Когда рассеется дымовая завеса? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда рассеется дымовая завеса?

Когда рассеется дымовая завеса?

31 мая мир по давней традиции пытается прожить под девизом "День без табака" и взбодрить тем самым вечную борьбу с пагубной привычкой.

  • 31 Мая 2002
  • 1068
Фото - Caravan.kz

Все мы — немного лошади. В том смысле, что каждый получает свою дозу хрестоматийной капли никотина, от которой вот уже столько лет подряд погибает несчастное животное. И закоренелые куряки, и те, кто в жизни ни разу не затянулся. Такая кочегарка, как Алматы, к примеру, каждый день выкуривает порядка 3 миллионов сигарет. В воздух выбрасывается около 3 кг вредных смол и 2 кг никотина, частицы коих и попадают в легкие пассивных праведников. Так что если человек гордится собственным воздержанием — этого мало. Необходимо истреблять как можно больше отравителей и сделать наконец атмосферу чистой от их разносортных дымных выбросов. Работа тяжкая, если учесть, что в Казахстане, по самым приблизительным подсчетам, курят больше 4 миллионов человек.
Отбросив шуточки, надо сказать: проблема год от года обостряется. В стране идет рост онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний. Принято пенять на плохую экологическую ситуацию. Все верно — таблица Менделеева в атмосфере непроветриваемых городов не способствует цветущему виду и внутреннему комфорту их жителей. Но если они при этом еще и сами смолят… По мнению врачей, от болезней, спровоцированных курением, только в Алматы ежегодно умирает до 20 тысяч человек.
Почему мы курим? Тратя деньги неслабые, прекрасно понимая, что риск заболеть какой-нибудь дрянью увеличивается многократно. Социологические опросы показывают несколько причин: влияние окружения, попытка устранить свою закомплексованность, устоявшийся рефлекс, наплевательское отношение к собственному здоровью. Дети — кстати, среди 12-14-летних курят 10 процентов — чтобы самоутвердиться в компании либо быть как все. Поразительна логика некоторых родителей, как правило, курящих: пусть, мол, ребенок лучше дома, на глазах курит, чем тайком по подъездам шляться. Картинка в школе: учитель торопливо «дотягивает» сигаретку рядом с учеником — перемена кончается. Положа руку на сердце: сделали ли вы хотя бы разок замечание группе чадящих деток? Отводя взоры, мы спешим мимо — не то и послать могут в незатейливой форме. В Алматинском городском центре формирования здорового образа жизни уверены: нынешних подростков общество уже потеряло. Ни духовных ценностей, ни здоровых привычек. Надо биться за то, чтобы совсем малых несмышленышей успеть нацелить на ЗОЖ (эта суровая аббревиатура, легко употребляемая сотрудниками центра, на самом деле и есть здоровый образ жизни, которого нам так не хватает).
Еще в конце 1997 года в Казахстане был создан (не пугайтесь) НЦПФЗОЖ — то бишь национальный центр проблем формирования ЗОЖ (это вы уже знаете). Сегодня его структура включает в себя 14 областных и 8 городских центров ФЗОЖ, около 180 центров укрепления здоровья (ЦУЗ) на районном уровне с общей численностью персонала более 1200 человек. Еще одна цитата из симпатичного буклета центра: «В НЦПФЗОЖ выполняется тема НИР «Научные основы совершенствования управления и мониторинга процесса формирования здорового образа жизни в Казахстане в условиях углубления реформы в системе здравоохранения». Круто? О, в общем-то, понять можно. На самом деле центры разрабатывают очень правильные и интересные программы, здесь работают энтузиасты ЗОЖ, готовые собственноручно выкорчевывать билборды, рекламирующие сигареты. Вот только отчетность замучила — каждую неделю нужно отправлять в минздрав справку о проделанной работе. При такой бюрократической писанине когда нести идеи ЗОЖ в массы? Да и денег маловато. На нынешний год алматинскому центру выделено 4 млн бюджетных тенге, и основная их часть уйдет на зарплату сотрудникам, оплату аренды, издание листовок. По словам главного специалиста Анатолия Семушкина, средств нужно в 4-5 раз больше, чтобы центр работал в полную силу. В мае проведена акция «Брось курить и выиграй!» Акция очень точно основана на самом главном стремлении нашего человека — урвать чего-нибудь на халяву. Если в 1998 году в конкурсе приняли участие 400 алматинцев, то сейчас 1837. Имена победителей уже известны, теперь им предстоит двигаться по «возрастающей» — республика, а там, глядишь, и Европа — акция-то международная. Проблема со спонсорами — никто не хочет раскошеливаться. Акимат города обязал департамент малого и среднего бизнесмена найти потенциального поставщика призов, но энтузиазма у предпринимателей не возникло. Так что пока у бросивших один стимул — попасть в Польшу, победить там и получить 2,5 тысячи долларов.
