Диплом - не гарантия трудоустройства - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+8 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Диплом - не гарантия трудоустройства

Диплом - не гарантия трудоустройства

Прошли в стране торжественные вручения дипломов выпускникам вузов. Сошла первая волна эйфории: вот он, диплом, уже в руках! И пришла первая мысль, что надо с этим самым дипломом что делать.

  • 25 Июля 2008
  • 1410
Фото - Caravan.kz

Можно, конечно, положить его на полку и тешить себя званием «дипломированный специалист», пока кто-то не вспомнит об этом, и не пригласит на высокооплачиваемую работу. А можно забыть о своем высшем образовании, и попытаться поискать любую работу, способную прокормить на первых порах, пока начальство не убедится в твоих деловых качествах.
Желающие не ждать «у моря погоды» решили попытать счастья на ярмарке вакансий, которые в Таразе проводятся часто, и позволяют сразу поймать двух зайцев: обеспечить безработных работой, а работодателей — сотрудниками.
Насколько оправдано проведение этих мероприятий — трудно сказать. Но даже если в результате общения с потенциальными работодателями хотя бы десять человек получат действительно хорошую работу, можно сказать, ярмарка прошла успешно.
В ярмарке вакансий, организованной управлением координации занятости и социальных программ акимата Жамбылской области специально для выпускников вузов, приняли участие 70 работодателей, которые представили заявки на 2424 вакансии, 300 мест предоставлено на оплачиваемые общественные работы.
В рабочих каких специальностей нуждаются наши работодатели? В первую очередь в области не хватает врачей и учителей для сельских районов. К примеру, в больнице Т. Рыскуловского района вакантно 7 должностей, в поликлинике не хватает 10 специалистов. Даже вполне приемлимая для села заработная плата в 28 тысяч тенге и «подьемные» в размере 100 тысяч не привлекают выпускников медицинских вузов. И такая примерно ситуация практически в каждом районе области. Впору пожалеть о старых советских временах, когда каждый выпускник мединститута в обязательном порядке должен был отработать три года в сельской больнице по распределению. И как ни жестока была эта мера, она позволяла в конечном итоге получить отличного практикующего специалиста. И не всегда после обязательной отработки врач изъявлял желание вернуться в свой родной город, в течение трех лет обзаведясь семьей и прикипев душой к «тьмутаракани», в которую когда-то с таким нежеланиеми ехал.
А, вообще, перечень специалистов, в которых мы сегодня нуждаемся, наводит на грустные мысли. Нужны опытные животноводы, слесари, электрики, монтажники, каменщики, маляры.
Наши вузы в основном специализируются на обучении специальностям экономиста, бухгалтера, юриста и других профессий «белых воротничков». В этом году в Таразе диплом юриста получили 115 выпускников вузов!
Об открытии училищ по подготовке специалистов-техников только говорят. Слишком уж это сложное и затратное удовольствие. Во-первых, для обучения необходимо собдать техническую базу. Во-вторых, подобрать преподавательский состав, способный не только теоретически, но и практически донести до студента предмет, научить его хотя бы болт закрутить.
Некоторые наши вузы практикуют нак называемое «дистанционное» обучение. Извините, таким методом можно лишь юриспруденцию и информатику преподавать студентам, уже кое-что смыслящим в этих специальностям. И материальную базу особую формировать не нужно — занял пустующее здание бывшего детского сада, поставил столы, мониторы и все: выдавай дипломы через определенный промежуток времени.
Впрочем, справедливости ради следует отметить самоотверженные усилия руководства Таразского Государственного университета имени М. Х. Дулати, по сохранению базы для подготовки специалистов инженерного профиля. Но почему-то выпускники школ неохотно идут на технические факультеты, всем хочется стать юристами и экономистами. Откуда такие настроения у молодежи? Неужто от родителей, которые пугали своих детей: «Будешь плохо учиться, станешь инженером!»? Хотя, кто знает, может и желают родители своим чадам лучшей доли. Особенно, когда каждый день приходится видеть процветающего во всех смыслах заурядного банковского сотрудника, получающего около 70 тысяч тенге. А в соседней квартире с хлеба на воду перебивается рядовой инженер государственного коммунального предприятия с окладом в 35 тысяч тенге. Где справедливость?
