"Окно в Европу" для казахстанской нефти - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Окно в Европу" для казахстанской нефти

"Окно в Европу" для казахстанской нефти

В июне Казахстан добился самых больших внешнеполитических и внешнеэкономических успехов за все последние годы, достигнув договоренностей с Россией в сфере транспортировки нефти и совместной работе в области газодобычи и продажи газа на внешних рынках. Можно предположить, что реальная значимость для Казахстана этих договоренностей сейчас, не смотря на многочисленные позитивные комментарии, еще до конца не оценена.

  • 17 Июня 2002
  • 791
Фото - Caravan.kz

Как известно, в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение между двумя правительствами о транзите казахстанской нефти через систему российских нефтепроводов на Запад. В принципе все последние десять лет эта практика существовала, основной объем экспорта казахстанской нефти, то есть, основы экономики республики, шел на внешние рынки по российским трубопроводам, которые были для Казахстана без преувеличения «дорогой жизни». Проблема была в том, что статус этой дороги оставался не определенным: Москва никогда не отказывала в транзите, но каждый год надо было по новой договариваться о квотах на прокачку. То есть, невозможно было говорить о какой либо стабильности даже в краткосрочной перспективе в отношении объемов экспорта нефти. Это сильно нервировало все казахстанские правительства, хотя реально повод для этого был, кажется, только один раз, когда во время краткосрочного нахождения во главе российского правительства появились слухи о намерениях Москвы сократить уже утвержденную на тот момент квоту на прокачку казахстанской нефти. Тогда этого не произошло, но прецедент надолго запомнился.
Теперь подобное становится принципиально невозможным. Согласно соглашению правительств Казахстана и России, ежегодно через нефтепровод Атырау — Самара и далее по системе российских нефтепроводов будет прокачиваться до 15 миллионов тонн нефти. К этому надо добавить еще 2,5 миллионов тонн которые пойдут через Каспийское море танкерами до Махачкалы, затем по нефтепроводу до Новороссийска. Итого — 17,5 миллионов тонн в год! Это немногим меньше, чем составляла вся нефтедобыча в Казахстане в первой половине 90-х годов. При чем соглашение заключено на срок в 15 лет и предполагает возможность продления по истечению этого срока! Теперь прецеденты, подобные «шоку от Примакова» невозможны — под соглашением стоит подпись главы российского правительства. Неслыханный успех!
Очень важным для Казахстана стало и соглашение о создании совместного предприятия между российским «Газпромом» и Национальной компанией «КазМунайГаз». О возможности такого альянса говорилось и даже писалось еще два года назад, но тогда из этого ничего не вышло. Сейчас идея реализована. Главная ее составляющая — это планируемая переработка газа с Карачаганакского месторождения на заводе в Оренбурге. Часть переработанного газа затем будет возвращаться назад и использоваться для нужд западных и северо-западных областей Казахстана, традиционно энергодефицитных и живущих на искусственном газе. Другая часть переработанного газа будет совместно продаваться российско-казахстанским СП на Западе — вожделенный Казахстаном выход на внешние рынки со своим газом. Конечно, не Бог весть, какие объемы, но как отметил президент НК «КазМунайГаз» Ляззат Киинов, они могут в будущем быть увеличены.
По мимо экономического подписанные соглашения имеют и чисто политический, очень важный, итог. Можно с уверенностью говорить, что политические возможности для лоббирования своих интересов в высшем российском истеблишменте у Астаны теперь возрастут еще больше: иметь партнером «Газпром», пусть не столь могущественный, как во времена Вяхирева, но все же крайне влиятельный, очень полезно.
Во внешнеэкономическом плане главный результат соглашений это усиление статуса Казахстана как важного экспортера нефти сегодня и, возможно, еще более важного — завтра. Все последние годы иностранные инвесторы говорили, что рады бы наращивать объемы инвестиций в энергетический сектор Казахстана, но сдерживают проблемы неурегулированности статуса Каспийского моря и ограниченный объем экспортных возможностей. Последняя проблема всегда перетекала в дискуссии о том, какой нефтепровод будет лучше — Баку — Джейхан, иранский маршрут или даже афганско-индийский. Теперь споры на эту тему становятся совершенно беспочвенными, по крайней мере на ближайшие лет десять: только суммарные объемы экспортных возможностей первой, уже введенной в строй, очереди нефтепровода КТК (28 миллионов тонн), нового договора по Атырау-Самара и Махачкала-Новороссийск (17,5 миллионов) превышают всю нынешнюю нефтедобычу в Казахстане! А ведь есть еще и другие, хотя и более мелкие направления транспортировки, а также внутреннее потребление нефти. Так что для Казахстана сейчас более актуальной чем изучение новых гипотетических нефтепроводов становится проблема как заполнить уже существующие экспортные возможности. Масштабный рост нефтедобычи в Казахстане может быть связан только с разработкой структур Каспийского шельфа, других больших не используемых ресурсов уже почти не осталось. А серьезная нефтедобыча на шельфе начнется при оптимистическом сценарии не ранее конца этого десятилетия. Так что на ближайшее годы вопрос экспортных нефтепроводов снят.
Своевременность же подписанных в Москве соглашений подтвердили уже самые последние дни. Как известно, 15 июня на всех биржах мира произошел самый большой после 11 сентября прошлого года обвал акций. «Упали» все отрасли экономики: телекоммуникации, услуги, коммерческие компании, промышленность. Только нефтедобывающие компании удержались. В такой момент для Казахстана, опираясь на санкт-петербургские соглашения, очень перспективно заявить о себе как о стабильном поставщике нефти на мировой рынок.