Что тебя ждет, абитуриент? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что тебя ждет, абитуриент?

Что тебя ждет, абитуриент?

С 20 июня по 15 июля во всех вузах республики начнется прием документов у абитуриентов. А в конце этой увлекательной лотереи их будет ожидать новость: в этом году у государства нет денег печатать в СМИ списки поступивших. Откуда и где абитуриенты должны будут узнать результаты экзаменов, не ясно. Впрочем, это не единственная неясность в столь важном деле.

  • 28 Мая 2002
  • 1305
Фото - Caravan.kz

Оказывается, все вузы страны делятся на линейные и базовые. Документы нужно подавать в линейные. Их в РК около четырехсот. А экзамены придется сдавать в базовых. Их всего 43. В каком из них будет происходить экзаменационная экзекуция? В приемной комиссии обязательно скажут. Надо не хлопать ушами и все четко запоминать.
Там же, в линейном вузе, абитуриенту выдадут пропуск на экзамен. Это очень важная бумажка! В ней, кстати, будут указаны вуз (его местонахождение), корпус и аудитория. Обязательно надо обратить внимание на поток, который соответствует дню сдачи экзамена. Шесть потоков — шесть дней. Первый поток, соответствует первому дню и так далее.
Все экзамены, а их четыре — сдаются в один день методом тестирования. И на все про все абитуриентам отводится три часа времени. Те, кто уже прошел тестирование, говорят, что при нормальных знаниях с вопросами можно управиться и за два с половиной часа. А если знаний нет, то и пять часов времени не помогут.
К сведению поступающих, такой обязательный экзамен, как математика, введенный в 2000 году, до сих пор никто не отменил. Среди чиновников от образования распространено мнение, что если человек не знает математику, значит, он не знает ничего. Спорить с этим бесполезно. Экзамен обязателен для всех вузов и для всех факультетов.
Что должен знать будущий студент уже сегодня? Выбирая вуз, обязательно надо удостовериться в том, что у вуза есть аккредитация. Не лицензия! Лицензия у вуза может быть — это право на ведение учебной деятельности. Аккредитация же — это гарант того, что, окончив этот вуз, студент получит диплом государственного образца. Учебное заведение, которое не прошло аккредитацию, сможет выдать только диплом своего образца. Но это не значит, что самодеятельный диплом будет котироваться везде и всюду. Спецдипломы у нас не в чести. Имейте ввиду. А поскольку в этом году далеко не все вузы смогли пройти аккредитацию, значит, далеко не все студенты смогут рассчитывать на диплом гособразца.
Можно ли «зарезать» абитуриента?
Руководитель управления национального центра государственных стандартов образования и тестирования Шынали Артыгалин говорит, что нет и дает своему утверждению гарантию 200 процентов.
-Прежде всего, абитуриента некому «резать». С 1999 года в стране введено тестирование. Мы ушли от личных симпатий и антипатий на экзаменах. А у компьютеров не бывает любимых и гонимых. Ошибки тоже исключены.
-Значит, «завалить» никого нельзя. Но помочь-то уж наверняка можно?!
-Если вы знаете, как это сделать, я с удовольствием вас послушаю. Давайте начнем с того, что обработку экзаменационных тестов в этом году будут делать не сотрудники центра, а непосредственно сотрудники тех вузов, в которых будут идти приемные экзамены. Наш же центр будет отвечать только за степень защиты компьютерных данных, и поверьте мне, она настолько высока, что залезть в машину и что-то там быстренько подправить, абсолютно невозможно. Информация надежно защищена от стороннего вмешательства.
Второе. Представьте себе, как можно помочь абитуриенту, если никто (никто!) не знает, на какое место сядет ученик на экзамене и какой вариант теста ему достанется. Место определяется на компьютере методом случайных чисел. Вводятся фамилии учеников и компьютер выдает их посадочные места. Данные вводятся за час до экзамена. Раздаются места каждому при входе в аудиторию, можно сказать на пороге кабинета. Абитуриенты тут же расписываются за полученное посадочное место. Не дай Бог, кто-то сядет не на свое место или что-то перепутает. Он накажет себя сам. Провалит экзамен.
Варианты тестов становятся известны тоже не заранее, а уже непосредственно в аудитории, когда все рассядутся. Опломбированный ящик с листами-вопросами вскрывается в присутствии абитуриентов, и тут же все получают свои варианты.