Кстати, о долларах. За несколько лет до возникновения НЦПФЗОЖ в суверенном Казахстане произошла первая в новейшей истории приватизация госсобственности. В 1993 году 99,5 процентов акций Алматинской табачной компании выкуплены «Филип Моррис Кампаниэз Инкорпорейтед». Мировой табачный монстр не случайно поспешил на Восток — в Штатах и в западной Европе еле уловимо, но дрогнула мода на курение. Еще все оставалось на прежнем уровне, вовсю дымили в кафе и в офисах, но в воздухе уже реял призрачный образ Американца, Который Не Курит. Рождался новый бог — тот самый ЗОЖ, только на западный манер. Бег трусцой, отказ от алкоголя и табака, безукоризненные сердце и легкие. Престижным становилось не курить. Табачные компании захлопотали — надо было укреплять позиции в странах «третьего мира». Маркетологи «ФМ» попали в точку — Казахстан стал отличной нишей для развития производства. Затратив 340 миллионов долларов на модернизацию и строительство нового производственного комплекса, компания получила необъятный рынок и суперактивного потребителя. Сегодня «Филип Моррис Казахстан» выпускает 18 миллиардов сигарет в год. Сбор табака на местных плантациях увеличился в 13 раз, его даже экспортируют.
Тем временем в Штатах курение становится антиобщественной привычкой. Курильщиков презирают и подвергают остракизму. Не берут на работу, не выходят замуж и загоняют в резервации, не дозволяя щелкать зажигалкой в других местах. Эдак покуришь разок-другой на черной лестнице — поневоле расхочется. Бум на здоровье доходит до того, что курильщики со стажем, подцепившие какую-нибудь болячку, предъявляют миллионные иски гигантам табачной индустрии — в частности, тому же «Филипу Моррису» — и суды охотно принимают их. У нас же вовсю идет развитие сигаретоделания. Поскольку покупать облегченные сигареты с уменьшенным содержанием смол — те же «Мальборо лайтс» — у среднестатистического потребителя кишка тонка, фабрика налегает на расширение ассортимента дешевых. Их больше всего сегодня на казахстанском рынке — 36,2 процента. По сравнению с 2000 годом чистый доход компании вырос на 87 процентов. Производство ширится. А на все попреки профессиональных борцов за ЗОЖ есть один , но очень весомый аргумент: с 1993 года в бюджет республики компанией «Филип Моррис Казахстан» выплачено в виде совокупного налога почти 200 млн долларов. Что же касается курения среди детей и подростков, то компания выступает категорически против оного и даже проводит разъяснительную работу среди продавцов: чтобы не отоваривали несовершеннолетних сигаретами. Но кто прочтет лекцию бабушке, торгующей возле школы семечками и «LM» поштучно от бедности своей?
Итак, с одной стороны, у нас — Год здоровья, да и в последующие неплохо бы его поберечь. С другой — вредоносный, но ценный для бюджета производитель зелья, прочно окопавшийся на наших просторах. Проект закона «О профилактике и ограничении табакокурения» так и остался в зачаточном состоянии. Пойти туркменским путем и начисто запретить в стране курево «Филип Моррис» не даст. Настойчивой пропагандой ЗОЖ в молодежной среде, по-моему, можно добиться лишь обратного результата — ну, не хотят ребята физзарядку делать, хотят в ночных клубах оттягиваться. Многие курильщики, разбалованные демократией, любое невинное замечание расценивают как наезд на права человека (курящего). Остается одно: сделать курение немодным, объявить признаком аборигенской отсталости. Сделаться цивилизованной страной. Табачные магнаты, рыдая, повернут оглобли.
Мир делится на убежденных курильщиков, терпеливых некурильщиков и ярых ненавистников табака. Первых мрет на земле 4 миллиона в год, число вторых статистике неизвестно, количество последних неуклонно растет. Автор прошел все три стадии и потому понимает душевные порывы представителей каждой категории. Бросив это занятие тринадцать лет назад, не корысти ради, а исключительно потрясающим усилием воли, всем дымящим того же желаю. И будет нам ЗОЖ.