Окончание, начало см.здесь.
В свою очередь, нам необходимо оценивать ситуацию вокруг китайских вагонов не с точки зрения субъективных, но и некоторых объективных факторов.
Понятно, что среди них можно назвать реальную потребность Казахстана в обновлении вагонного парка. Об этом говорят не только железнодорожники, но и наблюдатели, которые к железной дороге не имеют прямого отношения.
Большая часть пассажирских вагонов осталась Казахстану в наследство от СССР, давно уже отработала свой ресурс, но самое главное — морально и физически устарела. Если в течение ряда последующих лет не заняться обновлением вагонов, то в ближайшие 5-7 лет Казахстан отстанет от других стран не только технологически, но и с точки зрения современного сервиса на железной дороге.
Мощности по производству пассажирских вагонов в мире на сегодняшний день сильно перегружены. Модернизацией вагонного парка занимаются не только в Казахстане, но и во всех странах постсоветского пространства. Поэтому найти новые пассажирские вагоны и разместить заказы довольно сложно.
С другой стороны, большое значение имеет и цена вопроса. Как утверждают специалисты в сфере железнодорожных перевозок, китайские вагоны на порядок дешевле российских, а по многим техническим параметрам даже предпочтительнее. В свою очередь, мощности по производству пассажирских вагонов в России сильно перегружены в силу объективных причин — «Российские железные дороги» так же активно перевооружаются.
Бренд мешает?
Противостояние со стороны Республиканской санитарно-эпидемиологической станции по части ввоза китайских пассажирских вагонов заставляет многих усомниться в ее объективности. С одной стороны, главный санитарный врач сделал публичное заявление еще до того, как межведомственная комиссия официально опубликовала свое заключение, с другой, санитарные врачи остановили поставку двух составов с вагонами еще до того, как серьезно обследовали первый состав, уже пропущенный в страну.
Конечно, в такой ситуации АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» вынуждена была поступить так, как и поступила. Одновременно с письмом в адрес премьера, она направила заявление в финансовую полицию о возбуждении уголовного дела в отношении главного санитарного врача на транспорте К. Шайсултанова, главного санитарного врача Юго-Восточного регионального управления санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте А. Талкимбаева и главного государственного санитарного врача А. Белонога.
Как заявила в начале января 2008 года председатель совета директоров АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» Эльмира Ибатуллина, «на момент, когда был запрещен ввоз в Казахстан двух составов из Китая, органы СЭС, в том числе главный санитарный врач на транспорте не обладал такими полномочиями, потому что он не проводил экспертизу тех двух составов которые запретили ввозить на территорию РК».
Справка:
«Казахстан темир жолы» закупил и начал эксплуатировать 150 вагонов китайского производства. СЭС неоднократно заявлял, что железнодорожный состав из поднебесной не соответствует санитарным нормам и опасен для здоровья пассажиров. По их данным, в вагонах концентрация фенола и формальдегида превышает предельно допустимые нормы в несколько раз. В «Казахстан темир жолы» с этим не согласны. Сейчас в судах рассматриваются иски Санэпиднадзора к КТЖ о запрете эксплуатации вагонов. До сегодняшнего дня состоялось 30 судебных заседаний по всему Казахстану, но пока только в пользу КТЖ.
Противостояние КТЖ с РСЭС очень попахивает «войной брендов». В обывательском представлении любая китайская продукция вызывает негативные эмоции. Конечно, тому поспособствовали и сами китайцы, в течение долгого времени заваливающие Казахстан некачественной продукцией, начиная от швейных игл и заканчивая автомобилями одноразового использования.
Нелишние рекомендации
Безусловно, необходим компромисс между санитарными врачами и бизнесом. Единственное условие такого перемирия — это интересы людей, которые будут ездить в китайских вагонах.
Минздраву и РСЭС все же следует прислушаться к мнению АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» и попытаться найти решение, которое устроит всех. Одним из таких выходов может стать экспертиза китайских вагонов, проведенная независимой компанией. Только такая объективная экспертиза может поставить ту самую точку, которую хотят ощутить противники идеи закупа китайских вагонов.
Ключевая ошибка Минздрава и РСЭС заключается как раз в том, что все их заключения о вредности для здоровья граждан китайских вагонов со стороны выглядят лоббированием чьих-то коммерческих интересов в пику коммерческим интересам АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс».
Формат межведомственной комиссии в данном случае не может устроить никого, ибо многие прекрасно понимают, что в любой комиссии есть ведомые и ведущие. Насколько Минздрав и РСЭС «ведущие» оценить довольно сложно. А раз оценить сложно, то и поверить в объективность санитарных врачей и чиновников из Минздрава вдвойне сложнее.
Разумеется, не стоит и АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» примерять на себя одежды компании, которая думает лишь об одном — общественном благе. Любая коммерческая структура должна зарабатывать деньги, быть успешной и повышать капитализацию бизнеса. В этом нет ничего плохого, ибо, если бы бизнес думал исключительно об общественном благе — не многим бы удалось в нем удержаться. И потом, об общественном благе должны думать не бизнесмены, а государственные органы, которым такие функции переданы по факту их существования. Однако бывают случаи, когда общественное благо и бизнес не противоречат, а только дополняют друг друга. Нам только остается надеяться на то, что устремления бизнеса в вопросе китайских вагонов отвечают интересам общества.
Поэтому ссылки ее представителей на издержки бизнеса от действий РСЭС вполне понятны, другое дело, что ссылки на возможный срыв программы модернизации вагонного парка, слегка преувеличены. Представители компании могли бы и сами предложить Минздраву и РСЭС вариант с независимой экспертизой китайских вагонов. Не ставить вопрос об ответственности своих оппонентов, а первыми предложить.
Пока казахстанцы будут лишь сторонними наблюдателями межведомственной борьбы, они не станут ощущать себя комфортнее. И чем больше «подковерной возни», тем слабее желание у кого бы то ни было в таких дрязгах участвовать. Общественное мнение может изменить лишь веское слово независимых экспертов, желательно из стран, не производящих пассажирские вагоны и не участвующих в глобальной «вагонной войне».
Что касается трещин
Информация о том, что в китайских вагонах обнаружены трещины, не может не беспокоить. Конечно, сейчас оппоненты могут вновь поднять свои головы и сказать: «мы предупреждали о низком качестве китайских вагонов, а вы нас не слушали».
Причем, споры теперь из сферы вредности вагонов перейдут в область технологии их производства. Но прежде чем сыпать обвинениями и судебными исками, стоит немного подумать: что случилось на самом деле.
Судя по сообщениям казахстанских средств массовой информации, проблема возникла на кронштейне рамы тележки. Судя по всему, трещины были обнаружены в ходе технического осмотра №1. Он осуществляется перед отправлением вагона в рейс, а также в пунктах оборота и на пунктах технического осмотра в пути следования.
В технической литературе по вагоностроению написано, что подобного рода технические проблемы могут возникнуть как по вине машиниста, неправильно управляющего составом, так и по вине завода-изготовителя, где в процессе производства не выдержана технология изготовления кронштейнов.
Чтобы иметь более полную информацию, необходимо опять-таки, создать независимую экспертную группу, которая сможет точно сказать, кто конкретно виноват: машинист или завод-изготовитель.
Еще одна межведомственная комиссия с участием казахстанских эмитентов ничего не даст. Ее мнение все равно будет рассматриваться с точки зрения возможной аффилированности с госорганами или АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс».
Быть может, хотя бы в этом стороны придут к компромиссу… Во благо всех казахстанцев.