Четыре года назад моя племянница после получения аттестата о среднем образовании выбрала юридический профиль. Я не выдержала и съязвила:
— Решила пополнить армию безработных?
— Ничего, куда-нибудь устроим, — уверенно заявил мой брат, имеющий неплохие связи в силу своих деловых качеств. Кстати, он, инженер по образованию, сумел найти для себя нишу, позволяющую жить хорошо, ни в чем не нуждаясь.
Чуть позже я узнала, что девочка хотела пойти на филологический или журналистский факультет, но ее мама заявила:
— Посмотри, какая у твоей тети работа — ни днем ни ночью покоя нет.
Вот и напрашивается вывод, что при выборе профессии нашими детьми главными принципами являются не желание стать инженером, врачом, учителем, а стереотипы, навязанные обществом. И молодое поколение уже готово поверить, что инженер никогда не сможет достичь хорошего социального и материального уровня.
А вспомните старые добрые советские фильмы, в которых самыми престижными людьми представляются именно инженеры, учителя, врачи, рабочие заводов и фабрик, колхозник и колхозница, наконец. Да после таких фильмов все мои одноклассники мечтали стать шоферами и дружно шли на уроки автодела. Мама моей племянницы в школе научилась водить трактор, что позволило ей потом без труда получить водительские права и сесть за руль собственного авто.
Я не понимаю, почему среднее поколение граждан нашей страны делает все, чтобы их дети не имели возможность работать на заводах и фабриках, создавая своими руками вещи, которые мы сегодня вынуждены приобретать за рубежом. Да они сами себя лишают возможности жить без проблем, когда по одному звонку в дом приходит высококлассный электрик или мастер по ремонту холодильников.
Уже сегодня в нашем городе невозможно найти хорошего сантехника, нет столяров и плотников. Специалисты станций технического обслуживания набирают себе учеников, чтобы хоть как-то избежать дефицита рабочих в сфере, имеющей хороший стимул к развитию.
А на строительных объектах работают в основном выходцы из соседних республик, умеющие держать в руках лопату и мастерок.
В то же время кругом то и дело твердят о повышении престижа рабочих специальностей и дефиците инженерно-технических кадров. Но сколько ни говори «халва», от этого во рту слаще не станет. И пока в городе действительно не откроется хотя бы пара училищ, где начнется подготовка слесарей-сантехников, газоэлектросварщиков и крановщков, дело с мертвой точки не сдвинется. Для этого и крупные предприятия области должны заблаговременно сделать заявки в управление образования, направить в училища специалистов, способных без отрыва от основного производства обучать будущих рабочих, которые после в обязательном порядке хотя бы год отработают на том или ином предприятиии (за счет которого учились).
Господа, я ведь не открываю Америку, а напоминаю, как это делалось раньше, и было это не так уж и давно, всего четверть века назад.
Однако у нас, по всей видимости, еще не готовы к реальным действиям. Нет, конечно, ярмарки вакансий позволяют решить проблему трудоустройства молодых и не очень людей, желающих найти работу. К примеру, в результате последнего такого мероприятия 523 человека получили направление на трудоустрйоство. Из них на постоянные рабочие места направлены 342 человека, 105 — на оплачиваемые общественные работы, 45 человек будут трудиться на сезонных работах, 31 — получил направление на профессиональную переподготовку.
Всего же в Жамбылской области 38463 человека имеют официальный статус безработного. Хотя реальной цифры безработицы назвать не может никто, так как человек, имеющий хоть какой-то доход, уже считается самозанятым. Таким людям государство помогает жилищными и адресными пособиями.
Этого, как показывает действительность, недостаточно. Необходимо задуматься о том, чтобы поддержать молодого гражданина страны, ступившего на путь взрослой жизни, подтолкнуть его к верному выбору профессии, поднять престиж рабочих специальностей.
Но пока нашим детям трудно объяснить, что диплом — это не гарантия трудоустройства, а лишь подтверждение того, что человек четыре года посещал то или иное высшее учебное заведение, порой созданное на базе бывшего ПТУ. Чтобы стать специалистом — надо сильно потрудиться. Чтобы стать профессионалом и успешным человеком — нужно иметь талант.
Увы, но эти доводы не доходят до ушей молодежи, поэтому отстается лишь надеяться, что лет через пять несостоявшийся юрист или экономист найдет в себе силы перепрофилироваться в хорошего каменщика или крановщика. Когда жизнь заставит.