжила:
— Что касается процедуры получения лицензий, там тоже большое количество проблем. Это большое количество документов, это неофициальные платежи. Если говорить об осведомленности государственных чиновников, то картина двояка. Те, кто непосредственно занимается разработкой этого процесса, конечно, знают о нем, и даже пытаются вносить предложения по улучшению. Но в регионах те самые люди, которые должны заниматься внедрением принципа «одного окна», не до конца понимают суть этого.
Какое резюме можно подвести, кроме следующего: хотели как лучше, а получили…
Фото bos.dn.ua