-Но ведь формируете эти опросники и варианты вы, ваш центр. И печатается вся эта продукция в ваших стенах…
-Да. Но когда мы печатаем варианты тестов, в помещении присутствуют представители КНБ. В нашу типографию не впускаются посторонние люди. А свои знают, что если у них найдут что-нибудь, заведут дело. Это криминал. У нас ни разу таких инцидентов не было. Кроме того, сами вопросы тестов не являются какой-то большой тайной. Они известны. Мы их даже продаем. Но какие из этих вопросов войдут в тот или иной вариант не знает никто. И в этом смысл экзамена. Это — проверка знаний.
-Но ведь те, которые печатают опросники, они, получается, знают, какому месту будут соответствовать те или иные варианты.
-Согласен, но вы забываете, что эти люди не знают людей, которым достанутся эти самые места. Люди становятся известны в последний момент.
-А когда экзамен закончен, люди, которым сдаются листы с ответами, тоже имеют какое-то алиби по поводу неприкосновенности к ответам абитуриентов? Говорят, что пока листочки доносят до сканера и закинут информацию в компьютер, проходит не менее 15-20 минут и этого достаточно, чтобы помочь тому, кому нужно, естественно за деньги.
-По прошлым годам именно на этот участок приема экзамена было больше всего нареканий, падало больше всего подозрений. В этом году, чтобы снять с людей ложные обвинения, наш центр предложил ввести на экзамен новшество. Теперь абитуриенты будут сдавать свои ответы не членам приемной комиссии, а собственноручно опускать их в прозрачный пластиковый ящик. Он запаян и вскрыть его просто так невозможно. При этом каждый поступающий обязан будет расписаться в том, что он сдал листочек, а не намеренно засунул его в карман или просто забыл сдать. Такие номера теперь тоже никому не пройдут. Тем самым мы исключаем вероятность самых разных махинаций как со стороны приемной комиссии, так и со стороны абитуриентов.
Кстати, в центре тестирования всего за 150 тенге действительно можно приобрести вопросники по всем предметам. В них даже есть варианты ответов (правильный, конечно же, нужно найти самому). Но! В этих книжках напечатана только тысяча с лишним заданий, а базовых вопросов по каждому предмету не менее трех тысяч. Какие из них попадутся на экзамене и где взять остальные вопросы… никто не говорит, но все подразумевают, что одиннадцать лет в школе вы занимались именно тем, что искали ответы на эти самые вопросы.
Пункт 4 — камень преткновения
В прошлом году по этому поводу был бо-о-ольшой разговор между государством и частными вузами. В этом году правила приема в вузы еще не определены. Снова все упирается в этот четвертый пункт.
Согласно этому пункту в законе об образовании государство не имеет права вмешиваться в процедуру приема абитуриентов в вуз. Это — прерогатива вуза. Государство не может диктовать, кого принимать, а кого отсеивать. В результате, проходной бал при вступительных экзаменах, установленный государством — 40 — для частных вузов превращается в фикцию. Частные вузы, преследуя меркантильные интересы, принимают учащихся даже с пятью баллами. По сути, двоечников. Почему вдруг вуз идет на такие поблажки, понятно. Люди готовы платить! Вуз их принимает. Кто об этом знает? Никто. Вузы ни перед кем не отчитываются. А государство не может их проверить. Не имеет права!
В частном секторе государственных вузов творится то же самое.
Вся казуистика ситуации заключается в том, что государство не может проконтролировать прием поступающих в вуз. Нет механизма. Закон на стороне вуза. Но когда студенты выходят из вуза, отучившись положенный срок, они получают диплом гособразца. Насколько эти люди достойны этого диплома, государство не знает. Государственные вузы не позволяют себе таких вольностей. Если абитуриент набирает 39 баллов, он не имеет права участвовать в конкурсе.
Когда вводилось тестирование, обязательное для всех абитуриентов, ожидалось, что это приведет систему поступления в вузы к единым стартовым условиям. Однако в силу четвертого пункта закона об образовании этого не случилось. Частные вузы (и частные сектора государственных вузов) не предоставляют в центр тестирования никаких данных по поводу того, кого они принимают в вуз и с какими баллами. Именно поэтому центр тестирования до сих пор не может составить полноценный рейтинг вузов страны. Вузы сознательно отказываются афишировать свое «истинное лицо».