Если говорить в целом, то статистика самая замечательная. В этом году на медицинское обслуживание одного жителя в среднем придется на 1259 тенге больше, чем в прошлом году. Всего эта сумма составит 4436 тенге на нос. Что, конечно, неплохо, но для здорового человека. Можно пару раз пройти профилактические осмотры, поколоть весной витамины, прижечь зеленкой ссадину… Ну а хронически больному такой суммы не хватит один раз пройти курс обязательного лечения.
В прошлом году исполнение бюджета на здравоохранение составило 98, 4 процента от запланированного (55,3 миллиарда тенге). Были выделены дополнительно средства в 5, 4 миллиарда тенге по инвестиционным проектам. На Год здоровья было выделено почти на двадцать процентов больше прошлогоднего — 65, 8 миллиарда тенге. Наибольший рост по программам централизованного закупа. На противотуберкулезные препараты запланировано на 917 миллионов тенге больше, чем в прошлом, что позволит пролечить 96 тысяч детей и 46, 5 тысяч взрослых. Выделенных средств хватит на вакцинацию от вирусного гепатита более чем трехсот человек, в том числе новорожденных — 240 тысяч, медицинских работников — 42 тысячи, больных, подвергшихся переливанию крови, — 32 тысячи человек. Больше будет закуплено и противодиабетических препаратов, и медицинского оборудования, и препаратов для лечения детей, больных лейкемией.
Однако, как обычно, хорошо на бумаге. Когда доходит до дела, все выглядит иначе. К примеру, диабетических препаратов не хватило до завоза новых партий после очередного тендера. В Алматы этой весной неожиданно закончились и вакцины против вирусного гепатита. Были ситуации, когда одну прививку тем, кто должен получить вакцину из-за заражения близких родственников, поставили, а для следующей (вакцинирование идет в несколько этапов) препаратов не оказалось. Первая прививка оказалась бесполезной, и, когда появилась вакцина, пришлось начинать все сначала.
Впервые в этом году республиканский бюджет предусмотрел финансирование программы «Противодействие эпидемии СПИДа». Правда, почти все 1, 9 миллиона тенге уходят на издательство санитарно-просветительной литературе по профилактике СПИДа, выпуск буклетов, плакатов, памяток. Нужное, конечно, дело, но до сих пор не выделяются средства на лечение ВИЧ-инфицированных противовирусными препаратами. Курс на одного человека стоит десять тысяч долларов, и пока есть возможность проводить такое лечение только ВИЧ-инфицированным беременным женщинам.
Профинансирована в этом году, по данным Минздрава, и программа централизованного закупа медицинского оборудования для онкологических организаций и химиопрепаратов на 400 и 800 миллионов тенге соответственно. В этом году будут закуплены и диализаторы для 54 больных, перенесших операции по пересадке почек и для пятисот больных с острой хронической недостаточностью.
В Министерстве здравоохранения очень гордятся тем, что для рационального использования бюджетных средств с прошлого года финансирование проводится в соответствии с утвержденными квотами на госпитализацию больных. Это позволило, считают чиновники, упорядочить госпитализацию больных по уровням оказания стационарной помощи — республиканскому, областному, городскому и районному. В этом году планируется При этом умалчивается, что даже по квоте очень сложно сразу попасть на лечение в такие научно-исследовательские институты, как институт педиатрии, онкологии и другие. Люди вынуждены пройти массу инстанций, прежде чем их положат в больницу. Но и там, несмотря на квоты, процветает вымогательство.
Говорить о том, что виновата низкая оплата труда медиков, уже, наверное, нельзя. Введенная с 1 января этого года новая система оплаты труда позволила повысить должностные оклады врачей на двадцать пять процентов.
Пожалуй, положительным моментом в проведении этого года можно считать только то, что идет медицинское обследование детей, подростков и женщин. Это самые неблагополучные группы. Сейчас каждый второй ребенок имеет различные хронические заболевания, женщины детородного возраста, особенно в сельской местности, тоже имеют букеты патологий. Но что дадут осмотры, кроме того, что будет поставлен диагноз? Ведь на лечение, как правило, необходимы немалые средства, так как бесплатная, как уже было сказано, у нас только «зеленка».
Хотя, конечно, медики могут возразить: а как же с обслуживанием в детских поликлиниках? Ведь там прием врачи ведут без оплаты. Однако , скажем мы, это только тогда, когда родители успели взять талончик, А их, талончиков, на всех не хватает, так как врачи ведут прием лишь по четыре часа, в остальное время принимая на платной основе. Это признают и руководители Минздрава, считающие, что повсеместное замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами происходит из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами на платной основе. Только вопрос в том, что контролировать это должны как раз те самые чиновники, которые признают, что есть нарушения в этой сфере.
Между тем в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи будет включена первичная медико-санитарная помощь, оказание помощи беременным, больным социально-значимыми заболеваниями, оказание скорой помощи, оказание медицинской помощи по всем видам заболеваний пенсионерам, инвалидам, ветеранам, безработным. В перспективе предполагается поэтапное расширение гарантированного объема бесплатного медобслуживания. Правда, мы уже знаем, что все эти планы и намерения на местах превращаются в хождение по мукам и изъятие из кошельков законопослушных налогоплательщиков сумм, которые они уже вроде бы оплатили в виде налогов.